Краткая история Тайланда

Краткая история Таиланда

Очень редкие туристы интересуются историей Таиланда, это связано с тем, что культура народов юго-восточной Азии нам не очень понятна. Если вы едете, к примеру, в Тунис, то постоянно на экскурсиях вы слышите названия Карфагена, Рима, могучей Османской империи. В Турции вы услышите имена Юлия Цезаря, Клеопатры, Александра Македонского. Историю с участием всех этих персонажей мы учили в школе, они нам хорошо знакомы.

История Таиланда гораздо короче истории средиземноморского античного мира. Организованное государство тут возникло только в 1-м веке нашей эры, в этот момент в Средиземноморье уже расцвела Римская империя, достигнув максимума своего могущества.

Также история Таиланда очень мирная. В ней не было резких завоеваний, как, например, история Александра Македонского, который за десять лет смог покорить весь известный цивилизованный мир. Территории перетекали от государства к государству плавно, часто вообще без жертв. К примеру, в 1932 году была свергнута абсолютная монархия. Прошло это мирно, без жертв. Сравните это со свержением монархии в России в 1917-1918, сравните с великой французской революцией. Мы на JJ-tours.ru не хотим ввязываться в политические споры, и сравнение этих событий оставим читателю.

Первое государство на территории современного Таиланда было основано в 1-м веке нашей эры. Оно называлось королевство Фунань. Вернее оно не возникло в Таиланде, оно его захватило. Само государство Фунань образовалось во Вьетнаме, в дельте реки Меконг, очень знаменитое место. О государстве Фунань известно очень мало, в основном данные о нем мы получаем из индийских и китайских источников. Конечно, письменность в Фунане была, но сохранились только каменные таблички в небольших количествах.

Часто на археологических раскопках находят монеты периода Фунань из серебра. Благодаря хорошо разработанным серебряным рудникам в Фунане отливались серебряные монеты. Они имеют общие черты с современными монетами Таиланда, о которых у нас есть отдельная статья.

На этом моменте многие задают вопрос, как так получилось, что в соседней Индии и в Китае государства образовались гораздо раньше, и никто не захватил эти земли? Ответ очень прост, Индокитай отделен и от Индии и от Китая серьезными естественными препятствиями, такими как горы и непроходимые джунгли. Этот регион развивался отдельно от остального мира, с которым имел связь только по морю.

Фунань было известно в древнем мире, благодаря тому, что находилось на пересечении морских путей из Индии в Китай. В ходе археологических раскопок объектов фунаньского периода даже находят греческие и римские предметы. Некоторые торговцы из восточной части Римской империи доплывали и сюда. Фунань было богатым государством с развитым сельским хозяйством, серебряными рудниками и торговлей. Некоторые ученые утверждают, что это было не единое государство, а несколько, объединенных одной культурой, но имевших независимость и даже воевавших друг с другом.

В 6-м веке нашей эры государство Фунань развалилось, и на территории современного Таиланда образовалось государство Дваравати, которое полноценным государством назвать сложно. Это было сообщество небольших княжеств и городов-государств.

В 10-м веке эти территории начали переходит под власть могучей Кхмерской империи. Центр империи находился в Камбодже, в знаменитом городе Ангкор. Сейчас тут сохранился храмовый комплекс Ангкор-Ват. Это очень интересная достопримечательность, но, к сожалению, она находится не в Таиланде, а в Камбодже. Кхмерской империи мы не будем уделять большого внимания, все-таки это не тайское государство, скажем только, что уже в 10-м веке вся территория нынешнего Таиланда оказалась под властью кхмеров. Таиланд не был центром империи, центр находился в Камбодже, это на востоке от Таиланда.

В 13-м веке Кхмерская империя начала переживать кризис, и на территории Таиланда образовалось несколько небольших государств.

Наконец в 1351-м году образовалось первое государство, которое можно с уверенностью назвать тайским. Оно называлось королевство Аюттхая. О королевстве Аюттхая мы знаем гораздо больше, чем о предыдущих государствах. Аюттхая имела торговые связи с Индией, Китаем, Францией, Голландией и Испанией. Европейские государства имели около столицы постоянные торговые представительства. Королевство Аюттхая всегда было дружелюбно к торговцам и открыто для сотрудничества. Иностранцы называли это королевство Сиамом.

В 16-м веке, Аюттхая достигла своего максимального могущества. Дальнейшему процветанию королевства в первую очередь мешало его устройство. Это было феодальное государство в классическом его виде. Королевская династия не имела абсолютной власти над всей страной, каждый регион управлялся своим властителем, который подчинялся королю, но управлял своей областью по своему разумению. Второй причиной упадка была сложная система наследования власти, которая приводила к спорам за трон и междоусобным войнам.

В 1767 Аюттхая окончательно прекратила свое существование. В страну вторглась армия из Бирмы, быстро завоевала многие территории и после осады столицы, которая длилась более года, разграбила город, уничтожив и разграбив почти все сокровища и культурные ценности, накопленные империей за время своего существования.

Бирманцы быстро отступили, так как им начал угрожать Китай, а столица королевства Аюттхая, город Аюттхая, остался лежать в руинах. Руины сохранились по сей день, на них можно съездить на экскурсию, о которой читайте нашу статью.. Все области королевства объявили независимость.

В этот момент мы можем рассказать о великом человеке в истории Таиланда. Это король Таксин, он же король Санпет, это официальное его имя, как короля. Король Таксин за несколько лет смог восстановить государство на территории современного Таиланда, собрал провинции под свою власть. Он отразил очередное нашествие бирманцев, основал новую столицу и сделал еще много хорошего. В Таиланде он считается национальным героем, и его зовут Таксин Махараджа (Король Таксин Великий).

Теперь о грустном, великий король в конце своей жизни помешался. Он начал требовать, чтобы его считали богом, посадил в тюрьму много людей, включая жену и детей. Начались репрессии, подозрения в заговоре всех и каждого.

В разных кругах общества росло недовольство, и в 1782-м году король был свергнут мирным способом. В 1782-м его и казнили, хотя он просил уйти в монашество. Вот такая грустная история из Таиланда.

В 1782-м году один из генералов по имени Чакри занял трон и основал Сиамскую империю, которая в немного измененном виде сохранилась до наших дней. Сиамская империя по другому стала называться королевство Раттанакосин. А король принял имя Рама. Столицей стал город Бангкок.

В период с 1782-го по 1932-й годы ничего существенного в политической жизни Сиама не произошло. Все это время правила династия Чакри, основанная тем самым генералом. Большой заслугой династии стало то, что Сиам не стал колонией ни одного из государств Европы, как это случилось со всеми соседями. С другой стороны Сиам потерял все территории, кроме территории современного Таиланда. По поводу того, насколько успешным было правление династии Чакри, ведутся споры, в которые мы на JJ-tours.ru ввязываться не будем.

Несмотря на то, что Сиам был самым сильным государством в Индокитае, внутри страны царило средневековье. Все попытки реформировать Сиам терпели неудачу до правления короля Рамы V, который имел западное образование и западные взгляды. Он начал постепенное реформирование страны, целью которых было упразднение рабства и создания сильной системы государственного управления. При его правлении была модернизирована и усилена армия.

Реформы были постепенными, и чувствовалось отставание Сиама от остального мира.

К результатам правления короля Рамы V относятся по разному, в ходе его царствования Сиам потерям весь Лаос и много других территорий. Он часто делал территориальные уступки англичанам и французам. Некоторые считают, что тем самым он сдал позиции страны, но все же более распространенное мнение, что Рама V спас Таиланд от колонизации.

В 1932 году произошла бескровная революция, и королевство Сиам преобразовалось в государство с конституционной монархией, которое мы наблюдаем и по сей день с названием Таиланд.

С 1932 года в Таиланде правили то военные диктаторы, то избранные парламенты. Их было настолько много, что для их перечисления понадобится писать отдельную статью. На этом мы и закончим нашу краткую историю Таиланда.

Другие интересные факты о Таиланде, читайте в других наших статьях (ссылки ниже).

История Таиланда — ключевые исторические периоды

История Тайланда теряется в глубине веков. 4000 лет назад именно здесь начали впервые обрабатывать металл и появились настоящие фермеры. Поэтому Таиланд часто называют одной из колыбелей цивилизации. Древние тайцы селились по всей Юго-Восточной Азии, вплоть до юга Китая. Во II-III веках до нашей эры буддийские монахи из Индии мигрировали в страну Суварнабхуми — «Золотая земля». Территория простиралась от Бирмы до востока Камбоджи, захватывая площадь, где сейчас находится столица Таиланда Бангкок.

Монахи стали основоположниками тайского государства. Но перед тем как прийти к современным границам, страна пережила множество исторических ураганов, которые только укрепили Таиланд. Кратко изложить богатую тайскую историю нелегко … Однако всегда интересно знать о главных событиях страны, которую собираетесь посетить. Краткий экскурс в прошлое включает обзор главных составляющих любого государства – историю, культуру и политику.

История Тайланда

Темные времена: период Дваравати

Бурный и постоянно меняющийся альянс городов-государств назывался Дваравати — «места с воротами». Возник он и развивался в период с 6 по 11 века нашей эры. Отсюда и начинается истинная история Таиланда. Города, вероятно, были построены народом Мон – потомками индийских иммигрантов смешанных с коренными тайцами. Лишь по отрывочным сведениям можно составить хронологию периода Дваравати, в частности по заметкам монаха путешественника Сюань Цзана. Сохранились еще некоторые великолепные произведения искусства того времени, в том числе изображения Будды, терракотовые бюсты, лепные барельефы в храмах и пещерах. Культура полностью пришла в упадок с 11-го века под влиянием кхмерских завоевателей.

Сюань Цзан (Xuanzang) (602 – 664 гг.) китайский буддистский монах, ученый, путешественник, переводчик, путешествовал в Индию в седьмом веке и описал взаимодействие между китайским и индийским буддизмом во время ранней династии Тан.
Произведения искусства Дваравати

Средневековье: пик кхмерского влияния

Между 11 и 13 веками кхмерское влияние доминирует в искусстве, религии и языке. Многие памятники этого периода, расположенные в Канчанабури, Лопбури и других северо-восточных регионах, можно сравнить с архитектурой Ангкора (в настоящее время область Камбоджи).

В это же время первый тайский народ, эмигрировавший в Китай в доисторические времена, двинулся в обратном направлении — из провинции Юньнань в Таиланд. Столица кхмерского государства приветствовала вновь прибывших прозвищем «Syams», из-за цвета кожи, что на транскрипте означало «лебедь». Эта же народность основала королевство Лан Ксанг или Лаос, «земля миллиона слонов».

Ренессанс и первое королевство Сиама: Сукхотай

Несколько тайских княжеств в долине Меконга объединились в 13-м и 14-м веках, чтобы сражаться против Мон. В результате был взят Харипунчай, где было основано Ланна – первое Королевство Таиланда. Воодушевившись победами, княжества напали на кхмеров и захватили весь район Сукхотай. Так в 1238 году было организовано государство. Краткая характеристика этого периода — рождение и расцвет тайской культуры, политики, самой религии. Сукхотай означает «рассвет блаженства», и название полностью соответствовало «золотому» времени. Уже один факт, что тайцы были полностью освобождены от налогов, говорит о процветании и благополучии королевства. Однако за кулисами истории ждала новая столица…

Королевство Сукхотай (1238–1438)

Аюттхая – древняя столица Таиланда

Париж был деревней в то время, когда о силе и богатстве Аюттхая слагались легенды. Новая столица королевства Сиам (прежнее название Таиланда) была основана в 1350 году королем Рамадхипати I. Хотя кхмеры были «наследственным» врагом и бушевали войны, Аюттхая перенял их язык и традиции. Одним из побочных эффектов заимствования элементов вражеской культуры, стало поклонение тайским королям, как божеству. Но, как ни странно, это вдохновляло народ и армию. В ходе безжалостных битв кхмерская столица Ангкор пала в 1431 году.

В 1498 году Васко де Гама, минуя мыс Доброй Надежды, открыл новый торговый путь и вместе с ним эру европейской экспансии в Азии. Первое португальское посольство было основано в Аюттхае в 1511 году. За португальцами подтянулись голландцы в 1605 году, англичане в 1612 году, датчане в 1621 году и французы в 1662 году.

Период Аюттхая (1351–1767)

Королевство Сиама и Людовик XIV

Франция была представлена в Сиамском королевстве… греком Константином Геракисом или Фалконом, как он сам себя называл. Авантюрист, искатель приключений с сомнительным прошлым, он навсегда вошел в анналы тайской истории, как первый западный человек, занявший пост премьер-министра. Красноречивое описание личности Константина современным писателем Морисом Гарсоном полностью соответствует действительности: «Во время правления Фалкона, левантийцы по происхождению, стали англичанами и для удобства обращены в англиканскую религию. Все смешалось в немыслимый калейдоскоп абсурда: католики под руководством иезуита, были португальцами по политике и сиамцами по чистой случайности. Сам Константин Фалкон, женившись на японке, в глубине души стал французом, потому что так выгодно, и решил сделать из Сиама, который его неосторожно принял, колонию для Людовика XIV».

Благодаря Фалкону в Сиаме появился еще один красочный персонаж: Фрэнсис Тимолеон, аббат Шуази. Экстравагантный прелат, посланный Королем Солнцем, любил, среди прочего, маскироваться под женщину, что вполне логично поднимает вопрос о его религиозной преданности. Король Нарай, под влиянием этих двух персонажей, один из которых практически возглавлял королевство, согласился (правда, неохотно) на размещение французских гарнизонов в Сиаме. Раздраженные наглостью Фалкона, сиамские высокопоставленные лица одобрили государственный переворот в 1688 году. Король Нарай потерял свой трон, Фалкон — жизнь, а все иностранцы, прежде всего французы, были изгнаны из Сиама.

Карта Королевства Сиам 1686 год

Падение Аюттхая

На протяжении восемнадцатого века княжества Сиама вели беспощадные войны. Бирманцы воспользовались нестабильной ситуацией, чтобы вторгнуться в страну. Великолепная столица Аюттхая, после 2 лет осады, начавшейся в 1769 году, была уничтожена. Несмотря на разграбление древнего города, бирманцам не удалось поселиться в Сиаме. Тайский генерал Фья Таксин установил новую столицу — Тонбури, будущий Бангкок, на берегу реки Маам Нам Чао Прайя, и провозгласил себя королем.

Он не царствовал долго: страдающий манией величия религиозный фанатик (генерал провозгласил себя равным Будде), Фья Таксин был убит своими министрами. В 1782 году другой генерал, Фья Чакри, вступил на престол под именем Рама I и основал столицу Бангкок. Рама I хотел видеть посреди города реку, чтобы в случае нового нападения бирманцев он был защищен естественным барьером и имел возможность быстрого побега. Выбранный участок представлял собой полуостров, заключенный в петлю реки и закрытый с востока каналами. Островок назвали Раттанакосин («резиденция Изумрудного Будды»). Здесь построили храм и королевскую резиденцию, все окружили высокой зубчатой ​​стеной. Как и в Аюттхае, приближенные ко двору передвигались по реке и каналам.

Период Тонбури (1768–1782)

Начало современного периода

В 1851 году с появлением короля Монгкута, который правил под именем Рамы IV, были заложены основы современного Таиланда. Образованный, утонченный и вежливый человек, он восхищался Западом, что побуждало его не только поддерживать тесную переписку с президентом Соединенных Штатов Джеймсом Бьюкененом, но также подписывать дипломатические договора, в частности, с Великобританией.

Оказавшись у власти, он окружил себя большим количеством западных советников. Но несмотря на европейские веяния, Монгкут, как и его преемники, сохранил верность тайским традициям. Он был убежденным полигамом — 82 ребенка от 35 разных женщин. Для воспитания отпрысков король воспользовался услугами английской гувернантки Анны Леоновенс, чьи мемуары вдохновили на создание трех фильмов. Первый, «Анна и король Сиама», датируется 1946 годом. Самым известным, хотя и исторически причудливым, был, без сомнения, «Король и я», который объединил Юла Бриннера и Дебору Керр в 1956 году. Относительно недавно мир увидел третью версию. Фильм «Анна и король» с прекрасной Джоди Фостер в роли гувернантки. Только режиссер почему-то решил снимать в Малайзии, что несколько портит впечатление об историческом опусе.

Монгкута Король Рама IV (18 октября 1804 – 1 октября 1868)

Революционный король

Буферное государство между британской Бирмой и французским Индокитаем, Таиланд избежал колонизации благодаря умной дипломатии. Талантливый политик, наследник Монгкута, король Чулалонгкорн Рама V (1868–1910), отдал более 100 000 км² (включая весь Лаос) французским и английским мародерам. Гениальный политический ход сохранил независимость Сиама.

Король Чулалонгкорн также прославился своей любовью к инновациям. Он настаивал на внедрении современных институтов власти (отмена рабства, организация профсоюзов, строительство железной дороги, основание первого университета …). Но результатом грамотного подхода, стал исторический парадокс. Собственный сын в 1873 году объявил Чулалонгкорна революционером и запретил подданным простираться перед ним, как того требовали традиции.

Король Чулалонгкорн Рама V (1868–1910)
Карта Таиланда конец 19 начало 20 вв

Выход из Сиама

В 1932 году государственный переворот заставил Сиам отказться от абсолютной монархии. Форма правления стала конституционно монархическая. Король Рама VII находился в изгнании в Лондоне. На трон заступил 10-летний принц Ананда. Один из военных заговорщиков, по имени Пибун Сонгкрам, выходит из оппозиционной партии и становится премьер-министром в 1938 году. Он организовал прочный симбиоз армии и власти, тем самым взяв под контроль все ключевые сферы жизни тайцев. Страна переименовывается в Prathet Thai — «страна тайцев» или Таиланд, ранее Сиам. Название с яркой националистической подоплекой, подразумевает единство всех тайско-язычных народов, включая проживающих в Лаосе и Бирме (колония Британии), но, почему-то, исключает китайцев, национальная принадлежность которых к великим тайцам ставится под сомнение. Старое название Таиланда ушло в историю, как и формат власти. Фашистская идеология становится основой для введения в стране целого ряда дискриминационных законов.

После событий в Перл-Харборе, противодействия влиянию Китая и Запада, Королевство Таиланд подписывает договор о дружбе с Японской Империей, чьи войска используют территорию в качестве базы для нападения на британскую Бирму.

Поражение Японии во второй Мировой войне приводит к отставке Пибуна. Аннексированные территории возвращаются под французское и британское «иго». Пибун, вопреки логике, снова становится премьер-министром в 1948. Деятельность высокопоставленного лица привела к очередному сомнительному альянсу. О Таиланде заговорили в США в контексте союзника в холодной войне. В 1957 году Пибун был свергнут верховным маршалом Таиланда и отправлен в ссылку. Но еще целых 15 лет, с 1958 по 1973 года, финансируемая США военная хунта держала жителей в железном кулаке.

Монархия — История Тайланда

В 1973 году диктатура была свергнута после кровавого студенческого восстания, входе которого погибло 300 молодых тайцев. В 1975 году были проведены первые свободные выборы. Но в последующие годы происходили регулярные перевороты, в которых военные пытались захватить власть. В этот неспокойный период неприкасаемым оставался только один человек, король Пумипол Адульядет (1927–2016), который правил под именем Рамы IX в течение 70 лет.

Король Таиланда Пумипол Адульядет Рама IX (1927–2016)

Умер король в октябре 2016 года. В стране был объявлен годовой национальный траур, который обязаны были соблюдать абсолютно все тайцы. Только черно-белая одежда, никакой музыки и развлечений. Даже тайские сайты были оформлены траурной рамкой. Беспрецедентная по срокам национальная скорбь была организована по приказу сына почившего короля — Махи Ваджиралонгкорна, который сменил отца под именем Рама X. Маха — полная противоположность отца. Гедонист и плейбой, он просто создан для прожигания жизни, но пытается привлечь внимание к себе в политике. Образ жизни короля подвергается беспощадной критике. Но, как истинный небожитель, Рама X мало обращает внимание на ропот внизу. Складывается впечатление, что жители Таиланда мало его интересуют.

Таксин Шинаватра

В июле 1997 года страна погрузилась в серьезный экономический кризис. В ноябре Демократическая партия во главе с Чуаном Ликпаем оказывается доминирующей в правительстве. Но это изменение не помогает: безработица, девальвация национальной валюты, забастовки … МВФ приходит на «помощь» и проводит радикальное лечение: массовые увольнения, уменьшение заработной платы на 20-30% в большинстве компаний, изгнание рабочих-мигрантов из Бангкока в сельскую местность. Целых три года хаос царил в Тайланде.

Избранный в 2001 году премьер-министр Таксин Шинаватра, богатый медиа-магнат, стабилизирует ситуацию на всех фронтах: политическом, экономическом и социальном. «Компания — это страна, страна это бизнес» — личный девиз Таксина дает положительный результат. Он был переизбран в начале февраля 2005 года. Но в 2006 году произошел государственный переворот, который спровоцировало объявление о досрочных выборах и анонсирование Таксина Шинаватра единственным победителем. Протестующие требовали отставки премьер-министра. Страна разделилась на два лагеря – север, где Таксина боготворят, и юг, которому выгодно отправить политика в забвения, чтобы не мешал спокойно заниматься наркоторговлей. Ситуация усугубляется сепаратистским восстанием, которое волнует провинцию Наратхиват на юге страны. Новое свержение состоялось в сентябре 2006 года.

Таксин Шинаватра Премьер министр Тайланда 2001–2006.

«Желтые рубашки» против «красных рубашек»

Свергнутого Таксина заменяет генерал Сонти Буньяраткалин, одобренный Рамой IX. Сураюд Чуланонт назначен временным премьер-министром, с указаниями восстановить демократию и предложить выход из сепаратистского кризиса. В конце 2008 года избранный новый премьер-министр Сомчай Вонгсават был отправлен в отставку после блокировки аэропорта Бангкока противниками роялистов, «желтыми рубашками». В апреле 2009 года сторонники Таксина в «красных рубашках» требуют возвращения своего лидера, блокируют Бангкок и выступают против «желтых рубашек». Но, в конце концов, красные вынуждены отступить.

В феврале 2010 года Таксин был осужден за взяточничество при отягчающих обстоятельствах. Его состояние (около 1,15 млрд евро) конфисковано. «Красные рубашки» снова выходят на улицу и в течение двух месяцев занимают центр Бангкока, требуя отставки правительства. Волнения привели к гибели 92 и ранению почти 2000 человек. В отношении Таксина возбуждено очередное уголовное дело по статье «терроризм». В 2011 году партия «Пхыа Тхаи», возглавляемая младшей сестрой Таксина Йинглак Шинаватрой, побеждает на выборах в законодательные органы. Она становится первой женщиной в этой должности. Население хорошо восприняло оппозиционную партию. Но элита общества и военные не принимают, обвиняют в манипуляциях и явном влиянии изгнанного Таксина.

Страну до сих пор сотрясают политические и экономические волнения. Благо, они не оказывают существенного влияния на туристический аспект Таиланда. Наоборот, многие путешественники хотят лично оценить обстановку и удостовериться, что реальность и абсурд – понятия вполне совместимые.

Король умер, да здравствует король

В 2016 году, после смерти отца, Маха Ваджиралонгкорн некоторое время колебался и не хотел принимать бразды правления. Он просил у Правительства время для размышлений. Но под давлением общественного мнения был введен в должность 1 декабря 2016 года. В Таиланде был сразу объявлен национальный траур. Во время государственной скорби жители (включая туристов) одевались в черные одежды. Никаких проявлений радости, вечеринок, веселья. Продажа и употребление алкоголя осуждалась, местное население наказывалось. Государство намерено погрузило страну в своеобразный транс.

Такой шаг был воспринят мировой общественностью, как способ самоутверждения нового короля. Он получил хорошую военную подготовку, даже приобрел для себя «Боинг», но в полной мере прочувствовать командный дух возможности не было. Рама Х кинулся руководить страной уверенно и сильно. Только решения, которые он принимает, могут откинуть Таиланд на 100 лет назад. Король хочет власти, но не хочет нести ответственности за собственные решения. Закон уже подписан тайским Правительством, акт снимает с Рамы обязанность подписывать указы. Ну что ж удобно, для единственного человека в стране.

Впрочем, внутренние дрязги не оказывают негативного влияния на туризм в Таиланде. Он как был одним из самых привлекательных туристических направлений в мире, так и остается. Об отдыхе в Таиланде на островах не мечтают разве что племена африканской саванны.

Погружение в историю Таиланда вызывает весь спектр эмоций – от удивления до восторга. Путешествие в прошлое азиатской страны такое же необычное и экзотическое, как сам Тай, с его природой, достопримечательностями, кухней, традициями и этническими племенами.

История Тайланда (краткое содержание)

Мало что известно о Таиланде до XIII века, поскольку литературные источники скудны, а большая часть знаний об этом периоде почерпнута из археологических свидетельств. Как другие регионы Юго-Восточной Азии, Таиланд, начиная с государства Фунань в I веке и вплоть до Кхмерской империи, в значительной степени находился под влиянием культуры и религий Индии.

Сукхотаи (1238-1438 гг.)

Вплоть до начала XIII говорить о Таиланде как об отдельном государстве не приходится – территория находилась под внешним управлением, переходя из рук в руки. Тайские города-государства постепенно обрели независимость только с ослаблением Кхмерской империи.

Считается, что государство Сукхотаи в 1238 году основал Си Индрадитья, ставший основателем первой тайской правящей династии Пхра Руанг. Королевство ненадолго возвысилось при правителе Рамакхамхаенге, которому легенды приписывают создание тайского алфавита. После его смерти в 1365 году Сукхотаи пришло в упадок и стало составляющей нового тайского государства, королевства Аюттхайя.

Аюттхая (1351-1767 гг.)

Первый правитель Аюттхая, король Утонг внес важный вклад в тайскую историю: пропаганда буддизма Тхеравады как официальной религии, и создание сборника Дхармшастр, юридического свода, основанного на индуистских источниках и традиционных тайских обычаях. Дхармшастры оставались инструментом тайского закона до конца XIX века.

В 1511 году португальский герцог Афонсу ди Албукерки отправил Дуарте Фернандеса в качестве посланника в королевство Аюттхая, известное тогда европейцам как Сиам. Контакт с Западом привел к периоду экономического роста, поскольку были созданы прибыльные торговые пути. Королевство Аюттхая стало одним из самых процветающих государств в Юго-Восточной Азии. Торговля с голландскими и португальскими купцами преуспевала, как впрочем, и с соседями по региону – китайцами и малайцами.

Бирманские войны

Начиная с середины XVI века, королевство подвергалось неоднократным нападениям бирманской династии Таунгу. Бирмано-сиамская война 1547-49 годов началась с бирманского вторжения и неудачной осады. Вторая осада в 1563-64 годах заставила сиамского короля сдаться, в результате чего Аюттхайя попала в вассальную зависимость от Бирмы.

Тайцам удалось отбить повторные бирманские вторжения в 1584-1593 годов и вернуть Сиаму независимость. Бирмано-сиамская война 1594-1605 годов была уже тайским вторжением в Бирму, в результате которого Сиаму удалось покорить весь Танинтайи до Мартабана и сделать Ланну вассально-зависимой.

В XVIII веке мощь королевства постепенно уменьшалась. Вассальные княжества становились все более независимыми, игнорируя приказы столицы. В 1750-60 годах Бирма нанесла несколько ударов по королевству. Наконец, в 1767 году, после нескольких месяцев осады, бирманцы прорвались через защитные стены Аюттхая, захватили город и сожгли его. Королевская семья бежала, а последний король Аюттхая Эккахарт умер от голода во время скитаний.

Тонбури (1768-1782 гг.)

Сопротивлением бирманской оккупации руководил Таксин – талантливый военачальник китайского происхождения. Всего лишь через год он победил бирманскую оккупационную армию и восстановил сиамское государство со столицей в Тонбури на западном берегу реки Чао Прайя. В 1768 году был коронован как Таксин Махараджа (король Таксин Великий).

После падения Аюттхая и исчезновения центральной власти страна распалась на несколько отдельных государств со своими правителями во главе. Твердо утвердив свою власть в Тонбури, царь Таксин занялся воссоединением старого королевства, сокрушив региональных соперников, часть из которых была казнена, часть бежала, а часть уверила Такасина в своей лояльности и осталась на своих местах в качестве вассалов.

В конце своего правления король Такасин повредился в уме, был свержен в результате государственного переворота, и приговорен к смертной казни в апреле 1782 года.

Раттанакосин (с 1782 года)

Генерал Чакри сменил Таксина, короновавшись, как Рама I. После переворота Рама начал систематическое истребление последователей прежнего короля, что соответствует типичному подходу узурпаторов в тайской истории.

Новая династия перенесла столицу из Тонбури на остров Раттанакосин, в современный Бангкок, бывший ранее небольшим поселением с фортом, но при этом имевшим стратегически важное расположение. Были построены новые дворцы и храмы — цель короля состояла в том, чтобы перенести старое великолепие Аюттхая в новую столицу.

В 1786 году бирманская армия вторглась на перевал Трех Пагод, что привело к новым столкновениям, из которых Сиам вышел победителем. В 1805 году Ланна (Северный Таиланд) в основном контролировалась Бангкоком.

В правление Рамы I Камбоджа фактически являлась провинцией Сиама, так как соперничающему Вьетнаму довелось столкнуться с внутренними проблемами. Только когда новый вьетнамский император Гия Лонг взошел на трон, влияние Сиама в Камбодже стало спорным. Отношения с Вьетнамом заняли видное место в эту эпоху, а вот существенных сношений с европейскими колониальными державами во время правления Рамы I не наблюдалось.

Одним из самых важных достижений Рамы I была кодификация всех законов страны в своде, названном «Законом о трех печатях», который оставался в силе в основных чертах до начала XX века.

Король Рама II был сыном Рамы I. Его правление (как и правление преемника Рамы III) характеризовалось мирным течением жизни за счет разрешения конфликтов и создания хороших отношений с влиятельными кланами в стране.

Царствование Рамы III ознаменовалось разделением аристократии во внешней политике. Небольшим группам сторонников поглощения западных технологий и других достижений противостояли консервативные круги, предлагавшие более усилить изоляцию. Смерть Рамы III в 1851 году стала концом традиционной сиамской монархии.

Модернизация страны

Два последующих короля Рама IV и Рама V были первыми правителями, получившими европейское образование и владевшими английским языком. При Раме IV начался процесс интеграции Сиама в мировую экономику – страна открыла свои рынки для западных товаров и инвестиций, одновременно экспортируя сельскохозяйственное сырье и полезные ископаемые.

Чулалонгкорн, сын и преемник Рамы IV, взошедший на престол в 1868 году как Рама V, создал Тайный и Государственный советы, официальную судебную систему, бюджетное планирование, а так же объявил о постепенной отмене рабства и ограничении долгового бремени.

Раме V пришлось столкнуться с колониальными амбициями Англии и Франции. После франко-сиамской войны 1893 года Сиам был вынужден отказаться от влияния на Лаос, который стал частью французского Индокитая. В 1896 году британцы и французы заключили договор, определивший границу между их колониями, где Сиам был определен как буферное государство. В 1904, 1907 и 1909 годах появились новые пограничные поправки в пользу Франции и Великобритании. После смерти короля Чулалонгкорна в 1910 году, Сиам имел границы сегодняшнего Таиланда.

XX-XXI века

Сиам участвовал в Первой мировой, объявив войну Германии и Австро-Венгрии в 1917 году, главным образом, чтобы завоевать расположение англичан и французов. Впоследствии это обеспечило Сиаму место в Версальской мирной конференции, где министр иностранных дел страны воспользовался возможностью поднять вопрос об отмене неравных договоров XIX века и восстановлении полного сиамского суверенитета.

Революция

Небольшой круг буржуазии из бывших студентов, получивших образование в Европе, поддержанный некоторыми военнослужащими, захватил власть 24 июня 1932 года в ходе почти ненасильственной революции. Группа собрала офицеров, интеллектуалов и чиновников, представлявших идею отказа от абсолютной монархии. Была установлена конституционная монархия — соответствующую конституцию провозгласили в декабре.

В 1938 году правительство возглавили люди, открыто симпатизирующие идеям Муссолини и Гитлера. К 1942 году был издан ряд культурных декретов отражавших стремление к социальной модернизации, а также авторитарный и преувеличенный националистический дух. Название страны изменили на «Таиланд», что было направлено против этнического разнообразия в стране и основано на идее «тайской расы».

Вторая мировая и послевоенный период

Поражение Франции в начале Второй мировой стало долгожданным поводом для руководства Таиланда к нападению на французские колонии в Индокитае, закончившегося тайскими территориальными завоеваниями в Лаосе и Камбодже.

После вторжения Японии в Таиланд в декабре 1941 года правительство было вынуждено позволить японцам использовать страну в качестве базы для вторжения в Бирму и Малайю.

После окончания войны американские союзнические войска оккупировали Таиланд. В январе 1946 года состоялись первые демократические выборы. Новое правительство согласилось вернуть оккупированные территории Индокитая в качестве цены за вступление в ООН, после чего все военные требования против Таиланда были отметены.

Последующая история страны полна переворотами, контр-переворотами, революциями и политическими кризисами. Последний переворот произошел в 2014 году, когда тайская армия объявила военное положение и начала развертывание войск в столице. Действие Конституции было приостановлено, а в апреле 2015 года официально введено военное положение. 7 августа 2016 года был проведен национальный референдум по вновь разработанной Конституции, первый после переворота 2014 года. При 55% явке около 61% проголосовавших высказалось в пользу новой Конституции.

Краткая история Таиланда

Король Рама (Rama) V сыграл важную роль в истории Таиланда. Он покончил с рабством и провел ряд важных реформ в целях модернизации страны.

Король Чулангкорн — Chulalongkorn (Пра Чулачом Клао Чаоуия — Chulachom Klao Chaoyuhua или Рама V) унаследовал трон у своего отца короля Монгкута (или Пра Хом Клао — Phra Chom Klao). Он родился 20 сентября 1853 и был первым сыном королевы Рампай Памарапиром (Ramphai Pamarapirom Thepsirindra) и девятым выжившим сыном короля Монгкута. На трон он вступил в 1868 г. в возрасте 15 лет и правил долгих 42 года.

Король Chulachom Klao Chaoyuhua или Рама V

Его главной задачей было проведение реформ, способствующих вступлению Таиланда в новую современную эру. Он изучил систему управления западных стран, вступил в дружеские и партнерские отношения с ведущими державами того времени: Британией, Америкой, Россией, Францией, отправил своих детей учиться в западные страны. С другой стороны монарх пытался сдерживать влияние и проникновение тех же самых стран в регионе. Это был первый тайский король, который много путешествовал по соседним азиатским странам и даже дважды побывал в Европе.

Его реформы коснулись различных аспектов тайской жизни. Прежде всего, он отменил рабство, занялся развитием телекоммуникаций и строительством железных дорог, учредил почту и создал министерскую систему в 1892. Его деятельность затронула здравоохранение и образование. Международные условия того времени не позволили провести все эти изменения в более мягкой форме. Одновременно королю приходилось ловко выстраивать отношения с мировыми державами: он пытался дружить со всеми и избегать конфронтации, чтобы не стать одной из азиатских колоний европейских держав. В последний период правления Рамы ему все таки пришлось отдать часть своих территорий Франции, но ему удалось сохранить самое дорогое — независимость своей страны, которой тайцы гордятся до сих пор.

Сложно в нескольких параграфах описать историю этой страны.

Древняя история Таиланда плохо изучена. Около 5 тысяч лет назад на плато Корат в долине Меконга проживали сельские общины, достигшие больших успехов в земледелии, гончарном деле и металлообработке. После себя они не оставили никаких крупных памятников и храмов, лишь рабочие инструменты.

Тайский этнос произошел из Центрального Китая. В начале XI века предки современных тайцев мигрировали на территорию, которая сейчас является Таиландом, и основали первое тайское государство. С XIII века начинается более изученная часть тайской истории, именно тогда было создано королевство Сукотай. В это же время произошла кодификация буддизма в тайском варианте, а также появилась тайская письменность.

Королевство Сукотай существовало около 150 лет, затем оно было поглощено более крупным и могущественным королевством Аюттайя. Аюттайский период длился почти четыре века, в это время происходило формирование неповторимой культуры Таиланда. На севере параллельно королевству в Аюттайе существовало королевство Чанг Май. Оба они постоянно вели войны с Бирмой и империей кхмеров. В 1569 году произошло Бирманское нашествие, в котором тайцы потерпели поражение и Аюттайя пала. Тайскому принцу Наресуану удалось выдворить захватчиков из страны и заново отстроить столицу. Новое нападение на Аюттайю произошло в 1767 году. Бирманцы дотла сожгли город, славившийся развитой экономикой и культурой, и увели его жителей в рабство. Однако и на этот раз бирманское владычество оказалось недолговечным. Недруги вновь были разбиты под предводительством генерала Пия Таксин. Пья Чакри был провозглашен королем. Он стал основателем ныне правящей династии Чакри. В 1782 году Пья Чакри был возведен на престол. Столицу он перенес в Бангкок, который находился в тридцати километрах от Аюттайи.

Улочка древнего Бангкока (Siam)

В XIX веке Сиам оставался независимым и лавировал между различными европейскими державами. В результате ни одна страна, в том числе Франция и Великобритания, не смогли колонизировать Сиам. Активное развитие Сиама происходило в период с 1809 по 1851 годы, во время правления королей Рамы II и Рамы III. Расширялись политические контакты с европейцами, модернизировалась система управления, развивалась международная торговля. До сегодняшнего дня тайцы гордятся тем, что никогда не были колонизированы.

Многое для укрепления Сиама и его принятия в мировое сообщество как независимой страны сделал король Рама V, который благодаря своей значимости в тайской истории получил к своему имени приставку «Великий». Его реформы были продолжены следующим королем, введшим систему обязательного общего образования. В 1932 году произошла революция, изменившая систему управления в стране и сделавшая ее конституционной монархией. В 1939 году Сиам стал Таиландом, что означает в переводе с тайского «страна свободных».

Сиам – ставший Таиландом

В годы второй мировой войны Таиланд не оказал сопротивления японским войскам, а его правительство выступило союзником Японии. После окончания войны к власти пришла армейская верхушка и на протяжении последующих двадцати лет в стране происходили политические перевороты и контрперевороты, которые иногда чередовались с демократическими экспериментами.

В 1991 году правительство Чатичая было отстранено от власти военной хунтой, но уже через год в стране прошли демонстрации, в результате которых демократия была восстановлена.

В 1980-е в Таиланде расцвела туристская индустрия, однако страна так и не стала «Азиатским Тигром» на манер Тайваня или Южной Кореи, что впрочем не спасло от Азиатского кризиса 1997 года.

В 2004 года на юго-западное побережье Таиланда обрушилось цунами. Погибло 5000 человек в Таиланде, половина из которых — туристы.

Цунами в Таиланде 2004 год

19 сентября 2006 года мировые информационные агентства передали информацию о военном перевороте в Таиланде, в то время как местные телеканалы оказались захвачены и прекратили трансляцию.

Премьер-министр Таксин Чинават, находясь на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, объявил в стране чрезвычайное положение и призвал военных прекратить незаконные манёвры. Захватив основные правительственные объекты, путчисты объявили о своей лояльности королю.

23 декабря 2007 года в Таиланде прошли первые после военного переворота парламентские выборы, на которых победу одержала прочинаватская Партия народной власти. В январе 2008 года военные передали власть новому правительству, во главе с премьер министром Самаком Сундаравеем, однако страну охватил новый кризис.

В конце августа — начале сентября 2008 в столице Таиланда прошли демонстрации и столкновения между сторонниками и противниками правительства Сундаравея. После смещения Самака Сундаравея по решению суда, в начале сентября 2008, и отказа его от переизбрания на пост, король Таиланда утвердил в должности премьер-министра Таиланда Сомчая Вонгсавата.

В конце 2009 года начались массовые акции протеста «краснорубашечников»- сторонников бывшего премьер-министра Таксина Чиновата, на улицах Бангкока. Они поддерживают изгнанного из страны бывшего премьера Таксина Чинавата и требуют отставки Апхисита, роспуска парламента и проведения досрочных выборов. К середине марта 2010 года в акциях протеста насчитывалось уже от 80 до 100 тысяч демонстрантов. 7 апреля «краснорубашечникам» удалось прорваться на территорию парламента, после чего Ветчачива объявил о введении чрезвычайного положения. 11 апреля в результате столкновения демонстрантов с полицией и военными появились первые жертвы противостояния. Сообщалось о 15 погибших. После двух месяцев противостояния 19 мая армейские части захватили лагерь оппозиции и вынудили ее лидеров сдаться. 25 мая 2010 года Чинавату было заочно предъявлено обвинение в терроризме.

Краткая история Тайландах

Также читайте:

О сиамских королях и королевствах

В 1966 г. мальчик, живший водной из деревушек на плато Корат, споткнувшись о корень дерева капок, буквально “провалился” в XXXVI в. до н.э. Вокруг него на дне открывшейся ямы оказались большие кольца. Это были края обожженных глиняных горшков, чей возраст, как показал впоследствии анализ, составлял 5600 лет. Под горшками нашли бронзовые орудия, украшения и даже музыкальные инструменты. Так по воле случая мальчик, гулявший по деревне Банченг недалеко от берега реки Меконг, сделал одну из величайших археологических находок нашего времени – обнаружил остатки, возможно, самой ранней в мире культуры бронзового века и первого цивилизованного поселения на территории Таиланда.

Неизвестно, когда и почему ушли люди с этого высокого плато; остается лишь предположить, что они были вытеснены оттуда пришельцами с севера. Впоследствии переселенцы основали величайшие империи Камбоджи, построили легендарные каменные сооружения Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом, а также множество храмов и памятников, рассеянных по всему Северо-Восточному Таиланду.

Следующие несколько тысячелетий остаются для нас чистыми страницами. В IV в. до н.э. довольно крупные поселения появились в долине Чаупья, а в VII-VIII вв. н.э. западнее и севернее Бангкока существовали уже города Накхонпатхом и Лопбури, центры образования и религии, куда из далекой Индии прибывали монахи, проповедовавшие буддизм. В южной части страны обнаружены следы индуистского поселения торговцев из Южной Индии, которые имели обыкновение строить фактории и даже небольшие города в низовьях рек. Об остальной территории Таиланда в эпоху древности мало что известно.

В XI и XII веках территория Таиланда входила в состав кхмерского государства со столицей в городе Ангкор (на земле современной Камбоджи).

В начале XII века тайцы основали на севере страны ряд небольших городов-государств с центрами в Ланне, Пхаяо, Сукотай. В 1238 году два тайских князя, правившие в этих городах, восстали против кхмерского короля и основали первое независимое тайское государство со столицей в городе Сукотай – «Рассвет счастья». В последующие годы королевство Сукотай значительно расширило свою территорию, особенно в бассейне реки Чао Прайя. Государственной религией стал буддизм тхеравадийского – южного направления. Появился первый тайский алфавит, возникли первые формы тайского традиционного искусства в живописи, скульптуре, архитектуре и литературе. К началу XIV века государство Сукотай ослабло и превратилось в вассала королевства Аюттайя – молодого и энергичного государства.

Сукотаи оставался столицей Таиланда лишь на протяжении 100 лет. Крупнейший из правителей Сукотаи король Рамкамхенг (правил с 1279 по 1299 г.) дал своим подданным тайский алфавит и кодекс законов, обеспечил им мирную жизнь и уважение со стороны соседей. Однако этот благополучный период продолжался недолго. Последние короли Сукотаи государственным делам предпочитали религиозные обряды, а потому власть перешла вскоре в руки правителя лежащего южнее города Аютия (Аюттхая).

В 1350 г. Аютия, расположенная в низовьях реки Менам-Чао-Прая, стала столицей тайского государства. Благодаря энергичному правлению нескольких следовавших друг за другом королей тайское государство, или Сиам (так со времен средневековья и до 1939 г. назывался Таиланд), стало не только самым могущественным в регионе, но также одним из наиболее развитых и богатейших во всей Азии.

В XVII в., в период расцвета Аютии, число ее жителей достигало 1 млн, превышая население тогдашнего Лондона. Побывавшие здесь путешественники восхищались тысячами храмов с золотыми верхушками и изображениями Будды, богатством местной архитектуры и роскошным убранством лодок, скользивших по воде. Отовсюду в город прибывали купцы, французы, англичане, португальцы, голландцы соперничали между собой за влияние в стране, в то время как тайцы, подстегивая эту конкуренцию, весьма предусмотрительно не позволяли никому из соперников взять верх.

Всевозраставшее вмешательство иностранцев в дела Таиланда привело к их полному изгнанию из страны в 1688 г.

На протяжении столетий бирманцы, соседи тайцев, завидуя богатствам Таиланда, то и дело совершали грабительские набеги на Аютию. В 1767 г. им удалось наконец взять штурмом город, после чего он был разграблен и сожжен. Остатки тайской армии выбили бирманцев из Аютии, однако к этому времени она оказалась настолько разрушенной, что нечего было и думать о ее восстановлении. Свою столицу тайцы перевели в расположенный еще ниже по течению реки Менам-Чао-Прая город Тхонбури, лежащий на противоположном от нынешнего Бангкока берегу. В последующие годы Тхонбури был не только столицей Таиланда, но и местом концентрации тайских войск во время не прекращавшейся войны с бирманцами.

Одним из первых своих указов Рама I перенес столицу на противоположный берег реки, где в окружении маслиновых деревьев (кок) стояла небольшая деревенька (банг), называвшаяся Бангкок. Затем он построил здесь великолепный храм Ват-Пра-Кео (храм изумрудного Будды), в котором было размещено наиболее почитаемое в королевстве изображение Будды. Когда крошечная деревня превратилась вдруг в столицу, ей быстро подобрали новое название – Крунгтеп (город ангелов).

Вскоре Бангкок стал крупным центром деловой и культурной жизни. В начале XIX в. иностранные купцы получили разрешение вернуться в королевство, однако должны были находиться под строгим контролем властей: тайцы не желали повторения прежних ошибок. В середине века приезжавших из других стран торговцев, путешественников и даже христианских миссионеров здесь встречали уже с распростертыми объятиями. Инициатором этой новой политики стал король Монгкут (Рама IV), один из самых замечательных монархов Азии.

Для западной публики король Рама IV (правил с 1851 по 1868 г.) ассоциируется, к сожалению, с тем глуповатым деспотом, который изображен в фильме “Король и я”, до сих пор запрещенном в Таиланде. Между тем на трон этот человек взошел обогащенный мудростью, обретенной им за 27 лет пребывания буддийским монахом. С помощью американских миссионеров он изучил английский язык, который понадобился ему, чтобы удовлетворить живой интерес к науке и технике. Находясь на троне, он использовал свои знания и реформаторский азарт для совершенствования жизни в стране.

Так, до его правления основными транспортными средствами в столице были слоны и лодки. В 1 863 г. по указанию Монгкута в Бангкоке была проложена первая мощеная дорога (Нью-роуд), которая опоясывала центр города и шла вдоль берега реки, что, несомненно, улучшало местное сообщение и способствовало развитию торговли. В 1868 г. Монгкут вполне научно рассчитал время предстоящего солнечного затмения и пригласил скептически настроенных европейцев на площадку для наблюдений. Когда диск луны закрыл солнце, все присутствующие восторженно приветствовали глубокие познания короля. К несчастью, совершая поездку по болотистым районам страны, Монгкут заболел малярией и по возвращении в Бангкок скончался.

Сын Монгкута Чулалонгкорн (правил с 1868 по 1910 г.) был не менее замечательной личностью. Продолжая начинания отца, он основывал университеты, развивал экономику, проложил идущую в глубь страны железную дорогу, а также отправил своих сыновей и племянников на учебу в Англию, Францию и Германию и Россию, с тем чтобы страной руководили образованные люди. Чулалонгкорн совершал государственные визиты в азиатские и европейские столицы, а его супруга выполняла в это время обязанности регента – и то и другое противоречило древним традициям. Именно благодаря прогрессивным преобразованиям, осуществленным этими двумя королями, и их дальновидной внешней политике Таиланд в отличие от своих соседей сумел избежать иностранной колонизации и остался “страной свободных”.

В XX в. Таиланд стал одним из наиболее развитых и просвещенных государств в Азии. Однако монархии при шлось дорого заплатить за осуществленные ею преобразования. Обучавшиеся в Европе тайские студенты, охваченные распространившимися в 20-е гг. революционными настроениями, по возвращении на род и ну устроили в 1932 г. государственный переворот, в одну ночь положивший конец 700-летней абсолютной монархии в Таиланде. На смену ей пришла конституционная монархия с королем в качестве номинального главы государства, с возглавляемым премьер-министром правительством, с двухпалатным парламентом и независимой судебной властью. Эта система государственного устройства действует в стране по сегодняшний день.

С 1932 г. в Таиланде сменилось немало конституций и правительств, многие из которых приходили к власти путем военных переворотов и возглавлялись военными. За исключением короткого периода подлинной представительной демократии (с 1973 по 1976 г.), руководящей силой в Таиланде всегда были военные, управлявшие страной либо открыто, либо из-за кулис.

На протяжении всей своей истории Таиланд отличался терпимостью к чужим религиям и верованиям. Хотя 92% жителей страны исповедуют буддизм (направления тхеравады), широкой религиозной свободой здесь пользуются мусульмане, составляющие 6% населения, а также индуистские, сикхские и христианские меньшинства.

К индийским влияниям в области искусства относится классический эпос “Рамаяна” (по-тайски “Рамакьен”), из которого заимствованы основные сюжеты литературы, театра масок кон, танцевальной драмы лакон, обычного кукольного театра и кукольного театра теней. Все это считалось когда-то дворцовым искусством и служило развлечению избранных. Позднее эти формы искусства начали появляться вне дворцовых стен, за пределами столичного района.

Архитектура, скульптура и живопись вплоть до XX в. были подчинены исключительно религиозной тематике. Зодчие создавали великолепные храмы, в которых устанавливались бронзовые, деревянные, каменные или лепные изображения Будды. Сегодня экскурсия по буддийскому храму, где каждый элемент оформления имеет глубокое значение, становится удивительным путешествием в мир религиозных творений художников.

Прямое отношение к буддизму имеют многие отмечаемые в Таиланде праздники. Так, магхапуя, висакхапуя и асалахапуя, приходящиеся соответственно на февральское, майское и июньское полнолуния, посвящены рождению, смерти, первой проповеди и просветлению Будды.

Очаровательные и очень веселые праздники сонгкран и лой кратонг имеют чисто светский характер. Хотя в канун сонгкрана по улицам Бангкока торжественно проносят статую сияющего Будды, само празднование, происходящее 13 апреля, выливается в шумное массовое веселье. По традиции сонгкран знаменует начало тайского Нового года (официально в Таиланде придерживаются сейчас солнечного календаря), и, встречая его, в знак добрых пожеланий принято обрызгивать, а то и по-настоящему обливать друг друга водой.

Краткая история Таиланда

Эта древняя цивилизация не оставила ни крупных памятников, ни храмов, ничего кроме рабочих инструментов. Тайцы как этнос происходят скорее всего из Центрального Китая. Предки современных тайцев медленно мигрировали на территории сейчас являющимися северным Таиландом и основали первое тайское государство в Пхаяу в 1096г. После монгольского завоевания Китая северные тайские государства выросли в размерах, а города Сукотай и Ланнатай (королевство на севере территории современного северного Таиланда) стали самыми важными в регионе. Сейчас в провинциях Хубэй, Юньнань в Центральном и Юго-Восточном Китае существуют очаги проживания этнических тайцев, предположительно возникших на пути миграции народа. Более изученная часть тайской истории начинается с 1238г., когда было основано первое тайское достоверно известное государство – королевство Сукотай. К этому периоду времени относится кодификация буддизма в тайском варианте, а также создание тайской письменности. С момента появления письменности мы сожем более подробно проследить тайскую историю. Королевство Сукотай просуществовало около 150 лет, после чего его поглотило другое, быстро растущее и могущественное королевство Аюттайя.

Аюттайский период тайской истории продлился четыре века, за которые окончательно сформировалась система управления и неповторимая культура Таиланда. В этот период произошли первые контакты с европейцами. В это время наиболее влиятельными в регионе были португальцы, у которых тайцы заимствовали способ изготовления оружия. Сиам стал одним из первых государств, сумевших наладить дипломатические отношения с европейцами. Параллельно королевству в Аюттайе существовало королевство Чанг Май на севере современного Тайланда. Оба они постоянно вели войны с Бирмой и империей кхмеров. Бирманское нашествие в 1569г. обернулось поражением тайцев и падением Аюттайи. Но в итоге тайский принц Наресуан сумел выдворить захватчиков за пределы страны и отстроить столицу заново. Второй раз Аюттайя, город с развитой экономикой и культурой, была захвачена в 1767г. На этот раз бирманцы сожгли город дотла и увели тысячи людей в рабство. Бирманское владычество и на этот раз оказалось недолговечным. Под руководством генерала Пия Таксин (Phya Taksin) опять разбили бирманцев. Королем был провозглашен Пья Чакри, который, таким образом, стал основателем ныне правящей династии Чакри. После своего возведения на престол в 1782г., король перенес столицу в Бангкок, что в 30 километрах южнее Аюттайи.

В XIX веке Сиам оставался независимым, лавируя между различными европейскими державами. Это привело к тому, что ни Франция, ни Великобритания, ни какая-либо другая страна не смогли колонизовать Сиам. С 1809 по 1851гг. во время правления королей Рамы II и Рамы III Бангкок и весь Сиам быстро развивался из-за политики открытости и международной торговли Король Монкут (Mongkut),Рама IV (годы правления 1851-1868) инициировал модернизацию систему управления и расширение политических контактов с европейскими державами. Его преемник Рама V Chulalongkorn сделал много для укрепления Сиама для принятия Сиама в мировое сообщество как независимой страны. Правление Рамы Пятого считается наиболее значимым в тайской истории – он единственный получил к своему имени приставку “Великий”. Следующий король продолжил реформы Рамы Великого и ввел систему обязательного общего образования. В 1932г. практически бескровная революция изменила систему управления и Сиам стал конституционной монархией. В 1939г. Сиам стал Таиландом, что в переводе с тайского означает “страна свободных”. Во время Второй Мировой войны Таиланд не оказал сопротивления японским войскам, а правительство выступило союзником Японии. После войны к власти в стране встала армейская верхушка. В течении 20 лет Таиланд стал ареной политических переворотов и контрпереворотов, чередовавшихся с редкими демократическими экспериментами. В феврале 1991г. военная хунта отстранила от власти правительство Чатичая, но демонстрации в мае 1992г., закончившиеся кровопролитием, в итоге привели к реставрации демократии.

Сейчас Таиланд демократическая страна, которая основывается не только на светских законах, но и общепринятых нормах буддизма. Таиланд не имеет долгой истории демократии, но это не мешает ему являться действительно свободной страной.

Читайте также:  Размеры Черного моря: площадь, ширина, объем воды
Ссылка на основную публикацию