Свято-Духов кафедральный собор, Минск – история, расписание служб

Кафедральный собор Святого Духа

Содержание:

Фотографии Кафедрального собора Святого Духа:

История

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский. Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней улице Кирилла и Мефодия (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от Соборной площади (пл. Свободы) к нижнему рынку (пл. 8 Марта).

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила. Теперь Свято-Духовая церковь – Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия – чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Икона Минской Божьей Матери

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по “необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет” (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в – Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).

В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века. А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко–католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630–е годы из камня, разрушенном в 1936–м и восстановленном в 2011–м, концертный зал «Верхний город»).

В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена». Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде. В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502–й.

Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско–белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году. В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко–католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.

Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья. В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795–м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945–го хранится в Свято–Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии). Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».

А Вы знали, что.

Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо–Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина. Другой святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой, про подвиги которой не так давно был снят фильм. Её нетленное тело можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

В Минском Свято-Духовом кафедральном соборе у северной стены стоит богато украшенная резная рака с мощами святой. Над ней—светлый и кроткий лик святой. Цепочкой подходят туда люди, чтобы помолиться и попросить заступничества, преисполниться верой, терпением и надеждой в своих невзгодах, поблагодарить за радость и счастливое разрешение своих проблем. И мало кто из них знает, что эта женщина при жизни имела отношение к славному роду Радзивиллов.

София Слуцкая

Софья Слуцкая родилась в 1585 году в семье Юрия Олельковича и Катажины из рода Кишко. Богатым и влиятельным было тогда принадлежащее отцу и его трем братьям Слуцкое княжество, но видно злой рок постепенно обрел на вымирание этот род. Через несколько лет один за другим умирают родители Софьи, так и не прижив еще детей, и а еще спустя несколько лет и ее опекуны—дядьки Ян Сымон и Александр. После этих событий Софья остается самой богатой сиротой во всем княжестве, а заодно и самой богатой невестой, хотя ей не исполнилось еще и десяти. Очередным ее опекуном становится родственник, жмудский староста Юрий Ходкевич, который и присматривает невесте будущего мужа, заодно по-хозяйски распоряжаясь ее богатствами. В этом время, молодая девушка, предоставленная самой себе начинает увлекаться религией, Святыми книгами, долгими беседами со священниками. Злые языки поговаривали, что православные отцы, понимая будущее влияние Софьи, стремились всячески расположить ее в пользу православия, тем более, что католичество в те времена набирало обороты, все более вытесняя православную веру из ВКЛ. Но на сей счет не существует однозначного мнения.

Князь Януш Радзивилл

Тем временем, для Софьи нашелся жених—молодой и красивый князь Януш Радзивилл (1579-1620), старший сын известного в те времена гетмана Великого Литовского и Воеводы Виленского Кшыштофа Радзивилла, которому современники дали прозвище Перун. Последний заключил контракт с уже с Иеронимом Ходкевичем, что после свадьбы, если Софья добровольно пожелает выйти замуж за Януша, Радзивилы получают слуцкое княжество, Ходкевичи же освобождаются от отчета по расходам сумм из приданного Софьи. Свадьба была назначена на 6 февраля 1600 г., в Вильно в доме Ходкевичей. И все бы хорошо, но между «партнерами» вышла размолвка. Кто-то из исследователей утверждает, что к тому времени долги Ходкевичей перед Радзивиллами превысили размер приданного, кто-то говорит о том, что они не поделили одно либо несколько имений, однако вчерашние приятели стали врагами. Тем более, что по контракту, сторона, препятствующая свадьбе должна будет выплатить штраф в 100 000 коп литовский грошей. Обе стороны обращаются в трибунал, который решает дело в пользу Радзивиллов (не потому ли, что маршалком трибунала был Ежи Радзивлл?). Ходкевичей по суду обязывают отдать невесту Радзивиллам, а в случае упорства, даже угрожают пожизненным изгнанием из страны. Оскорбленный Иероним забирает Софью и с верными людьми затворяется в своей виленском замке, с намерением противостоять решению суда силами своих воинов. Услыхав об этом, опытный полководец Кшиштоф Радзивилл Перун собирает шеститысячное войско под началом трех сыновей легендарного Константина Острожского и приводит его под стены Вильна. У Иеронима в свою очередь, военная крепость, около двух с половиной тысяч воинов и десятки пушек. Не желая вмешиваться в междоусобные разборки магнатов, население города покидает Вильно, а униатский митрополит Ипатий Потей пишет письмо настоятелю Слуцкого православного монастыря Исаю Соболевскому с просьбой молиться за благополучное разрешение конфликта и за то, чтобы «те два дома могучих с миром и хвалою Божьей и к радости всех христиан пристойно разъехались». Король направляет в Вильно четырех сенаторов с королевскими письмами, которые смогли выиграть время, пока горячность магнатов не остыла. Кровопролитие удалось избежать, Радзивилл Перун отводит свои войска за город и начинаются длительные переговоры с привлечением королевских вельмож, дипломатов, хитрых авантюристов, духовенства и даже Папы Римского, ведь Софья была православной, а Януш—кальвинистом.

Все кончилось благополучно, и в октябре 1600 года Радзивилл получил в жены Софью, Слуцкое и Копыльское княжество с семью городами и крепостями, десятки фольварков. В свою очередь Софья, все это время проводившая в молитвах и беседах с православными священниками, попросила мужа принудительно не насаждать в этих владениях иную веру кроме православной. «Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…». Януш согласился исполнить, и к его чести сказать, исполнил эту просьбу—на века Слуцкое княжество являлось оплотом православной веры. Помогала этому и сама княгиня Софья Радзивилл, всегда заботясь о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Как паломница путешествовала высокоименитая братчица в самые отдаленные храмы в дни храмовых праздников. Вот только Бог отмерил ей недолгую жизнь. Произведя на свет двух детей, умерших в детстве, 19 марта 1612 года, княгиня Софья скончалась при родах. Ребенок тоже не выжил. Похоронили княгиню Софью в Слуцке, в семейной усыпальнице Олельковичей в Спасской церкви.

Рака с мощами белорусской святой

Церковные историки отмечают, что практически сразу после смерти Софья стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». После войны 1941-1945 гг., 3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.

Читайте также:  Достопримечательности Гродно: фото c описанием

Свято-Духов кафедральный православный собор

Краткая информация

  • Дата основания — 1633 г.
  • Строительство — 1633-1642 гг.
  • Епархия — Минская
  • Архитектурный стиль — виленское барокко
  • Реликвии и святыни — Минская икона Божией Матери, мощи Софии Слуцкой
  • Расписание богослужений:
Будние09.00, 18.00
Воскресенье7.00, 10.00, 18.00
Праздничные дни7.00, 10.00, 18.00

История

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

В советское время

Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Беларуси. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

В 1990-х

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Роль собора сегодня

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Чудотворная икона Божией Матери

Самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в — Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Мощи праведной Софии, княгини Слуцкой

  • День почитания по старому стилю — 19 марта
  • День почитания по новому стилю — 1 апреля
  • Дата обретения — 1 апреля 1612 года

Княгиня София была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича III от брака с дочерью Литовского вельможи Екатериною Тенчинскою. Родилась Блаженная София 14 мая 1585 года, в том же году умерла её мать, а 19 мая следующего года умер и отец. После смерти отца опека над малолетней Софией, оставшейся почти с пелёнок круглой сиротой, перешла в руки ей родственников: сначала к жмудскому старосте Юрию Ходкевичу, а затем по смерти последнего, к Виленскому каштеляну, Брестскому старосте, Иерониму Ходкевичу.

Однако задолжав князьям Радзивиллам значительные денежные суммы, Ходкевичи решили за счёт опеки поправить своё положение. По этим соображениям Ходкевичи и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии Олелько, по достижении ею совершеннолетия, за сына Виленского воеводы Януша Радзивилла, князя Несвижского. Княжне Софии Юрьевне в то время было 11 лет, и с того времени считалась уже невестой Януша Радзивилла.

Со временем между Ходкевичами и Радзивилами возникло разногласие, едва не закончившееся кровопролитием, и только отправленные королём посредники успели предотвратить готовившуюся резню и склонить обе стороны к миру. Согласно новой сделки были уничтожениы все денежние претензии Радзивиллов к Ходкевичам, сверх того последние получили значительную денежную сумму и 500 волок земли в виде откупного. Следует особо отметить, что Праведная София поставила непременным условием, чтобы дети от этого брака, обоего пола, были православными.

Свадьба Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялась 14 октября 1600 года по православному обряду в Брестском Соборе. Не красна была жизнь княжны Софии, когда она была под опекою Ходкевичей, но и не лучше была её жизнь и по замужестве, так как муж очень мало уделял её внимания и зачастую обижал её, выказывая алчность к её личным имениям.

Единственной отрадой и утешение для княгини Софии была православная вера. Всю печаль с самого раннего детства она возлгала на Бога. Ко всем житейским бедам присоединилось ещё одно страшное горе для княгни Софии — церковная уния с Римом, объявенная в нашем крае в 1596 году. В период объявления унии г. Слуцк принадлежал Софии, она то и явилась прежде всего для его православных святынь защитницей и охранительницей от унии. Своего мужа, хотя и католика, а в последствии кальвиниста, она настойчиво упросила исходатойствовать у Польского короля грамоту о воспрещении православных принуждать к унии. Благодаря плодотворной деятельности Слуцкой княгини Софии, город Слуцк, ещё при жизни этой великой угодницы Божией, получил особое значение в религиозном отношении для всего края, как сохранивший во всей своей чистоте и неприкосновенности православие.

Святая праведная София преставилась 1 апреля 1612 года от первых родов мертворождённой дочери, имея от роду 26 лет 10 месяцев и 18 дней.

Свято-Духов кафедральный собор в Минске

Православные люди часто посещают паломничества по святым местам и старинным церквям, с богатой историей, молитвенными старцами и уникальными иконами. Минский храм Святого Духа является источником наполнения веры и умиротворения для сотни тысяч людей. Каждый человек, ищущий душевной гармонии, может зайти в храм, двери его всегда открыты для странников.

Здание храма величественно как внутри, так и снаружи. Но так было не всегда, у него богатая история с действительно тяжелыми временами и событиями.

История храма

Изначально храм строился как католический монастырь бернардинок. Год основания собора — 1633 год. В исторических документах окончание постройки указан 1642 год. В 1652 году закончили строить каменный монастырский комплекс.

Во времена русско-польской войны было много разрушений. А в 1741 году храм был разрушен сильным пожаром, вследствие чего было много реконструкций. Огромный ущерб нанес пожар в 1835 году, монахиням-бернардинкам не удалось восстановить его в первичное состояние. Сократилось число монахинь и церковь закрыли.

О других православных храмах:

Длительное время в соборе не проходили богослужение, здание никому не принадлежало, но с 1860 года костел становится православным храмом и службы восстанавливаются. Решающую роль в восстановлении богослужений и капитальной реконструкции играет архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Именно по его ходатайству были выделены деньги для полного ремонта. После чего в храме был открыт мужской православный монастырь.

Осенью 1870 году было освящение престолов:

Монахи из Свято-Троицкого монастыря г. Слуцка переехали в костел Святого Духа, привезя с собой всю библиотеку, ризницу и другое монастырское имущество. До 1918 церковь действовала, но при власти большевиков ее закрыли. Сначала был организован спортзал для пожарных, после — архив, и завершилось преобразование тюрьмой. Богослужения возобновились только во время ВОВ в 1942 году.

Современное состояние

В настоящее время Свято-Духов в Минске является кафедральным собором. Архитектура — классический католический костел, барочный стиль. На главном фасаде выстроены две высокие башни с несколькими ярусами, нишами и арками. Башни украшены характерными элементами для стиля барокко.

Между башнями имеется щит с криволинейным контуром. Все помещение разделено на 3 нефа. Достигнуто это не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

В 90-х годах состоялся крестных ход, который не проводили многие десятилетия. Отправной точкой крестного хода был Свято-Духов собор.

Святыни и престольные праздники

Иконостас содержит множество чудотворных икон, самая известная икона Минской Божьей Матери (1500 год).

По преданиям автором образа был апостол Лука евангельских времен. Икона находилась в Византии до тех пор, пока князь Владимир не привез ее в Киев в Десятинную церковь, после татарского нашествия образ был выброшен в Днепр. Чудесным образом икона нашлась жителями Минска и переходила с одной церкви в другую, пока в 20 годах ХХ столетия стала святынею собора Святого Духа.

На заметку! Ежегодно проходит Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Паломники приходят поклониться к мощам святой Софии Слуцкой.

Биография княгини Софии Слуцкой сложная для восприятия. Оставшись сиротой в 1 год, мама умерла в тот же год, что и родилась девочка, отец умер через год после ее рождения, опекой над ней переходила от одних родственников к другим. В 11 лет она уже была засватана за князя. По исполнению 15 лет вышла замуж, и семейная жизнь с князем была нелегкой. Умерла во время родов в возрасте 26 лет. Ребенок родился также мертвым.

Почему ж ее называли святой? Во времена унии с Римом именно она выступила в защиту и сохранность православной святыни г. Слуцка. По ее просьбе супруг ходатайствовал у короля Польши воспрещение православных принуждать к унии. Благодаря ей Слуцк сохранил чистоту и неприкосновенность православия.

Менее известные святыни:

  • священный образ великомученицы Варвары;
  • чудотворные частицы мощей княгини Людмилы. Княгиню Людмилу почитают как покровительницу бабушек, матерей и христианских наставников.
  • святые частички останков Непорочной Елисаветы. Елисавета решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создала в Москве обитель труда, милосердия и молитвы;
  • мощи Святой Софии.

Основной престольный праздник — День Святого Духа. Время проведение- следующий понедельник за Пятидесятницей.

Деятельность прихода

В кафедральном соборе действуют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Дети начинают обучаться с 5 лет. Программа обучения: Ветхий и Новый Завет, Катехизис, история церкви, устройство православного храма и процесс литургии. Предметы изучения в воскресной школе для взрослых включают себя: Ветхий и Новый Завет, история церкви, христианское вероучение, церковнославянский язык, основы богослужений.
  2. Библиотека. Фонд состоит из 3 тыс. изданий, включая книги, периодику. Посещать могут прихожане, священнослужители, учащиеся духовных ВУЗов.
  3. Сестричество.

Основной миссионерский проект — Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова. Направления работы:

  • благотворительность;
  • работа с детьми-инвалидами, сиротами, дети из неблагополучных семей;
  • помощь одиноким и социально уязвимым людям;
  • волонтерство на социальных объектах;
  • миссионерская работа в интернатах;
  • духовные беседы;
  • сплочение православной молодежи и воцерковление;
  • семинары, лекции, тренинги, беседы на церковную тематику.

Кроме того, основано молодежное Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, которое действует в таких направлениях:

  • служение просвещения;
  • издание информационного буклета «Свете Тихий»;
  • организация и проведение мероприятий собора.

Информация для паломников

Костел Святого Духа в Минске проводит богослужения каждый день. С понедельника по субботу включительно служба начинается в 7 утра. В воскресенье и в праздничные дни литургия начинается в 6 утра.

Закачиваются служения с понедельника по субботу в 23.00, в воскресенье и праздничные дни — по окончании вечернего богослужения.

Совет! В храме всегда есть дежурный священник, который может ответить на все вопросы о Боге, вере и церкви. Его часы приема с 11-17 ежедневно.

Адрес: Минск, ул. Кирилла и Мефодия, д. 3.

Координаты GPS: 53.904714, 27.551741.

От станции метро «Немига» можно доехать к храму Святого Духа общественным транспортом: автобусом под номером 91, 57, 38.

Свято-Духов кафедральный собор в Минске (видео)

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа — главный храм Белорусского экзархата Русской Православной церкви. Бывший костёл монастыря бернардинок; одна из главных достопримечательностей Верхнего города.

Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска

Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа ведет множество паломнических и религиозных туров.

Читайте также:  Бонн: достопримечательности, что посмотреть

Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия

История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.

Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.

Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.

Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске

Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем.

Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.

Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске

Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери, хранящаяся в Минске с 1500 года. С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.

Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой, внучки знаменитой Анастасии, и мощи Великомученицы Варвары.

История

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. В 1852 году монастырь был переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года. Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города — Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

После открытия в 1942 году церковь больше не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в храм была перенесена чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1947 году над собором установили кресты. В первой половине 1950-х годов во внутренней части храма был проведён капитальный ремонт. В 1968 году в южной части собора установили престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части установили раку с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой; в криптовой части собора обустроили придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла (сегодня он действует как крестильная церковь). В 1961 года Свято-Духову храму был присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.

Во времена «перестройки», в конце 80-х годов ХХ века протоиереем в храме служил кандидат богословский наук Евгений Грушецкий, который считался одним из лучших священников Минского кафедрального Свято-Духова собора. В 1988 году при его участии отмечалось 1000-летие Крещения Руси.

года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Обязательно посетите Свято-Духов собор вместе с экскурсией!

Только профессиональный экскурсовод с удовольствием посвятит Вас в тайны строительства и истории собора Святого Духа в Минске. Вместе с ним Вы увидите все достопримечательности Минска и пройдете по его улицам, узнавая много нового о столице Беларуси. Наши обзорные экскурсии по Минску позволят Вам увидеть город в ином свете:

Сегодня собор Святого Духа служит своего рода духовной жемчужиной центральной части Минска. Прогуливаясь по Немиге, волей-неволей любуешься прекрасно сохранившимся зданием, имеющим столь удивительную историю и вобравшим в себя столько святынь. И определенно стоит хотя бы раз посетить собор во время проведения регулярных богослужений.

Возврат к списку

Экскурсии

ул. Загородная, 55, 223028 , Минск , Беларусь

  • Расстояние до аэропорта: 50 km

ул. Московская, 9, 220007 , Минск , Беларусь

  • Расстояние до аэропорта: 40 km

пер. Менделеева 1-й, д.50, корп. 4, 220037 , Минск , Беларусь

  • Расстояние до аэропорта: 42 km

Современность собора

В местной епархии в восьмидесятые годы прошлого века служили весьма просвещенные люди, в частности, священник Грушецкий. Он и сегодня является одним из самых почитаемых церковных служителей минского кафедрального собора.

Грушецкий принимал участие в праздновании Тысячелетия Крещения Руси, стал проводить первые после долгого забвения крестные ходы. Из Свято-Духовой церкви в новый храм были перенесены мощи св. Марии-Магдалины.

Святыни собора

Сегодня в Белоруссии православие продолжает восстанавливаться и развиваться. В соборе на его иконостасе появилось много новых икон в академическом стиле из Москвы, почитается и старая Минская икона, и сегодня творящая чудеса.

В Свято-Духовом соборе хранятся мощи св. Софии, совершавшей при жизни немало чудес. Здесь часто бывают христианские празднества и торжества, проводятся крестные ходы.

Расположение собора на карте Минска, адрес, время работы и расписание богослужений, как добраться самостоятельно

Расписание служб

В Свято-Духовом кафедральном соборе ежедневно совершаются богослужения. В будни и по субботам служба начинается в 8.40. В 9.00 начало обедни.

Все изменения расписания можно отследить на официальном сайте собора — sabor.by

По воскресеньям, а также в дни храмовых, великих и двунадесятых праздников проходят две Божественных литургии — ранняя и поздняя. Начало служб в 7 и 10 утра соответственно. Желающим исповедаться нужно приходить за полчаса до начала литургии. Ежедневно, кроме воскресенья, в 17.00 поются акафисты. Вечерние богослужения начинаются в 18.00.

Собор на карте Минска

Расположение собора на карте Минска, адрес, время работы и расписание богослужений, как добраться самостоятельно

Важнейшая православная святыня Белоруссии находится в историческом центре Минска, в самом начале площади Парижской Коммуны. Добраться до Кафедрального собора Сошествия Святого Духа можно пешком, автобусами или троллейбусами от станции метро «Немига». Как правило, в ходе осмотра распространенных городских достопримечательностей величественное здание просто нельзя не заметить: оно находится практически в центре главного туристического маршрута города.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:

  • ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск 220030, Беларусь на карте

Режим работы и расписание богослужений:

  • будни 9:00, 18:00,
  • выходные и праздники 7:00, 10:00, 18:00

Координаты навигатора:

53°54′18″ с. ш. 27°33′22″ в. д. / 53.905° с. ш. 27.556111° в. д. (G) (O) (Я)

Расположение собора на карте Минска:

Саша Митрахович 13:16

Архитектура Свято-Духова собора Минска

Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.

В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.

При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.

На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — Фарный костел в Новогрудке, костел бернардинок в Слониме, Софийский собор в Полоцке, Богородице-Рождественский собор в Глубоком, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах…

Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.

Саша Митрахович 07:57

Свято-Духов собор интерьер

Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).

Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.

При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.

Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры.

К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.

Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.

Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.

Свято-Духов собор Минск (Кафедральный собор Сошествия Святого Духа)

Содержание:

Свято-Духов собор находится в самом сердце Минска. В этих местах начиналась история белорусской столицы. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остается главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Минск – столица Республики Беларусь, город, который бесспорно привлекает туристов творениями руки архитекторов. Удивительные архитектурные единства, на первый вид, противоположных стилевых направлений идеально отражены в памятках культурного наследия, в том числе и архитектурных.

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например, таким можно считать Кафедральный собор Минска, в народе – Свято-Духов кафедральный собор. Собор является украшением исторической части Минска, в нем всегда многолюдно — сюда нередко заглядывают любопытные туристы.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе, это главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

История Свято – Духова кафедрального собора в Минске

История Свято-Духова кафедрального собора Минска служит своего рода зеркалом истории Белоруссии. Борьба и переплетение «русского» и «польского», православного и католического начал пронизывает ее со Средневековья и до наших дней.

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

Читайте также:  Достопримечательности Ганновера: что посмотреть, интересные места

По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века был насильственно обращённый в униатский.

В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж.

С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь.

Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.

В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым.

Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа советское время

После революции, в 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. С храма были сняты кресты, вместо них водружены красные флаги, а здание храма приспособлено под тюрьму для раскулаченных крестьян. Минские старожилы рассказывают, что красные флаги были тотчас же сорваны ветром. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко).

Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города – Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Однако ныне, уже в период независимости Беларуси, это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, — важная достопримечательность столицы Беларуси.

Собор очень цениться паломниками из-за чудотворной Минской иконы Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 г. , и мощей св. Софии Слуцкой. Её нетленные мощи можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучения архитектуры церкви, ее внутреннего убранства.

На сегодняшний день Кафедральный собор Сошествия Святого Духа – один из самых почитаемых и красивых храмов Минска. Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Расположение собора на карте Минска, адрес, время работы и расписание богослужений, как добраться самостоятельно

Расположение собора на карте Минска, адрес, время работы и расписание богослужений, как добраться самостоятельно.

Важнейшая православная святыня Белоруссии находится в историческом центре Минска, в самом начале площади Парижской Коммуны. Добраться до Кафедрального собора Сошествия Святого Духа можно пешком, автобусами или троллейбусами от станции метро «Немига». Как правило, в ходе осмотра распространенных городских достопримечательностей величественное здание просто нельзя не заметить: оно находится практически в центре главного туристического маршрута города.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:

  • ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск 220030, Беларусь на карте

Режим работы и расписание богослужений:

  • будни 9:00, 18:00,
  • выходные и праздники 7:00, 10:00, 18:00

Координаты навигатора:

53°54′18″ с. ш. 27°33′22″ в. д. / 53.905° с. ш. 27.556111° в. д. (G) (O) (Я)

Расположение собора на карте Минска:

Архитектура Свято-Духова собора Минска

Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.

В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.

При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.

На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — Фарный костел в Новогрудке, костел бернардинок в Слониме, Софийский собор в Полоцке, Богородице-Рождественский собор в Глубоком, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах.

Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.

Свято-Духов собор интерьер

Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).

Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.

При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.

Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры.

К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.

Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.

Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.

Расписание богослужений

Седмица 3-я Великого поста. 2020 Год

ПОНЕДЕЛЬНИК, 16 МАРТА

3,6,9 Часы, Изобразительны, Вечерня, Лития

Молебен с Акафистом святителю Спиридону

Великое повечерие, Утреня, 1 Час

ВТОРНИК, 17 МАРТА

3,6,9 Часы, Изобразительны, Вечерня, Лития

Молебен с Акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Великое повечерие, Утреня, 1 Час

СРЕДА, 18 МАРТА

3,6,9 Часы, Изобразительны, Вечерня в соединении

с Литургией Преждеосвященных Даров, Лития

Молебен с чтением страстного Евангелия (па-беларуску)

9 Час, Изобразительны, Вечерня в соединении

с Литургией Преждеосвященных Даров

ЧЕТВЕРГ, 19 МАРТА

Сорока двух мучеников Амморейских

3,6,9 Часы, Изобразительны, Вечерня, Лития

Молебен с Покаянным Акафистом

Великое повечерие, Утреня, 1 Час

ПЯТНИЦА, 20 МАРТА

Василия, Ефрема и других

3,6,9 Часы, Изобразительны, Вечерня в соединении

с Литургией Преждеосвященных Даров, Лития

Утреня, Парастас, 1 Час

СУББОТА, 21 МАРТА

Поминовение усопших

Часы, Божественная Литургия (па-беларуску),

Часы, Божественная Литургия, Вселенская Панихида

Всенощное бдение. Вынос Креста и поклонение

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 22 МАРТА

Неделя 3-я

Великого поста,

Крестопоклонная.

Сорока мучеников Севастийских

Часы, Божественная Литургия

Часы, Божественная Литургия

Вечерня, Пассия II

ПОНЕДЕЛЬНИК, 16 МАРТА

Служащие: прот. А. Якутик, диакон Г. Дзичковский

Требные: прот. А. Солдатов, иерей В. Шпаков

иерей А. Веремейчик (14:00-20:00)

Дежурные: прот. А. Якутик (10:00-14:00),

Беседа: иерей В. Шпаков

Акафист: прот. В. Харитонович

Служащие: прот. В. Харитонович, диакон Г. Дзичковский

Беседа: протод. М. Логвинов

ВТОРНИК, 17 МАРТА

Служащие: прот. В. Харитонович, диакон Г. Дзичковский

Требные: прот. Ю. Залоско, прот. Г. Фельдшеров

Дежурные: прот. В. Харитонович (10:00-14:00),

прот. А. Солдатов (14:00-20:00)

Акафист: прот. Ю. Залоско

Исповедь: прот. Г. Фельдшеров

Служащие: прот. Ю. Залоско, диакон Г. Дзичковский

Беседа: прот. Г. Фельдшеров

СРЕДА, 18 МАРТА

Служащие: прот. Ю. Залоско, диакон Г. Дзичковский

Требные: иерей В. Шпаков, прот. А. Якутик

Дежурные: прот. Г. Дзичковский (10:00-15:00),

прот. С. Кузьменков (15:00-20:00)

Молебен: иерей Г. Бутько

Исповедь: прот. Г. Фельдшеров, иерей Г. Бутько

Служащие: иерей В. Шпаков, протод. М. Логвинов

ЧЕТВЕРГ, 19 МАРТА

Служащие: прот. Г. Дзичковский, протод. М. Логвинов

Требные: иерей И. Ковалёв, прот. А. Ледохович

Дежурные: иерей А. Латушко (10:00-15:00),

иерей Г. Бутько (15:00-20:00)

Акафист: прот. А. Ледохович

Исповедь: иерей А. Веремейчик

Служащие: прот. А. Ледохович, протод. М. Логвинов

Беседа: иерей А. Веремейчик

ПЯТНИЦА, 20 МАРТА

Служащие: прот. А. Ледохович, протод. М. Логвинов

Требные: прот. С. Кузьменков, иерей А. Латушко

Дежурные: иерей И. Ковалёв (10:00-15:00),

прот. Г. Фельдшеров (15:00-20:00)

Кинолекторий: прот. А. Ледохович

Исповедь: иерей В. Шпаков, прот. А. Ледохович

Служащие: соборне, начинает прот. Ю. Залоско

СУББОТА, 21 МАРТА

Служащие: прот. Ю. Залоско, диакон Г. Дзичковский

Требные: иерей В. Шпаков, прот. А. Якутик и соборне

Служащие: прот. Г. Латушко, диакон Р. Шурпаков

Требные: прот. Г. Фельдшеров, прот. Ю. Залоско и соборне

Крещение: прот. В. Харитонович

Дежурный: прот. А. Ледохович

Беседа: прот. Г. Латушко

Исповедь: иерей В. Шпаков, прот. Ю. Залоско, прот. А. Якутик

Служащие: соборне, начинает прот. Г. Фельдшеров

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 22 МАРТА

Служащие: прот. Г. Фельдшеров, диакон Г. Дзичковский, диакон П. Рунец

Требные: прот. В. Харитонович, прот. А. Якутик, иерей Г. Бутько

Служащие: прот. Г. Дзичковский, прот. А. Ледохович, иерей В. Шпаков,

протод. М. Логвинов, диакон Р. Шурпаков

Требные: прот. А. Якутик, прот. В. Харитонович, прот. Г. Фельдшеров, иерей Г. Бутько

Беседа: иерей В. Шпаков

Дежурный: прот. Ю. Залоско

Беседа: иерей В. Шпаков

Служащие: соборне, начинает прот. В. Харитонович (проповедь: прот. В. Харитонович)

Поиск по сайту

Каталог книг библиотеки Свято-Петро-Павловского собора

Виртуальный тур по собору

Православный календарь

Выданні ў продажы

Уклад. Л.Я. Кулажанка, Т.А. Матрунчык — Мінск. Прыход Свята-Петра-Паўлаўскага сабора. 2012. — 184 с.: іл.

Выданне склалі жыццеапісанні святых, якія ў розныя часы праславіліся падзвіжніцкім служэннем Царкве і Бацькаўшчыне і былі ўключаны ў Сабор Беларускіх святых. Падаюцца звесткі пра жыццё, служэнне і подзвіг святых, прыводзяцца сведчанні іх гістарычнага і сучаснага ўшанавання. У пачатку кожнага артыкула размешчаны трапар — галоўнае песнапенне ў гонар святога на царкоўнаславянскай і беларускай мовах.” alt=”Святыя зямлі беларускай. Жыццеапісанні.” src=”http://sppsobor.by/wp-content/gallery/vitryna/1.jpg” width=”134″ height=”200″/>

304 стар., 4 каляровыя ўклейкі, цвёрдая вокладка, паўнаколерная. Мінск, Свята-Петра-Паўлаўскі сабор, 2007. Тыраж 2500 экз.2-е выданне: Гайнаўка, Bratczyk, 2008.

Чатырохевангелле надрукавана ў форме, прызначанай для выкарыстання пры богаслужэннях: тэкст падзелены на зачалы. У дадатковым раздзеле прыведзены ўказанні Евангельскіх чытанняў на працягу года і пры пэўных нагодах. Пераклад на беларускую мову Біблейскай камісіі Беларускай Праваслаўнай Царквы.

” alt=”Свяшчэннае Евангелле” src=”http://sppsobor.by/wp-content/gallery/vitryna/evang.jpg” width=”150″ height=”195″/>

Уклад. протаіерэй Сергій Гардун, прадм. і пер. з царкоўнаслав. і грэч. протаіерэя Сергія Гардуна. 2-е выд., дап. — Мінск, 2012. — 144 с. 1000 экз.

“Праваслаўны малітваслоў” мае раздзелы: Малітвы ранішнія, Малітвы вячэрнія, Паследаванне да Святого Прычашчэння, Малітвы падзякі, Малітвы розныя. 2-е выданне Малітваслова (1-е выйшла ў 2004 г.) дапоўнена трыма канонамі, неабходнымі пры падрыхтоўцы да прычашчэння, а таксамі Пасхальным канонам. Пераклад с царкоўнаславянскай і грэчаскай моў на беларускую ажыццявіў кандыдат багаслоўя, прафесар Мінскіх духоўных школ протаіерэй Сергій Гардун.” alt=”Праваслаўны малітваслоў” src=”http://sppsobor.by/wp-content/gallery/vitryna/prayerbook.jpg” width=”141″ height=”200″/>

Буклет-альбом. Минск, Свято-Петро-Павловский собор, 2011 г.

Ссылка на основную публикацию