Украденые шедевры Греции

Похищенные шедевры: Знаменитые картины, местонахождение которых неизвестно до сих пор

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Похищения XX века

Произведение, созданное нидерландским художником Яном ван Эйком либо его братом Хубертом, было похищено из Собора Святого Бавона в Генте 10 апреля 1934 года. Подозреваемый в этом преступлении житель Гента, уже будучи на смертном одре, признал свою вину, одновременно сообщив, что тайну местонахождения шедевра он унесет с собой в могилу. В настоящее время алтарь в Генте дополнен копией, сделанной по сохранившимся фотографиям утерянного фрагмента.

Эта картина была, возможно, единственным написанным Рафаэлем автопортретом. В 1798 году полотно перевезли из Италии в Польшу, в собрание князей Чарторыйских. С началом Второй Мировой войны несмотря на все попытки скрыть шедевр от нацистов, «Портрет молодого человека» был обнаружен гестапо и вывезен в музей Гитлера в австрийском городе Линце. После окончания войны обнаружить картину не удалось. Тем не менее, по данным польских властей, эта работа Рафаэля не уничтожена и находится в безопасности, ее местонахождение неизвестно.

Предание гласит, что икона была написана евангелистом Лукой. Впервые она упоминается в 1347 году, когда византийский император Андроник III Палеолог передал образ в дар монастырю города Монемвасия в современной Греции. Во время борьбы греков за независимость от Османской империи в 1821 – 1832 годах икону вывезли в Петербург, где она заняла место в Зимнем дворце. Несколько раз сменив местонахождение, Андрониковская икона оказалась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984 году.

Образ почитается верующими как чудотворный. Считается, что после удара иконоборца ножом по иконе на шее Богоматери, появилась кровоточащая рана. Литографическая копия иконы хранится в церкви Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского.

Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990 году

В ночь на 18 марта 1990 года был поставлен своеобразный рекорд стоимости шедевров живописи, похищенных за один день – ущерб от преступления был оценен в полмиллиарда долларов. Грабители, переодетые в полицейскую форму, проникли в музей и, обезвредив охранников, вынесли тринадцать экспонатов. Среди похищенных картин оказались три работы Рембрандта и одна – его ученика Говарда Флинка, пять картин Эдгара Дега, произведения Вермеера и Моне. Перед тем, как покинуть музей, преступники уничтожили записи видеокамер. В настоящее время поиски похищенных шедевров продолжаются, а за информацию об их местонахождении объявлено вознаграждение в несколько миллионов долларов.

Изабелла Гарднер – одна из самых знаменитых женщин-коллекционеров, собравшая за свою жизнь около 2500 произведений европейского искусства.

Эта картина считается самой дорогой из когда-либо похищенных. Она была создана Вермеером в период с 1663 по 1666 год. На холсте изображены трое музыкантов: девушка, играющая на клавесине, мужчина с лютней и певица. На полу лежит популярный в XVII веке музыкальный инструмент, родственник виолончели – виола да гамба.
За спиной поющей девушки Вермеер изобразил картину другого великого нидерландского художника – Дирка ван Бабюрена. Эта работа, под названием «Сводня», была размещена по соседству с «Концертом» и во время кражи не пострадала.

Написанная в 1633 году, эта картина стала единственным морским пейзажем работы великого Рембрандта. Композиция на холсте отражает легенду об одном из чудес Иисуса Христа – когда во время переправы с учениками через Галилейское море он укротил разгулявшуюся бурю.

Это произведение – один из образцов раннего творчества Рембрандта, уже тогда демонстрировавшего гениальную передачу действия и эмоций с помощью приемов светотени.

На полотне изображен мужчина, сидящий с блокнотом за столиком кафе «У Тортони» в Париже, где Мане завтракал едва ли не каждый день. Произведение было создано художником в 1878-1880 годах, в период расцвета его творческих сил. «У Тортони» – не просто яркий образец французского импрессионизма, это еще и «портрет эпохи», отражение одной из граней социальной и культурной жизни Парижа конца позапрошлого века.

Ограбление Музея Кюнстхал в Роттердаме 16 октября 2012 года

Из музея в этот день вынесли работы Матисса, Пикассо, Моне и Гогена, примерная стоимость похищенных произведений составила сто миллионов долларов. Все пропавшие картины сразу же были внесены в базу украденных произведений искусства, что должно было затруднить преступникам их сбыт. На след подозреваемых в похищении вышли быстро – уже в январе 2013 года были арестованы и подвергнуты допросам и обыскам шестеро вероятных похитителей. По сообщению матери одного из возможных преступников, Ольги Догару, она обнаружила и сожгла картины, опасаясь разоблачения своего сына. Правоохранительными органами это заявление ставится под сомнение, да и сама Догару позже отказалась от своих слов – а потому, возможно, шедевры до сих пор не уничтожены.

Картина была создана в 1919 году – в этот период Матисс писал в приглушенных тонах, предпочитал на полотнах серые и черные оттенки. Картина появилась уже в зрелый период творчества Матисса, когда за спиной художника был опыт творчества в стиле импрессионизма, фовизма, а также путешествие на Восток и осмысление увиденного на холстах. Особая ценность «Читающей девушки» – в том, что она представляет собой важный этап в восприятии богатого творческого опыта художника.

Обе картины были написаны художником-импрессионистом в 1901 году. Выполненные в схожей манере, они входят в серию цикла «лондонских туманов», созданного Моне в период между 1900 и 1904 годами.

По мере вглядывания в изображение на холсте, очертания моста начинает будто бы выплывать из тумана, становиться отчетливее, выделяться из плотного и тягучего, почти осязаемого фона. Моне писал лондонские мосты при разном освещении и в различную погоду, около тридцати семи работ посвящены мосту Черинг-Кросс.

Картина была написана в 1971 году, когда Пикассо было уже девяносто. После того, как Ольга Догару отказалась от своих показаний об уничтожении полотен, появилась информация, что «Голова Арлекина» найдена в одном из румынских уездов. К сожалению, привезенная оттуда картина оказалась подделкой.

Возможно, однажды эти и другие похищенные шедевры вернутся на свои места и снова станут достоянием всех ценителей искусства. А пока красноречивее любых слов выглядят пустые рамы, еще не так давно оформлявшие великие шедевры.

А ведь история невероятной популярности “Джоконды” да Винчи началась именно с ее похищения в 1911 году из коллекции Лувра.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Британский музей. Украденные шедевры?

Британский музей – один из самых популярных музеев как Лондона, так и Великобритании в целом. Как и многие музеи Англии, чьи жители известны своей страстью к коллекционированию, Британский музей возник из частной коллекции, которая принадлежала лейб-медику сэру Хансу Слоуну. Собрание Слоуна отличалось удивительным разнообразием: наряду с картинами, рукописями, древними книгами, историческими реликвиями, оно содержало естественнонаучные, этнографические, археологические экспонаты. В 1753 году, когда сэр Ханс Слоун умер, его коллекция перешла по завещанию во власть государства. Специальным актом Британского Парламента был учрежден музей, на создание которого ушло шесть лет. Музей был открыт в 1759 году, пополнившись к этому моменту королевской библиотекой.

История музея

Настоящая жемчужина коллекции Британского музея – это легендарные мраморы Парфенона, известные благодаря английской литературе как мраморы Элджина. Имя свое они получили в честь их владельца – Томаса Брюса, седьмого графа Элджина. Томас Брюс, как и многие английские джентльмены викторианской эпохи, увлекался археологией и коллекционировал антиквариат. В 1802 году граф Элджин вывез из Греции рельефы фриза знаменитейшего храма Афины, воспользовавшись для этого своим высоким служебным положением: в то время этот поклонник античного искусства был послом Англии в Оттоманской империи, частью которой являлась Греция.

Имена творцов фриза и статуй Парфенона – этих поистине прекрасных шедевров мировой культуры – в истории не сохранились. Предполагают, что их создали ученики великого греческого скульптора Фидия, руководившего возведением «современного» Акрополя.

Экспозиции музея

Центральный храм афинского Акрополя – Парфенон – был возведен в честь богини Афины – покровительницы Афин, которая создала этот город и сделала его процветающим. Именно в Парфеноне хранилась городская казна, обеспечивавшая мощь города и богини Афины, которая была стражем Акрополя.

Могущественной дочери Зевса был посвящен главный праздник города – Великие Панафинеи, существующий вот уже больше 2500 лет. На протяжении более чем двух тысячелетий жители Афин идут по мраморной ленте фриза, чтобы поклониться своей покровительнице и принести в ее честь священные жертвы.

Несмотря на то, что их рельефы сильно повреждены, мраморы Парфенона по-настоящему дышат великим чудом мастерства античных скульпторов, вдохнувших жизнь в холодный мрамор. …Прелестные в своей юности всадники грациозно восседают на спинах своих быстрых коней, которые то скачут галопом, то замедляют ход. Величавой поступью ступают облаченные в туники прекрасные девы, несущие кувшины с водой, вином и оливковым маслом для церемонии. Доблестные возницы колесниц состязаются в силе и ловкости. За ними медленно движутся ряды жертвенных животных, за которыми неустанно наблюдают служители храмов…

Греческие мастера издревле мечтали «оживить» героев своих творений и повторить миф о Пигмалионе. Ожидая божественного вмешательства, они раскрашивали мрамор, чтобы придать ему максимальное сходство с оригиналами. После этого мраморы становились похожими на восковые фигурки. Зато современным почитателям античного искусства мраморные изваяния, потерявшие цвет, кажутся воплощенным совершенством.

Музей в наши дни

В настоящее время любителей искусства мучит вопрос о том, где же все-таки будут храниться шедевры, созданные руками афинских мастеров. Греция вот уже много лет пытается вернуть произведения своих мастеров на их историческую родину, утверждая, что они были просто-напросто украдены у народа. Великобритания же явно не спешит расстаться с сокровищами Британского музея, считая, что граф Эрджин спас сокровища Парфенона. Пожалуй, каждая сторона права по-своему.

Лорд Эрджин, конечно, очень своеобразно понял разрешение турецкой стороны вывезти в Англию несколько «кусков мрамора» на память. Протяженность одного лишь фриза Парфенона, без отдельно стоящих изваяний и скульптурных групп, составляет около 150 метров. Во многом правы и руководители Британского музея, где с 1816 года хранятся мраморы Парфенона, выкупленные короной у разорившегося графа Эрджина. К 1800 годам, когда граф Эрджин появился в Афинах в качестве английского посла, Парфенон уже более ста лет стоял в руинах и продолжал разрушаться вследствие взрыва порохового склада, размещенного в храме турками. Ситуация усугублялась тем, что местное население охотно использовало мраморные плиты храмов Акрополя в качестве бесплатных стройматериалов, а турки, в то время бывшие хозяевами Греции, хотели избавиться от античного наследия по религиозным соображениям. Кроме того, небольшая часть скульптур Акрополя была в разные годы вывезена из Афин французами и итальянцами.

Читайте также:  Аэропорт Фукуок (Вьетнам): название, описание, как добраться в город

Иными словами, вопрос о том, украл ли лорд Эрджин мраморы Парфенона или действительно их спас, можно решать по-разному. Главное, пожалуй, то, что это уникальное сокровище Древней Греции сохранилось до наших времен.

Посетителям

  • Международное название: British museum;
  • Адрес: г. Лондон, Грейт Рассел Стрит WC1B 3DG;
  • Как добраться: Проехать к музею можно общественным транспортом: ближайшие станции метро Холборн, Гуд-стрит, Тоттенхэм Корт Роуд, Площадь Рассела, автобусами № 1, 8, 38, 24, 68 и др;
  • Телефон: 44 (020) 7323 8181;
  • Режим работы: суббота-четверг, с 10:00 до 17:30, пятница с 10:00 до 20:30;
  • Сайт: www.britishmuseum.org;
  • Стоимость билета: вход свободный.

В музее можно арендовать конференц-залы, разрешена фото- и видео-съемка.

victorrom

Озёрский привет

Что хочу – то пишу.

Самые дорогие украденные шедевры

Доброго времени суток.

Сегодня буду рассказывать о странном и необычно-любопытном. И начну с «воровского рейтинга произведений искусства». Другими словами, какие самые дорогие шедевры удалось похитить за последние 100 лет.

Конечно, воровать произведения искусства не так выгодно, как торговать наркотиками, оружием или курировать рынок сексуальных услуг. Тем не менее, бизнес это выгодный, старый и отлично отлаженный. Только в США на этом рынке за год проворачивают сделок на 6 миллиардов долларов. Неудивительно, что в мире ежегодно пропадают десятки тысяч картин, скульптур, гравюр, коллажей, что год от года только прибавляют в стоимости.

По традиции будем шагать по увеличению стоимости похищенного…

10. «Две формы», Барбара Хэпуорт , около $900 000

По статистике, преступления такого характера ежегодно приносят государству ущерб в размере 700 тысяч фунтов. В 2011 году лондонская полиция сообщила о том, что в Скотланд-Ярде появится специальное подразделение по борьбе с хищениями металлических предметов. Угроза не подействовала: на следующий же день выяснилось, что из Далвич-парка исчезла скульптура Барбары Хэпуорт «Две формы». Надежда на её возвращение невелика.

9. «Кавалер», Франц ван Мирис-старший , около $1 млн.

Вряд ли голландский портретист Франц ван Мирис-старший предполагал, что его склонность писать картины маленького формата в дальнейшем будет на руку грабителям. Сотрудники Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Австралии, откуда в 2007 году пропал автопортрет ван Мириса, предполагают, что на преступление вора вдохновили именно небольшие размеры полотна – всего 20 на 16 сантиметров.
Более того, специалисты склонны считать кражу спонтанной: кто-то из посетителей внезапно осознал, что унести «Кавалера» в сумке не составит труда – и тут же осуществил задуманное. При этом в его цели вряд ли входила перепродажа, а значит, найти картину, скорее всего, уже не удастся, и она впредь будет украшать стену самой обычной квартиры или дома.

8. «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть», Огюст Ренуар , около $1 млн.

Дорогостоящие картины редко становятся случайной добычей: как правило, на них ведется долгая и прицельная охота. Исключение в этом смысле составляет полотно Огюста Ренуара, которое досталось грабителю просто по стечению обстоятельств.
8 сентября 2011 года вооруженный мужчина ворвался в богатый дом на западе Хьюстона, в штате Техас, и, угрожая пистолетом, потребовал выложить на стол деньги и драгоценности.

Перепуганный хозяин нашел в себе силы только на то, чтобы указать на висевшую на стене картину и назвать её примерную стоимость. Обрадовавшись неожиданной удаче, преступник схватил «Мадлен» и скрылся во тьме. На этом его везение закончилось: полиция уверена, что тайно сбыть столь ценный предмет искусства у рядового вора не получится.

7. Скрипка Давыдов-Морини, Антонио Страдивари , около $3 млн.

Одно из самых циничных похищений в области искусства было совершено в 1995 году, когда из нью-йоркской квартиры известной австрийской скрипачки Эрики Морини пропал инструмент, изготовленный самим Страдивари. Женщина, которой к тому времени уже перевалило за 90 лет, находилась в больнице в тяжелом состоянии.

Посовещавшись, друзья и родственники Морини решили не сообщать ей печальную новость: боялись, что сердце старушки просто не выдержит такой утраты, ведь скрипку ей подарил отец более полувека назад. Морини умерла спустя считанные дни – в счастливом неведении.

Поскольку следов взлома в квартире обнаружено не было, полиция полагает, что ответственность за кражу, вероятнее всего, лежит на плечах человека, вхожего в семью почившей старушки.

6. «Лежащая фигура», Генри Мур , около $4,6 млн.

Каких бы размеров ни была картина, её транспортировка после кражи особой проблемы не представляет: вырезал из рамы, скрутил в рулон – и неси куда хочешь. Со скульптурами дело обстоит существенно сложнее, однако умельцы находятся и тут: в 2005 году в Британии трое неизвестных похитили статую, размеры которой достигали трех с половиной метров в длину и двух – в высоту и ширину.

«Лежащая фигура», созданная модернистом Генри Муром, находилась на территории принадлежавшего ему поместья в графстве Хертфордшир. Скульптуру за считанные минуты подняли в кузов грузовика с помощью лебедки – прямо под камерами наружного наблюдения. После нескольких лет безуспешных поисков полиция пришла к выводу, что «Лежащая фигура» была переплавлена.

5. «Вид на Овер-сюр-Уаз», Поль Сезанн , около $5 млн.

Роскошный новогодний подарок сделал себе в 1999 году организатор кражи картины «Вид на Овер-сюр-Уаз» из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде. Пока вся страна запускала фейерверки, пила шампанское и отсчитывала секунды до наступления миллениума, вор незамеченным пробрался в зал, где были представлены полотна импрессионистов, и унес одно из самых ценных из них.

Естественно, ни о какой бдительности охранников в ночь нового тысячелетия и речи быть не могло – за что они впоследствии поплатились рабочими местами. Интересно, кстати, что сам Сезанн не был до конца удовлетворен своей работой: он не оставил на холсте подписи, а значит, считал его незаконченным. На экспертную оценку стоимоcти «Вида на Овер-сюр-Уаз» это не слишком повлияло.

4. «Рождество со Святыми Франциском и Лаврентием », Микеланджело Меризи да Караваджо , около $20 млн.

Традиция хранить великие полотна в храмах и соборах сыграла с итальянцами злую шутку: в 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо исчезла одна из работ Караваджо. Главными подозреваемыми в краже считались представители сицилийской мафии, но спецслужбам долгое время не удавалось отыскать ни заказчиков, ни исполнителей, ни саму картину.

Правда о печальной судьбе «Рождества» открылась в 2009 году, когда киллер Гаспаре Спатуцца на суде рассказал о том, что картину держали в сарае на ферме семьи Пуллара. Мафиози не посчитали нужным позаботиться о полотне, и его обглодали крысы и свиньи. Поняв, что поврежденный холст продать не удастся, его сожгли. Общественность, впрочем, до сих пор надеется найти опровержение показаниям Спатуцци.

3. «Голубь с зеленым горошком», Пабло Пикассо , около $28 млн.

В мае 2010 года во Франции произошло ограбление века – во всяком случае, таковым его считают любители живописи. Похититель, который, скорее всего, действовал в одиночку, проник в Парижский музей современного искусства, взломав оконную решетку. Не торопясь, он вытащил из рам пять картин Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоржа Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже.

Судя по записям с камер, преступник вел себя спокойно – словно был уверен, что его не поймают. Он ошибался: через полтора года после кражи сыщики вычислили и вора, и заказчика. Последний признался, что, почувствовав слежку, запаниковал и уничтожил все полотна, включая самое ценное – «Голубя с зеленым горошком». Полиция его словам не поверила и продолжает искать украденное.

2. «Маки», Винсент Ван Гог , около $50 млн.

Картину голландского постмодерниста украли в 2010 году из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля, который вот-вот должен был закрыться на ремонт. Видимо, поэтому там толком не работала ни подведенная к экспонатам сигнализация, ни аппаратура слежения.

В надежде перехватить картину, спецслужбы блокировали аэропорты, вокзалы, причалы, но все усилия оказались тщетными. Спустя пару лет британские эксперты сделали сенсационное заявление о том, что настоящие «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году, и воры рисковали свободой ради подделки.

Оригинал же сначала находился в распоряжении некоего египетского чиновника, а позже был выгодно продан за границу. Однозначно подтвердить или опровергнуть эту информацию не могут по сей день.

1. «Портрет молодого человека» , Рафаэль , около $100 млн.

Нацисты совершили множество преступлений против искусства: неугодный им авангард нацисты признавали «дегенеративным», а образцы классической живописи присваивали. Так произошло и с полотном Рафаэля, которое принадлежало знатному польскому роду Чарторыйских.

«Портрет молодого человека» был конфискован в 1939 году. Незадолго до окончания Второй мировой войны картина попала в руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. В ходе допросов накануне Нюрнбергского процесса он перечислил места, где проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля там не оказалось.

На след портрета удалось напасть лишь в 2012 году: сообщалось, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы.

Непревзойдённые шедевры монеты Древней Греции

Денежная система Древней Греции была основана на единицах массы, которые одновременно выполняли функции и весовых, и счётных единиц. Для Греции это были прежде всего талант, мина, драхма, обол, лепта, а также халк, подчинявшиеся следующим базовым соотношениям, но имевшим множество местных отклонений: 1 талант = 60 мин = 3000 статеров = 6000 драхм; 1 статер = 2 драхмы (дидрахма) = 12 оболов = 96 халков.

В виде монет чеканились только статеры, драхмы, оболы, халки, их фракции (например, гекта — 1 ⁄6 статера) и им кратные (например, тетрадрахма — 4 драхмы). Талант и мина были исключительно счётными понятиями.

Читайте также:  Достопримечательности Праги на карте

Как весовая и счётная единица Греции талант упоминался уже Гомером, он делился на 60 мин, мина состояла уже из 100 частей — драхм, а драхма — из 6 оболов. Таким образом, 1 талант был равен 60 минам, 6000 драхм, 36 000 оболов.

Слово мина (др.-греч. μνᾶ) происходит от ассиро-вавилонского «мана» — считать; драхма (δραχμή) — от древнегреческого слова «горсть» или «схваченное рукой». Название восходит ко временам, когда средством денежного обмена были металлические четырёхгранные прутики — оболы (др.-греч. ὀβολός — «вертел»), шесть штук которых, зажатые в горсть, и составляли драхму.

Ещё три базовых денежных единицы Древней Греции: статер, халк и лепту. Статер (στατήρ) — «коромысло весов», «весы») — как правило, обозначал двойной (иногда тройной) вес — драхмы, и был равен 1/50 мины или 2 драхмам. Название халк (др.-греч. χαλκός) происходит от древнегреческого слова (χαλκός –медь). Лепта (др.-греч. λεπτός — тонкий, маленький) — первоначально самая малая единица веса, ставшая затем самой мелкой медной монетой. В Афинах 1 обол был равен 8 халкам, а халк — 7 лептам. Примерно в I веке н. э. 1 халк равнялся уже 2 лептам.

Характерной чертой денежной системы Древней Греции было отсутствие единой монетной стопы и наличие множества стандартов, отличающихся различным содержанием драгоценного металла в монете и использованием в качестве базового монетного металла золота или серебра,— существовало около пятнадцати таких стандартов. Каждый полис, будучи политически автономным, обладал правом чеканки собственной монеты и использовал свои нормы (общее число центров чеканки Древней Греции и её колоний превышает 2000), поэтому можно говорить лишь о наиболее распространённой стопе. Таковой с момента возвышения Афин стала аттическая монетная стопа, которая утвердилась в Афинах в результате законодательства Солона предположительно в начале VI века до н. э., вытеснив эгинскую монетную стопу. Ещё в архаическую эпоху аттическая норма распространилась в Северной Греции, в Киренах (северо-африканское побережье) и на Сицилии. В IV веке до н. э. Филипп II ввёл её в Македонии для золотых монет, а Александр Великий — для серебряных. В итоге аттическая стопа стала господствующей нормой для чеканки монет в Восточном Средиземноморье.

С развитием техники чеканки и ростом мастерства художников и граверов, изображение на реверсе усложнялось и приобрело стилистическую и смысловую роль «второй скрипки», поддерживающей аверсную сторону монеты. Иерархия сторон учитывалась и при технологии изготовления монеты: верхний штемпель (реверс) изнашивался значительно быстрее, поэтому на нем размещали второстепенные по смыслу и значению изображения, а на нижнем штемпеле (аверс) чаще всего помещали изображение бога или правителя. Постепенно в процессе производства монеты и её дальнейшего обращения круглая форма монеты с двухсторонней чеканкой вытеснили прочие формы платёжного средства. И монета приобрела те основные черты и формы, которые практически не изменились и до наших дней.

Первые монеты стали чеканить в Коринфе и малоазийских греческих городах. Ссылки о приоритете Лидии не подтверждены ни единой монетой. Скорее всего исследователи ХIХ века, отнесли их к Лидии, потому что греческие города Ионии, к периоду первого чекана монет, были покорены Лидией.

Непреходящее обаяние древних монет.

Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы,, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Украденые шедевры Греции

Украденные и найденные шедевры Музея Кастельвеккио, Верона

И самая серьезная рана, нанесенная итальянскому художественному наследию Вероны, это наглый грабеж среди бела дня –просто сняли со стен и унесли на глазах у работников 17 картин из Музея Кастельвеккио.

Правда, это было не совсем среди бела дня. Это был ноябрь, темнело уже пораньше, да и день как раз склонился к вечеру, 19,30, до закрытия пол часа, а вот на глазах – это точно. Вошли 3 человека в масках, одетые в черное, связали охранника и другого сотрудника. Картины снимали со стен молча, не говоря ни слова, так что даже записи голосов не осталось.

Среди украденных работ, шесть картин Тинторетто и шедевры Питера Пауля Рубенса, Пизанелло, Мантенья, Якопо Беллини, Джованни Франческо Карото, Ханс де Jode и Джованни Benini. Оценочная стоимость похищенных работ составляет от 10 до 15 миллионов евро.

Андреа Мантенья Святое семейство, стоимость: € 4,000,000

В марте, итальянские чиновники арестовали 12 человек в связи с ограблением, многие из которых являются молдавскими гражданами: пятеро были арестованы в Молдове и семь в Италии, (в соответствии с Нью – Йорк Таймс).

Якопо Тинторетто, Пир Валтасара,
стоимость: € 100 000

Картины нашлись! Трудно представить перипетии судьбы, но нашлись они в Украине, на одном из островов. Пограничники обнаружили их на прошлой неделе в лесу недалеко от границы с Республикой Молдова; они были погребены под грудой листьев, укомплектованы нормально, каждая отдельно хавернута в ткани и помещена в полиэтиленовый пакет.

Мастерская Доменико Тинторетто, Портрет венецианского адмирала, стоимость: € 100 000

Якопо Тинторетто. Мужской портрет

Доменико Тинторетто Портрет Марко Пасквалиго (Ritratto di Marco Pasqualigo)

Джованни Бенине Портрет Джироламо Помпеи, стоимость: € 5000

Джованни Франческо Карото, Портрет молодой бенедиктинского монаха

Ханс де Йоде Морской порт стоимость:
€ 200 000

Якопо Беллини, Святой Иероним кающийся

Якопо Тинторетто, кормление грудью, Мадонна, стоимость: € 500 000

Якопо Тинторетто, Самсон, – стоимость: € 100 000

Антонио Пизано известный как Пизанелло, Мадонна с младенцем, Мадонна с перепелкой.

Рубенс. Портрет дамы, стоимость: € 1,500,000

Джованни Франческо Карото, Портрет молодого человека с детскими рисунками, – стоимость: € 2,000,000

Британская лавка украденных древностей. Греция.

С чего всё началось?
Знаменитая достопримечательность Лондона и Великобритании – Британский музей. Возник он, как это часто происходит с музеями в Англии, чьи жители издавна охвачены страстью к коллекционированию, из частного собрания. Принадлежало оно сэру Хансу Слоуну, лейб-медику. Было оно поразительно разнообразным. Экспонаты естественнонаучного толка соседствовали здесь с этнографическими и археологическими редкостями, историческими реликвиями, картинами, рисунками, книгами и манускриптами. В 1753 году сэр Ханс Слоун умер, завещав свою коллекцию нации. На создание музея, учрежденного специальным актом Парламента, потребовалось 6 лет. К моменту открытия, в 1759 году, его собрание успело пополниться королевской библиотекой. Одна из бесспорных жемчужин коллекции Британского музея знаменитые мраморы Парфенона, часто называемые (особенно в английской литературе) мраморами Элджина. Некоторое время они были собственностью Томаса Брюса, седьмого графа Элджина, коллекционера и археолога любителя. В 1802 году он вывез рельефы фриза знаменитого храма Афины из Греции. В то время граф пребывал на посту английского посла в Оттоманской империи, частью которой была тогда Греция, и не без помощи своего служебного положения этот ценитель прекрасного смог осуществить свой “проект” по перемещению античных ценностей.


Лорд Элджин.


Скульптура Парфенона в Британском музее. Ионийский фриз

Что это за скульптуры?
С 1802 по 1812 годы английский граф последовательно собирал и вывозил в Великобританию скульптуры и фризы с Парфенона – главного сохранившегося памятника архитектуры со времен Древней Эллады возрастом более 2,5 тысячи лет. Среди мрамора, который греки считают похищенным с афинского Парфенона, значительная часть рельефного фриза “Панафинейская процессия”, опоясывавшего снаружи этот храм, а также одна из кариатид (стилизованная под женскую статую колонна) Эрехтейона и другие мраморные изваяния.


Работы лорда Элджина выполнялись открыто, при поддержке как турецких, так и греческих чиновников между 1801 и 1804 гг. Заключительное разрешение было получено сэром Робертом Адэйром, послом в Константинополе, в феврале 1810 г. от той же самой власти; оно предписывало властям в Афинах разрешить погрузку всех оставшихся предметов старины, собранных лордом Элджином.
В 1810 г. сэр Томас начал неофициальные переговоры с правительством о продаже своего собрания. В 1815 г. за коллекцию он просил 73 600 фунтов (компенсаиця его затрат и 12-ти лет работ, но не ценности скульптур) с предложением, что, если это будет отвергнуто, он согласится на сумму, названную парламентским комитетом. Комитет после дебатов остановился на 35 000 фунтов.
С тех пор коллекция принадлежит Британскому музею.
Коллекция Элджина включает следующие материалы:
Парфенон: 247 футов из 524 футов фриза,
15 из 92 метоп,
17 фигур фронтона,
различные архитектурные фрагменты.
Эрехтейон: караитида, колонна и другие архитектурные фрагменты.
Пропилеи: архитектурные фрагменты
Храм Афины Ники: 4 плиты и архитектурыные фрагменты.

Помимо британской, есть и другие коллекции скульптур Парфенона. Материалы Парфенона расходились по миру и до, и после Элгина. Британский музей содержит примерно половину сохранившихся скульптур.
Остальные разделены между:
Афины: большие остатки метопов (особенно восточных, северных и западных), фриза (особенно западного) и фронтонов; менее 50 % находятся в экспозиции, и некоторые – на здании, включая самый прекрасный метоп.
Париж, Лувр: одна плита фриза, один метоп, фрагменты фриза и метопов, голова с фронтона.
Копенгаген, Национальный музей: две головы с метопа в Британском музее.
Вюрцбург, университет: голова с метопа в Британском музее.
Палермо, Museo Salinas: фрагмент фриза.
Музеи Ватикана: фрагменты метопов, фриза и фронтонов.
Вена, Kunsthistorisches Museum: три фрагмента фриза.
Мюнхен, Glyptothek: фрагменты метопов и фриза, не в экспозиции.

Кстати, в 2006 году Музей Гейдельберга вернул Греции небольшой фрагмент фриза, в разные годы свои акропольские древности вернули на родину Музей Гетти, Музеи Ватикана и даже частный коллекционер из Швеции. Однако речь шла о небольших по размеру и не слишком значимых фрагментах оформления храма.

Как действует Греция или с чего начались судебные иски?
Обретя в 1830 году независимость, греки не раз ставили перед правительством Англии вопрос о возврате увезенных сокровищ, надеясь на добрую волю властей дружественного государства. В ответ – или дипломатическое молчание, или недвусмысленный отказ.
Кампанию по возвращению мраморов Парфенона в 80-х годах прошлого века начала тогдашний министр культуры Греции Мелина Меркури, которая активно агитировала за возврат ценностей на родину.
В 1990 году, она говорила, что “возврат скульптур Парфенона из Лондона – не просто требование греческого правительства или греческого народа, продиктованное чувством горечи. Возврат фрагментов для обновления мраморного украшения памятника – требование самого памятника. Ведь фриз и другие фрагменты Парфенона – его неотъемлемые составляющие части”.

Читайте также:  Уругвай открыл безвизовый режим для россиян

В октябре 2004 года, встречаясь с британским премьером Тони Блэром, премьер-министр Греции Костас Симитис так сформулировал задачу: вернуть родине фриз Парфенона на время проведения Олимпийских игр 2004 года. При этом он добавил, что вопрос должен быть улажен как можно скорее. Министр культуры Греции Эвангелос Венизелос конкретизировал этот путь, представив его в форме многолетнего заимствования, без разрешения вопроса о собственности.Греческое правительство заручилось в поддержке своих требований высказываниями многих выдающихся деятелей культуры. В разных странах созданы десятки национальных комитетов, борющихся за возвращение мраморов Парфенона.
Греция утверждает, что сокровища Парфенона были украдены у ее народа, Британский музей предпочитает точку зрение, что они наоборот были спасены. И обе стороны в чем-то правы. Конечно, лорд Элджин очень вольно трактовал разрешение турецких властей вывезти на родину несколько “кусков мрамора”, на память. Только фриз Парфенона имеет протяженность 150 метров и это, не считая отдельно стоящих изваяний и скульптурных групп портика храма.

В Афинах состоялся международный форум, посвященный проблеме возвращения мраморов Парфенона в Грецию. Мэр столицы Дора Бакояни заявила, что вопрос возвращения фриз и статуй в Афинский Парфенон должен быть решен, так как историческая справедливость требует, чтобы памятник, принадлежащий всему человечеству, предстал, наконец, во всем своем величии.
Однако на форуме собрались и оппоненты такой точки зрения, например, издатель Майкл Дейли, заметивший, что подобные притязания Греции являются проявлением эгоистического национализма. Дейли напомнил, что мраморы, вывезенные в начале XIX в. из Афин британским послом Эльжиным, нашли достойное место в Британском Музее, который посещают сотни тысяч туристов.
Основной причиной, по которой Греция не может доказать свое право на возвращение на родину мраморов Парфенона, является плохая экологическая ситуация в стране, которая, по мнению ученых, не позволит Греции сохранять “достояние цивилизации” в условиях, продлевающих ему жизнь.

В 2009 году у подножья Акрополя был открыт современный музей, в котором весь третий этаж посвящен метопам Парфенона. Еслиб вы видели это практически пустой зал. Он ждет свои экспонаты.

Летом 2012 года премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что Великобритания готова закрыть границы для греческих иммигрантов в том случае, если Грецию исключат из еврозоны. Причиной беспокойства главы британского правительств стал доклад МВД страны о том, что Великобритания ожидает притока иммигрантов из тех стран еврозоны, которые испытывают финансовые трудности, в большей степени речь шла о Греции.
Министр иностранных дел Греции Димитрис Аврамопулос в связи с заявлениями британского премьера вызвал на встречу посла Великобритании, чтобы выразить протест заявлениям Кэмерона. А депутат европарламента Хатзимаркакис заявил: «Прежде чем премьер-министр Великобритании закроет границы Великобритании для греков, я думаю, он должен вернуть греческому народу скульптуры Парфенона. Кроме того, я думаю, он предложит всем греческим судовладельцам вывести свой бизнес из Лондона и греческим вкладчикам, которые массово перевели деньги в последние годы в Лондон, чтобы они снять свои вклады. Великобритания является частью проблемы паразитарной экономической модели, которая и привела к кризису в Европе».

В июле 2013 года греческое правительство обратилось в ЮНЕСКО с просьбой убедить британское правительство активнее участвовать в переговорах о возвращении реликвий. Британский премьер Дэвид Кэмерон высказался однозначно против возврата культурных ценностей, находящихся в британских музеях. Напротив, писатель Стивен Фрай считает, что возврат античных реликивий в Грецию продемонстрирует заботу англичан о мировом культурном наследии и подчеркнет отсутствие у Британии имперских амбиций.

В октябре 2014 года супруга американского актера Джорджа Клуни – Амаль Аламуддин провела встречу с членами правительства Греции о юридических возможностях возврата статуй и мраморных панелей Парфенона из коллекции Британского музея. Она входила в группу юристов-экспертов в области возвращения культурных ценностей и приехала в Грецию по приглашению правительства страны.
Британская Guardian сразу отметила, что визит Клуни поможет привлечь внимание и других знаменитостей. И действительно, Джордж Клуни заявил на премьере фильма “Охотники за сокровищами” в Берлине, что было бы неплохо вернуть реликвии Парфенона из Британского музея в Грецию.
Актер Билл Мюррей заявил, что Англия могла бы стать лидером в процессе возвращения искусства туда, где оно было когда-то создано.
Выступление Клуни вызвало волну критики в адрес актера со стороны британского истэблишмента. Мэр Лондона Борис Джонсон заявил, что предложение Клуни можно сравнить с тем, что делали нацисты, когда забирали из музеев образцы искусства.

Но помимо всем известной Амаль Клуни, греческое правительство так же наняло нормального адвоката – Джеффри Робертсона (он так, на минуточку, выступал в палате лордов парламента Великобритании по вопросу геноцида армян,очень успешно, и считается Королевским адвокатом)

Джеффри Робертсон называл действия Британского музея «культурным вандализмом» и занял гораздно более жесткую позицию, чем Амаль, которая скорее растекалась мыслью по древу и громкими словами не бросалась. Осенью 2014 Британская пресса едва ли не впервые в истории призывает “расстаться с колониальным прошлым”, хотя есть и те, кто советует “преодолеть современный национализм”, который привязывает произведение искусства к тому месту, где оно было создано. Сегодня существует сразу несколько общественных движений, которые требуют возврата скульптур Парфенона в Акрополь, например Bring them back и Unite the Marbles (поддержку выразили порядка полумиллиона людей). Также за возврат выступают Стивен Фрай, Джордж Клуни, Джуди Денч, Мэтт Деймон, Шон Коннери и еще целый ряд знаменитостей.

В декабре 2014 ЮНЕСКО объявила о том, что намерена быть посредником между странами и добиться удобного для всех решения.

В мае 2015 Греция отказалась от намерения через суд добиться от Британского музея возвращения коллекции мраморных скульптур с Парфенона из коллекции лорда Элгина.
Министр культуры Греции выступил с неожиданным заявлением о том, что его страна будет принимать меры дипломатического и политического давления для достижения этой цели.
Таким образом, Греция отвергла рекомендации адвоката Амаль Клуни, которая советовала Греции подать на Британию иск в Международный суд. Амаль Клуни представила греческому правительству доклад объемом в 150 страниц, в котором она рекомендовала официально потребовать репатриации скульптур и в случае отказа обратиться с иском в Международный суд.
Однако министр культуры Греции Никос Ксидакис заявил, выступая по греческому телеканалу заявил: “Нельзя обращаться в суд по любому поводу. Кроме того, исход дел в международных судебных инстанциях всегда ненадежен”.
По его словам, отношение в мире к проблеме возвращения скульптур Парфенона меняется и он убежден в том, что Греции необходимо действовать дипломатическими путями.

На декабрь 2016 года ситуация обстояла следующим образом:
The Guardian сообщает,со ссылкой на министра культуры Греции Аристидеса Бальтаса, что министр заявил, что пытается налаживать контакты с международными организациями и ООН и рассчитывает пойти в суд, заручившись поддержкой мирового сообщества. При этом он не отрицает, что существует риск неудачи, после которой Греция потеряет шансы вернуть скульптуры, ставшие частью ее наследия

В апреле 2017 года Обозреватель газеты Гардиан предложил Британии вернуть мраморные скульптуры Парфенона Греции в рамках соглашения по выходу Великобритании из ЕС – «Возвращение темы украденных лордом Элгином мраморных скульптур на стол переговоров по Brexit станет как благом для Британии, так и триумфом для Европейского наследия», – пишет Джеффри Робертсон в своей колонке, говоря, что сам договор Европейского союза обязывает обе стороны переговоров по Brexit «обеспечить сохранение и укрепление культурного наследия Европы». Амаль Клуни все еще продолжает сотрудничать с Греческим правительством по вопросу возвращения ценностей на родину.

На данный момент затишье. Продолжится ли это в дальнейшем и обретет ли большие масштабы и чем кончится – вопрос. Ведь если посмотореть с одной стороны – то лорд Элджин фактически спас часть Парфенона из ослабленной войной Греции. С другой стороны – британцы украли чужие ценности.
Если вернуть Греции Парфенон, придется отдать бюст Нефертити Египту, а ворота Иштар в Ирак. Однако, с другой стороны, сама идея исторической справедливости уже немного померкла после того, как наследники жертв холокоста, только отсудив дедушкиных импрессионистов у европейских музеев, начали их активно продавать.

В 2014 году я сама была в Афинах и что я могу сказать. Ожидала я увидеть нечто другое, но то, что ждало меня там – разочаровало. Ведь Парфенон строили с 447 по 432 г. до н.э., то есть 16 лет. Для сравнения: средневековые христианские соборы Европы возводились нередко веками. Беломраморная громада Парфенона должна парить на фоне яркого адриатического неба, яркого и нереально голубого. А вокруг земля вызженная солнцем. Такой контраст голубого неба, желтой земли и белого мрамора и невероятной античной красоты. Вот что я ждала. Но,увы.

Да, и по сей день мрамор древних сооружений, огромные колонны и общее величие – впечатляет. Но разруха, явная нехватка средств на работы по восстановлению, все в строительных лесах, при чем 2-3 рабочих и всё, части статуй явно не хватает, что-то да просто валяется. Да, Акрополь и Афины пережили многое. В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох. После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась. Потом разграбление местными жителями и набер всяких типов как лорд Элджерон. И суды их потомков сейчас.

Надеюсь, что когда-нибудь Акрополь вернет себе былое величие.

Следующий пост

О каких “украденных” Великобританией древностях рассказать в следующем посте?

Ссылка на основную публикацию