Старый замок Гродно – обзор, история, фото

Достопримечательности Гродно

Старый замок в Гродно

Среди гродненских достопримечательностей есть два замка — Старый замок и Новый замок. Расположены они по соседству и соединены между собой мостом. Замковый въездной мост XVII века является старейшим мостом в Беларуси.

Гродненский Старый замок в 1967 году объявлен историко-археологическим заповедником «Замковая гора». В гродненском замке находятся музейные экспозиции Гродненского историко-археологического музея, рассказывающие о событиях отечественной истории и природе Принеманского края. Отдельный объект осмотра – археологический раскоп с руинами Нижней церкви – памятник Гродненской архитектурной школы 12 века.

Старый замок был возведен на останках древнего Верхнего замка для короля Стефана Батория архитектором Санти Гучи из Флоренции. От пришедших в упадок крепостных построек времен великого князя Витовта использовали нижнюю часть оборонительных стен, части башни, а также фундамент и стены княжеского дворца. Строители просчитали все: и переделку замка в королевскую резиденцию, и усовершенствование оборонительной системы. Предполагают, что в этих работах принимал участие известный фортификатор Рудольфино де Камерино.

Краткая история Старого замка в Гродно

Первое оборонительное сооружение на этом месте было построено русскими князьями в XI веке. В XIII веке Гродно вошло в состав Великого княжества Литовского, а в 1391 году Старый замок стал одной из главных резиденций Витовта, который в 1398 году вместо деревянной крепости построил каменный готический замок с пятью башнями.

Около 1580 года по инициативе короля Стефана Батория замок был перестроен в стиле ренессанса. Спустя примерно полвека, во время русско-польской войны 1654—1667 годов, замок был полностью разрушен русскими войсками.

По прошествии некоторого времени канцлер литовский и староста гродненский Кшиштов Сигизмунд Пац отстроил замок заново. Однако в начале XVIII века замок был сожжён шведами во время Северной войны и больше уже никогда не имел прежнего значения.

Внешний вид Старого замка

На первом этаже Старый замок имел десять склепов, в которых размещались размещались канцелярия, арсенал, сокровищница и другие службы. Второй этаж занимали королевские покои – парадные и жилые, объединенные в дворцовую анфиладу. В аттике находились помещения третьего этажа.

Каждый из этажей имел отдельные входы, внутренней связи между этажами не было. В центре главного фасада находилась парадная лестница, ведущая на второй этаж в королевские покои. Остальные входы были очень скромные. Вход на первый этаж был рядом с парадной лестницей, а на третий – в северном торце замка.

Фасады и фронтоны дворца украшало двухцветное серо-белое сграфито в виде растительно-геометрического орнамента с геральдическими мотивами. Выразительный силуэт дворцу придавали высокая двухскатная крыша, вытесанные из камня парапеты и высокие камины. О первоначальном виде Старого замка можно судить по гравюре, которую создал в 1600 г. Т. Маковский.

Во время русско-польской войны в середине 17 в. дворец был значительно поврежден. После перестройки он приобрел барочный декор. Дворец продолжал исполнять роль королевской резиденции, а к тому же стал местом проведения генеральных сеймов Речи Посполитой, которые прошли в нем в 1678, 1688 и 1699 годах. После разрушений, полученных во время Северной войны и пожара 1735 года, дворец вновь был перестроен. Саксонский архитектор Карл Фридрих Пепельман проводит коренную перепланировку: внешняя лестница заменяется на внутреннюю, уменьшаются окна, здание пулучило четырехскатную крышу. Теперь тут размещается хозяйсвтенные службы и часть свиты короля. Дальнейшее упрощение архитектуры дворца произошло в 19 в.: с фасадов окончательно исчез декор и был надстроен дополнительный объем над бывшим столовым залом. На протяжении порядка 120 лет Старый замок принадлежал военному ведомству российской империи, а в 1924 году был передан гродненскому историко-археологическому музею.

Старый замок в Гродно фото история Гродненской крепости

Содержание:

Старый замок в Гродно фото моста через ров при входе в замок.

Гродно – город замков и дворцов – город королей и князей – здесь жили князья Великого Княжества Литовского и короли Речи Посполитой. Гродненские замки известные достопримечательности Беларуси.

В 1376 г. великий князь Витовт перенес столицу Великого княжества Литовского в Гродно. Свой столичный статус город сохранял и во времена Речи Посполитой, когда стал столицей этого государства наряду с Варшавой и Вильней.

Здесь возводятся средневековые замки, светские королевские резиденции, а также городские дворцы аристократов Великого княжества Литовского. В Гродно можно совершить увлекательное путешествие по замкам и дворцам.

Старый замок (Гродненская крепость), общая информация:

В конце 14 – начале 15 вв. князь Витовт возводит на Замковой горе мощные оборонительные укрепления – Верхний замок. Его план был близок к треугольнику, что соответствовало конфигурации холма. Стены и башни сложены из отесанных камней и кирпича. По периметру возвышалось 5 оборонительных башен, в том числе въездная. С окольным городом замок соединялся мостом, перекинутым через сухой ров.

В 1576-1586 гг. гродненский Верхний замок стал резиденцией короля Стефана Батория.

Архитектор Скотта из Пармы во 2-й половины 16 в. перестроил готический замок в светский дворец. Высокая двухскатная кровля, покрытая красной черепицей, богато декорированные фасады стен с двухцветным сграффито и резьбой придавали дворцу ренессансный вид.

Во время Северной войны 1700-1721 г. замок разрушен шведами. В 1729 г. часть сооружений упали в Неман, а пожар 1735 г. практически уничтожил замок.

Отстроенный канцлером Пацем во 2-й половине 18 века, дворец использовался для размещения службы и королевской свиты. С этого времени за замком закрепилось название Старый.

Старый замок в Гродно история создания

История создания Гродненского замка.

Укрепленное поселение, которое можно назвать прообразом будущего замка, на этом месте появилось еще в XI веке. Это была природная площадка, которую люди с северной стороны укрепили небольшим насыпным валом, а также рвом с северной стороны. По периметру вала шел плотный частокол. Сама же площадка изначально имела форму чаши — то есть чем ближе к центру, тем ниже был ее уровень. Это укрепленное поселение занимало стратегически важную позицию на границе славянских и балтских племен.

Впрочем, в таком виде замок просуществовал недолго. Судя по раскопкам где-то в XII веке здесь произошел сильный пожар, который уничтожил все строения замка.

Существует мнения, что пожар был вызван во время осады поселения. Но после пожара замок очень быстро заново отстроился. Сгоревшие остатки поселения были засыпаны землей, а на их месте появилось новое, еще более укрепленное строение.

На краю замкового вала возводится высокий и широкий (до 15 метров) вал из песка и суглинка. Для крепости вала внутри него были заложены дубовые бревна а с внешней стороны он был выложен камнями. С внешней стороны были построены деревянные стены-городни с боевыми галереями. На углах стен были поставлены башни.

Постепенно на территории замка строились и хозяйственные строения. И если раньше все поселение находилось за стенами замка, то теперь оно формировалось снаружи. В частности на соседней горе, где теперь находится Новый замок.

Старый замок в Гродно архитектура

Структура Старого замка в Гродно:

На протяжении своей долгой истории замок не раз перестраивался и менял свой внешний вид. Потому и в рамках этой статьи приведено несколько его описаний.

В XII веке замок уже имел мощные укрепления. С севера замок защищала стена из глины длинной 45 метров и шириной 1,5 метра. Высота стены была не менее 5 метров. Еще одна подобная стена обороняла замок с востока. С юга и запада он, вероятно, был защищен деревянными укреплениями. Примерно в этом же столетии на территории замка была построена Нижняя Церковь, которая возвышалась над всеми постройками на территории замка. Въездные ворота размещались на востоке.

Вплоть до XV века замок в основном сохранял свой первоначальный вид. За исключением того, что около въездных ворот была построена башня-столб, которая по своей архитектуре напоминала Каменецкую башню. Эта башня частично находилась на территории замка, а частично выходила за его стены. Это позволяло защитникам замка простреливать все подъездные пути к замку, а также ров. В XIV веке вместо сгоревшей Нижней церкви на территории замка была построена Гродненская верхняя церковь.

Башня столб просуществовала до XVI века, после чего была разобрана — скорее всего из-за новых методов ведения войны. Такое высокое строение было бы прекрасной целью для артиллерии врага. К сожалению, ни историки, ни археологи до сих пор не смогли точно определить, где же именно находилась эта башня.

В 1398 году замок пережил сильный пожар, в котором едва не сгорел Великий князь Литовский Витовт со всей своей семьей. Существует легенда, что из пожара он смог выбраться благодаря дрессированной обезьяне, которая предупредила его о пожаре. Сам же замок, а также дворец на его территории полностью сгорели. Во многом из-за этого пожара Витовт приказал перестроить замок, но на этот раз не использовать деревянные укрепления. Так началась вторая жизнь Старого замка в Гродно.

На месте сгоревшего замка построили каменные стены. Фундамент нового замка состоял из больших валунов, переложенных глиной. Он был заложен на глубину более 1 метра.

Замок имел почти треугольную форму. Его строительство завершилось в 1400 году. Новые каменные стены имели 3-метровую толщину и были 6-8 метров в высоту. Стена со стороны Немана имела длину 120 метров, стена со стороны Городничанки — 90 метров, стена со стороны города состояла из двух частей длиной 24 и 46 метров. В замке было 5 башен, в том числе въездную башню, круглую башню-столб, и еще 3 квадратные башни размером 12 на 12 метров. Под въездной башней размещалась тюрьма. А на ее втором уровне размещалась боевая галерея. Крыши башен были выложены зеленой черепицей, а венчали их длинные шесты.

Чтобы попасть замок, необходимо было преодолеть перекидной мост, через 50-метровый сухой ров.

На территории замка находился новый каменный дворец Витовта размером 45 на 15 метров. Он имел два этажа, причем второй был соединен со вторым уровнем въездной башни. Благодаря этому защитники замка могли быстро сообщить монарху о приближении врага. К сожалению, дворец Витовта был практически полностью разрушен при строительстве дворца Стефана Батория.

В XVI веке после уничтожения тевтонского ордена Старый замок утратил свои оборонительные функции и превратился в Великокняжескую резиденцию, а позже и в резиденцию короля. Поэтому замок был перестроен по указу Стефана Батория, чтобы «соответствовать» и в 1570-1580 годах готический замок был перестроен в стиле ренессанс итальянским архитектором.

Читайте также:  Сиам Парк (Siam Park) на Тенерифе: описание, фото, где находится

Новый дворец Стефана Батория имел размеры 21 на 60 метров, его фасад был украшен большим количеством украшений и декоративных элементов. У строения была высокая двухскатная крыша, покрытая красной черепицей. Фасад дворца со стороны замка украшали эркеры. На первом его этаже размещалась канцелярия, архив, сокровищница, комната охраны и кладовка — всего 10 комнат. Пол первого этажа был сложен из керамических плит, двери были дубовыми, а некоторые — железными. Покрашены они были в черный либо темно-зеленый цвет. Толщина стен первого этажа — 2-2,3 метра.

На втором этаже находились королевские покои. Там размещались сени, спальня, столовая, комната телохранителей монарха и другие помещения — всего 14 комнат. Толщина стен второго этажа — 1,6 метра.

В замке был также и третий этаж, но его назначение не совсем ясно. Также отметим, что все этажи строения не были изнутри связаны между собой. То есть, чтобы попасть на любой этаж, нужно было выйти наружу.

Со стороны Немана в замке находилась королевская баня. На втором ее этаже находился «алебастровый зал» — любимое место отдыха короля.

В 1655 году замок был сильно разрушен сначала российскими войсками, а в 1661 году армией Речи Посполитой. Поэтому в 1677 году было принято решение выделить средства на его реконструкцию. Реконструкция велась в течение 5 лет. Вероятно тогда около стены со стороны Немана на территории появилось новое здание, предназначенное для проведения сеймов. Это здание имело два больших зала — «Посольский» и «Сенаторский». Оба зала были украшены гравюрами. Причем в «Посольском» зале они были посвящены прославлению рыцарских традиций, а в «Сенаторском» — республиканским принципам Речи Посполитой. «Сенаторский» зал соединялся с королевским дворцом через въездную башню.

Значительные изменения в сторону упрощения произошли с королевским дворцом. С него были убраны все внешние украшения. Изменения произошли и внутри дворца.

Во время Северной войны замок несколько раз разрушался как русскими, так и шведскими войсками. Замок превратился в настоящие руины. В 1712 году в очередной раз было принято решение его отстроить. Но из-за нехватки денег в казне долгое время реконструкция укреплений откладывалась. В 1729 году строения замка со стороны Немана обвалились в реку. А в 1735 году сильный пожар уничтожил все деревянные постройки на территории замка.

Перестройка замка произошла в середине XVIII века — ею занимались саксонские архитекторы. Дворец был полностью перестроен. Его окна стали более узкими, внешние лестницы были заменены на одну внутреннюю. Сам замок стал более компактным. На его территории были размещены некоторые службы. Также здесь размещалась свита короля, при его нахождении в Гродно.

После третьего раздела Речи Посполитой замок был передан Российскому военному ведомству, под руководством которого находился вплоть до конца Российской империи. В основном здесь находилась военная база. Во время восстания 1863-1864 года замок использовался как тюрьма. Вплоть до 1880 года над воротами замка находился личный герб Стефана Батория, снятый российскими властями.

В эти годы архитектура замка продолжала упрощаться. Окончательно исчезли башни, на территории замка были построены казармы. Стены дворца были окончательно избавлены от декоративных элементов, вместо черепицы крышу покрыли железом. Так окончательно был сформирован замок, каким Вы можете увидеть его и сегодня. За XX век его внешний облик почти не менялся. Даже две мировые войны практически не повредили его внешнему виду.

“Все дело в разной интерпретации фактов”. В Гродно обсудили, как будет выглядеть Старый замок

В Гродно прошел круглый стол, посвященный реконструкции Старого замка. Туда пригласили, кажется, всех заинтересованных (от представителей Института истории НАН до Гродненского УКСа и «Гродногражданпроекта»), ведь работы в Гродно давно вызывали споры в научных кругах. Реконструкцию даже называли «открытой фальсификацией памятника».

Главные претензии историков связаны с методами ведения строительных работ, а также с внешним видом замка. Одни специалисты говорят, что надо обязательно сохранять все элементы замка, которые дошли до наших дней. А вот руководитель проекта Владимир Бачков выбрал для реконструкции времена Стефана Батория, при котором архитектор Санти Гуччи и построил замок в ренессансном стиле. Бачков предлагает восстановить замок времен Батория, разобрав постройки более позднего времени.

— Но даже кладка XIX века, сделанная руками солдат, также имеет историческую ценность, — говорит председатель «Таварыства аховы помнікаў» Антон Астапович и добавляет, что сейчас бороться с первым этапом реконструкции гродненского Старого замка уже поздно и не имеет смысла. Дескать, работы уже ведутся. А вот второму и третьему этапам надо уделить должное внимание и в конце концов прислушаться к мнению различных сторон, которым небезразлична судьба исторического сооружения.

Сейчас на территории исторического комплекса вовсю идут работы. Археологи дошли до каменных стен, которые, по версии историков, являются основанием так называемой Средней башни. Вокруг нее также возникли споры. Владимир Бачков и его команда предлагали на старых фундаментах надстроить башню «в реконструируемых параметрах» из современного материала.

— Мы сделали реконструкцию башни эпохи Гуччи так, как бы он ее сделал. И отдали конструкторам на разработку проекта ее строительства. Однако сейчас все будет по-другому. Как — я не знаю, и с таким решением я не согласен, — говорит Владимир Бачков.

Владимир Бачков. Фото: Ольга Комягина, TUT.BY

Средняя башня во времена Витовта выполняла функцию въездных ворот. Она изображена на гравюрах XVI века. На данном этапе, после исторических дискуссий, решено оставить консервационные стены, которые находятся на склоне холма, укрепить фундамент. Для этого здесь появились 12 опор, которые будут поддерживать конструкцию. Также отказались от подземного перехода, который бы соединял все здания замка. Чтобы попасть в Северную башню — а здесь будет смотровая площадка, — надо будет выходить на улицу. В то же время для посетителей откроют готические казематы, часть стены XII века и собственно ренессансную кладку.

Участники круглого стола посмотрели, на каком этапе сейчас ведутся раскопки. Также они обсудили следующую проблему: в Беларуси нет определенных архитектурных норм, которые бы использовались во время реконструкции исторических объектов. Вместо них сейчас пользуются нормами строительными.

Что касается Старого замка и дискуссий вокруг его реконструкции, то Владимир Бачков говорит, что спорить с учеными у него нет ни сил, ни времени, ни желания. Мол, много работы на историческом объекте, а тут еще приходится Министерству культуры отвечать на вопросы, которые были подняты во время академических споров.

— На каждый вопрос, на каждое сомнение, в том числе которое исходило от Николая Волкова (главный оппонент Владимира Бачкова. — Прим. TUT.BY), нами были даны развернутые ответы. Факты основываются на тех же документах, которые мы изучали с 1985 года, когда начались работы по исследованию замка. Все дело только в их интерпретации, — говорит Владимир Бачков.

Еще один вопрос, который волнует многих, — это внешний вид купола въездной башни. Владимир Бачков признаёт, что этот элемент несколько отличается от общего архитектурного решения ренессансного замка. Но таким он изображен на гравюрах, а против этого не пойдешь.

— В 1994 году мы вышли с готовым решением реконструкции замка, которое было согласовано в Министерстве культуры. Было еще два заседания научного совета. Первый был посвящен графической реконструкции трех основных периодов жизни замка. Это русское Средневековье, готический замок Витовта и собственно ренессансный замок. Второй совет рассматривал проектные предложения по реализации концепции реконструкции замка. После этого — тишина. Только в 2007 году научный совет собрался снова, — говорит Владимир Бачков.

На этом совете проект согласовали с небольшими уточнениями по средневековому периоду. Через год Бачков представил в Министерство культуры обоснования по инвестированию проекта всего комплекса и первой очереди реконструкции замка. Оно было согласовано, за исключением одного момента, который касался формы купола. В Министерство культуры сейчас были направлены несколько его вариантов. Предварительно выбрали один из них — со скошенными сторонами.

— Что касается проекта реконструкции, то мы по мере расширения археологических исследований вносим в него в рабочем порядке какие-то изменения. В прошлом году мы согласовали рабочую документацию с замечанием по куполу. После этого приступили к активной работе, но со стороны Министерства культуры стали появляться новые замечания и требования. Например, мы хотели второй этаж пристройки к въездной башне убрать, поскольку он не имеет ни художественной, ни исторической ценности, однако пришлось его оставить. Но в итоге мы не можем воссоздать в первоначальном виде галерею XVI века, — сетует архитектор.

Уточним, что кандидат исторических наук Николай Волков, главный оппонент Бачкова, придерживается противоположного мнения. Он уверен, что это помещение (т.е. пристройка) имеет большую историческую ценность.

— Из описаний середины XVII века известно, что оно было соединено с часовней дверью с окошком, через которое короли могли инкогнито слушать мессу. Там же находился механизм для подъема падающей решетки-герсы, которая в случае опасности перекрывала проезд через браму, — рассказывал TUT.BY Волков.

Несмотря на разность взглядов на реконструкцию Старого замка, участники круглого стола сошлись в одном: восстановление таких исторических объектов всегда вызывает дискуссию. Возникают спорные моменты, которые непременно надо обсуждать и приходить к какому-то общему решению.

Старый замок в Гродно, Беларусь: история, описание, фото

Гродно, ул. Замковая, 22

Усадьбы, дворцы, замки

Одна из самых древних достопримечательностей Гродно – Старый замок.

Гродно – областной центр страны, располагающий наибольшим числом историко-культурных памятников. Он является важным туристическим объектом Беларуси, который смело можно назвать городом-музеем под открытым небом.

Одним из важнейших городских примечательных мест является Старый замок, находящийся по адресу улица Замковая, 22. Расположен он в живописном месте на берегу протекающей здесь реки Неман. Богата и история данного объекта.

История возникновения Старого замка в Гродно.

Первое сооружение, выполнявшее оборонительные функции, возникло здесь ещё в XI столетии. Тогда оно представляло собой ряд укреплённых стен и башен, дополнительно защищённых рвом и оврагом.

В 1391 году замок был превращён в одну из наиважнейших резиденций, принадлежавших великому князю литовскому Витовту. Именно по его указанию в 1398 году здесь было возведено новое сооружение, выполнявшее оборонительные функции. Построено оно было из камня и сменило существовавшую здесь ранее деревянную крепость. Новое здание замка имело пять башен и было выполнено в готическом стиле.

Читайте также:  Достопримечательности Пинска (Беларусь): фото, описание

Тогда же на замковой территории произошло строительство Нижней церкви. Согласно исследованиям археологов, она могла быть возведена с применением тех же технологий, что и располагающаяся неподалёку Борисоглебская (Коложская) церковь. До наших дней дошёл фундамент и остатки стен, которые сегодня доступны к осмотру всеми желающими.

Около 1580 года король польский и великий князь литовский Стефан Баторий, любивший посещать Гродно и фактически сделавший его своей столицей, решил перестроить замок в стиле ренессанс. За выполнение этой работы взялся архитектор из Италии Скотто – выходец из города Парма.

В 1655 году замок был полностью разрушен. Это случилось в войну 1654-1657 годов, проходившую между Речью Посполитой и Русским царством. После этого возобновлением замка занялся Кшиштов Сигизмунд Пац, занимавший должности старосты гродненского и канцлера литовского.

С 1678 года в замке проводился один из трёх государственных сеймов.

Разрушенным замок оказался и в годы Северной войны. В 1735 году случилось ещё одно трагическое для замка событие – здесь произошёл пожар. В результате былое величие было утрачено. В середине XVII столетия рядом со зданием старого замка возвели новое. Случилось это при правлении короля польского и великого князя литовского Августа III. Новый замок, наряду со старым дошедший до наших дней, на момент своего появления был летней королевской резиденцией.

Рядом с замком находится мост, который соединяет его с городом. Сегодня он каменный и выполнен в форме арки. Таковым он стал в XVII столетии, сменив бывший здесь ранее мост из дерева.

После вхождения города в состав Российской империи, замок оказался переоборудованным под казармы. Тогда же здесь были открыты гостиница и библиотека, а также казино.

Старый замок в Гродно в наши дни.

В наше время в здании замка размещена главная экспозиция, принадлежащая Гродненскому историко-археологическому музею. С инициативой его создания в 1920 году выступил археолог Юзеф Ядковский.

В 2015 году были начаты работы, предполагающие проведение реконструкции сооружения. Согласно планам, замку должен быть возвращён вид, присущий ему при правлении Стефана Батория.

Экскурсии с посещением Старого замка в Гродно.

Посещение Старого замка наряду с Новым дворцом входит в программу практически любой экскурсии в Гродно. Это и неудивительно: оба архитектурных сооружения являются известными и древними монументами этого города. И во время обзорных экскурсий по Гродно «Свидание с Гродно» и «Город королевских дворцов и храмов», и присоединившись к маршруту сборных автобусных туров по Беларуси Вы сможете полюбоваться этой выдающейся достопримечательностью Гродно.

Достопримечательности Гродно: Топ-25 (МНОГО ФОТО)

Прочитав этот обзор, вы узнаете про самые популярные достопримечательности в Гродно. Мы расскажем вам о том, что посмотреть в Гродно следует обязательно, учитывая отзывы и рекомендации путешественников, гидов и самих жителей города.

Что посмотреть в Гродно в первую очередь?

Если вы хотите, чтобы ваше путешествие было не только увлекательным, но и познавательным, непременно включите в свой маршрут следующие экскурсии в Гродно:

1. Старый замок

Величественная постройка располагается в окружении валов, и сегодня хранит в своих стенах по-настоящему ценные музейные экспонаты. В прежнее время крепость использовалась в качестве резиденции для Стефана Батория . Польский король превратил ее в роскошный дворец. Старинные стены имеют богатую историю, хотя и находятся в полуразрушенном состоянии. Между замком и городом протянут красивый арочный мост. Ваша поездка в Гродно будет неполной, если вы не станете посещать столь важные достопримечательности Беларуси .

2. Новый замок

Здание также возводилось в качестве резиденции для членов монаршей семьи. Вместе со Старым замком, новый дворец был единым и превосходным архитектурным комплексом. Сейчас внутри обустроен музей истории Гродно. К сведению, в эпоху ВОВ дворец был уничтожен практически целиком, в дальнейшем в нем расположили партийный обком (на шпиле замка по-прежнему присутствует звезда).

3. Советская улица

Гиды в Гродно советуют прогулки по этой улице тем, кто хочет перенестись в провинциальные городки Польши или, например, Венгрии. Повсюду не только ресторанчики и сувенирные лавки, а также лучшие отели в Гродно. Но и старинные двухэтажные коттеджи с цветами на окнах, и у каждого дома своя история. Мы рекомендуем вам совершить ночной или вечерний променад: вся Советская улица будет подсвечиваться мягким светом от кованых фонарей. Такие интересные места Гродно стоит осматривать в любое время дня и года.

4. Парк Жилибера

Парковый комплекс был обустроен на территории ботанического сада, на которой талантливый ученый прежде выращивал уникальные растения. На площади находятся современные арт-объекты, ухоженные кустарники и клумбы, лавочки для отдыха, кованые скамейки и небольшой пруд. Часть парка названа «Долиной Швейцарии» за аналогичные швейцарским пейзажи. Если вы хотите провести время в спокойной и умиротворяющей атмосфере, приезжайте сюда непременно.

5. Гродненский зоопарк

Что посетить в Гродно всей семьей? Местный зверинец, открытый в 1926 году. На территории практически в 6 га проживает свыше 300 разновидностей обитателей. В зоопарке есть зоны «Аквариум» и «Террариум» с всевозможными морскими и земноводными животными (многие из них весьма редкие). Для ребят работает контактная зона «Бабушкин двор», где они могут брать зверей на руки и кормить.

Обязательно посмотрите это красивое видео о Гродно!

6. Собор Святого Франциска Ксаверия

Малая базилика и каталитический храм 17 века, возведенный на средства иезуитского ордена. Величественное здание в стиле барокко привлекает не только своим внешним видом, но и шикарными интерьерами со скульптурными композициями, полотнами прославленных мастеров и пластикой. Множество элементов внутреннего убранства собора являются художественными достопримечательностями.

7. Костёл и монастырь бригиток

Средневековый архитектурный комплекс в стиле барокко. Строительные работы были начаты в 17 столетии. В 19 веке обитель пришла в запустение. Впоследствии в ней обустроили медицинскую клинику, и только в конце 20 века здание вновь возвратили католической церкви.

8. Костёл и монастырь бернардинцев

Архитектурный ансамбль 16-17 столетий, подвергшийся многочисленным реконструкциям и переделкам. В конечном итоге в оформлении стали просматриваться элементы ренессанса, готики и барокко. Внутреннее убранство действующего монастыря хранит черты трехсотлетней истории. В числе особо ценных объектов – орган 17 столетия.

9. Костёл Девы Марии Ангельской

Дата основания католического храма – середина 17 века. Изначально, все постройки на территории обители выполнялись из древесины. В 1660 году был возведен каменный храм в стиле барокко, который впоследствии превратили в узницу для священников государства. Сейчас в здании проживают монахи и послушники, однако посетить его может и каждый турист.

10. Покровский собор

Православная церковь 20 века, выполненная в русском стиле. Объект возводили в память о героях битвы под Порт-Артуре и погибших в Цусимском сражении. Во время Великой отечественной войны, собор, в отличие от прочих священных обителей, не прекращал свою работу. Около 20 лет назад здание было полностью отреставрировано. Если вы не знаете, что посмотреть в Гродно, но увлечены советской историей, приезжайте сюда.

11. Рождество-Богородичный монастырь

Старый православный храм, до середины 19 столетия находившийся во владении католиков. В какой-то момент обитель пришла в упадок, однако начиная с 1990-х годов, власти начали реконструкцию исторически ценных построек.

12. Борисоглебская церковь

Здание входит в рейтинг пяти самых древних архитектурных объектов страны. Строительные работы были начаты еще в 12 столетии. Церковь множество раз разрушалась и восстанавливалась. На уцелевших издавна стенах можно различить мозаику в византийском стиле. Считается, что неподалеку от них покоится знаменитый полководец Гродненский. Старинная постройка – действующая церковь Гродно: население города и его гости приходят сюда на служения.

13. Большая хоральная синагога

Одна из наиболее древних синагог в Европе. Первое сооружение, в дальнейшем уничтоженное, возвели еще в 16 столетии. В нынешний комплекс входят уцелевшие часовни и остатки старинных стен. По своему внешнему виду, синагога схожа с испанскими коттеджами, наполненными колоритом Мавритании. В зале для молитв можно увидеть прекрасную лепнину. Также как и многие другие достопримечательности Гродно, эта напоминает о многочисленных жертвах времен ВОВ. В военные годы в нее заключали пленных евреев перед отправкой в лагеря.

14. Лютеранская церковь

Единственный в городе действующий сегодня храм лютеранского сообщества. Здание построили на деньги богатой немецкой общины в 19 столетии. Когда после наступления мира немцы покинули Гродно, постройка начала постепенно разрушаться. В дальнейшем ее стали использовать в качестве склада. Только в 1995 году объект передали в собственность протестантам.

15. Гродненский драматический театр

Если вы не знаете, что посмотреть в Гродно за 1 день, но увлечены искусством, покупайте билет в областной драмтеатр . Театр располагается в монументальном здании, напоминающем об огромном органе. Подниматься к нему необходимо по длинной лестнице, так как постройка находится на возвышенности. В вечерние часы на территории включается разноцветная подсветка. Вход к театру оберегает фигура Пегаса.

16. Гродненский областной театр кукол

Отличный вариант того, куда сходить в Гродно вместе с детьми. На самой древней белорусской сцене, обустроенной в здании 18 столетия, по-прежнему проводятся отличные спектакли для ребят и взрослых зрителей с участием кукол и талантливых актеров.

17. Аптека-музей

Самая старая аптека государства, начавшая свою работу в 18 веке (по некоторым сведениям, открытие состоялось в 1687 году). Экспонаты музейных коллекций занимают три зала, и рассказывают о том, как в течение сотен лет развивалась фармацевтика Беларуси . При этом большинство образцов датируются 19-20 веками.

18. Музей истории религии

Дата открытия музея – конец 20 века. Изначально комплекс носил название музея истории религии и атеизма. Первые экспонаты хранили в женском храме, затем перенесли в замок К. Хрептовича . В современных коллекциях – предметы, имеющие отношение ко всем существовавшим в стране религиозным направлениям.

19. Гродненская кунсткамера

Достопримечательность начала свою работу чуть более 6 лет назад. Для ее открытия объекты собирали едва ли не на протяжении всего 20 столетия. Комплекс находится в особняке 18 века, прежде принадлежавшем королю Августу Второму и использующемуся монархом в качестве галереи. Коллекции разместили в двух залах: патологической и обычной анатомии. Гости могут увидеть эмбрионы с отклонениями, печенью пьющего человека, легкие тех, кто увлекается никотином.

Читайте также:  Ллорет де Мар (Испания) - достопримечательности, что посмотреть

20. Дом-музей Элизы Ожешко

Перечисляя лучшие достопримечательности Гродно, не следует забывать о музее, посвященном известной белорусской писательнице. Дата открытия центра – 1958 год. Отметим, что в том доме, где сейчас находится музей, Ожешко никогда не проживала – здание копирует ее жилье.

Достопримечательности Гродно: что ещё посетить в Гродно?

Мы рассказали вам про главные достопримечательности Гродно кратко. Если вы уже знакомы с этими значимыми объектами, обратите внимание на такие интересные места города, как:

21. Музей Максима Богдановича

Центр памяти знаменитого поэта-классика, проживающего в Гродно в течение 4-х лет. Открытие музея состоялось в 1986 году. В экспозициях представлено свыше 13 000 образцов, в том числе архивы и семейные ценности, предметы интерьера, некогда украшавшие дом Богдановича.

22. Водонапорные башни «Кася» и «Бася»

Комплекс из двух 22-метровых и 8- гранных водонапорных башен, созданных в 19-20 веках. Цель строительства – обеспечение Гродно водой. Конструкции имеют различный дизайн: одна из них щедро украшена барельефами и кружевными балюстрадами, вторая из декора имеет только навесной кованый балкон. В результате реконструкции одну башню перекрасили в нежно-розовый цвет, другую – в бежевый цвет. По одной из версий, своими именами башни обязаны работницам водоканала: бухгалтерше Басе и кладовщице Касе. Сейчас внутри построек находятся многочисленные полотна местных художников.

23. Башня пожарного депо

В свое время из-за крупного пожара в городе исчезло более 600 зданий. После катастрофы, гродненцы решили построить свою пожарную часть и каланчу. Последняя возвышается на высоту 8 этажей. На момент строительства, пожарная каланча была наиболее высоким сооружением Гродно. Сейчас на смотровой площадке башни также как в прежние годы находится смотровой. Однако не человек, а манекен, переодетый в форму пожарника. Советский период подарил достопримечательности большую фреску, расположенную на фасаде депо. На ней изображены пожарные в форме разных времён, среди которых девушка с улыбкой Моны Лизы.

24. Гродненская крепость

Последняя крепость Российской империи, первые стены которой начали возводить еще в 11 столетии. Строительство самой крепости стартовало в начале 20 века, после того, как город стал выступать в качестве опорного пункта для армии РФ. Достопримечательность имеет печальную историю: в военные времена немцы расстреливали тут гродненцев . Осматривая местность, следует быть внимательным, и не заходить на территорию под вывеской «Пограничная зона». В противном случае придется объясняться с пограничниками и подписывать многочисленные протоколы.

25. Августовский канал

Протяженность известного судоходного канала, соединяющего Неман и Вислу, составляет свыше ста километров. Достопримечательность одновременно находится на площади Польши и Республики Беларусь . Объект представляет собой ценный памятник инженерии, и помещен под защиту ЮНЕСКО. Для туристов его открыли еще до начала Второй мировой с 1920-х годов. В конце 20 века канал вновь начал пользоваться у гостей города огромным успехом.

Мы надеемся, что те достопримечательности Гродно, фото с названиями и описанием которых вы сейчас просмотрели, позволят вам совершить незабываемую поездку в гостеприимный белорусский город. Читайте также про достопримечательности Минска и вдохновляйтесь на дальнейшее путешествие по Белоруссии.

Старый замок Гродно – обзор, история, фото

Войти

Новый замок в Гродно: история и вопрос реконструкции

Как и следует из названия материал посвящён истории гродненского Нового замка и вопросу его реконструкции. Различные, касающиеся дворцового комплекса, идеи, авторские реконструкции, портреты личностей связанных с Новым замком, старые фотографии и не только – вот содержимое этой заметки.

Территория Нового замка была заселена уже в глубокой древности. К XIV веку относятся упоминания о так называемом Нижнем замке, находившимся, по мнению исследователей, на месте позднейшей барочной резиденции. Нижний замок имел каменные укрепления и не раз подвергался нападению крестоносцев. Активные боевые действия привели к упадку цитадели. Считается, что на известной гравюре Цюнда, изображающей Гродно в XVI веке, запечатлены руины Нижнего замка, на ней же видно большое строение под высокой крышей, так называемый Королевский Дом (Domus Regia).

В XVIII веке при короле польском и великом князе литовском Августе Сильном в Гродно проходят сеймы Речи Посполитой. Уже при этом монархе появляется идея строительства новой королевской резиденции, которая могла бы служить не только для проживания короля, но и для приема сеймов РП.

Изображение изначального вида дворца

Возведение такой резиденции происходит во время правления сына и наследника Августа Сильного – Августа III.

Август Сильный (на переднем плане) и Август III

Архитектором, создавшим проект, большинство исследователей считает Карла Фредерика Пёпельмана. Однако иногда в качестве автора указывают его отца – Матеуша Даниеля, одного из крупнейших европейских мастеров барокко, автора дрезденского дворца Цвингер. В некоторых источниках сообщается о совместной работе отца и сына Пёпельманов над проектом гродненского дворца. Проект барочной резиденции воплощается в первой половине XVIII века, работы были закончены в 1751. Позднее происходят многочисленные доработки здания. Новым замком занимаются крупные саксонские мастера: Иоганн Кнобель и Иохим Яух.

Архитектор Нового замка Иохим Яух

Гродненская летняя резиденция монархов РП стилистически соответствует другим значительным произведениям саксонских архитекторов: саксонскому фасаду варшавского замка и Саксонскому дворцу в Варшаве. В конце XVIII века в замке работает выдающийся гродненский архитектор Джузеппе де Сакко.

Саксонский дворец в Варшаве

Гродненский Новый замок сыграл исключительно важную роль в судьбе народов Речи Посполитой. Именно в гродненском дворце проходит последний, так называемый «немой», сейм этого государства, после которого земли некогда могущественной европейской державы были поделены между её соседями. Во время вспыхнувшего восстания дворец посещали Тадеуш Костюшко и другие руководители сопротивления. Позднее в Новом замке живёт последний король Станислав Август Понятовский, которого содержат в Гродно, в почётном плену. Во время II Мировой войны гродненский дворец был частично разрушен, но восстановлен советским архитектором Владимиром Вараксиным, в начале второй половины XX века, в стиле советского ампира.

Анализ послевоенной архитектуры Нового замка

Созданная В. Вараксиным, в начале второй половины XX века, резиденция областного комитета КПБ несёт черты так называемого сталинского ампира. Архитектура Нового замка перекликается с архитектурой Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Подобно российскому зданию Новый замок имеет массивный шестиколонный портик дорического ордера, а кроме того своего рода круглую башенку, с длинным шпилем, сходную формой с круглым куполом петербургского объекта. Здания имеют одинаковое количество окон на главных фасадах. Тяжелый классический портик гродненского дворца, довольно грубо вписан в существующую барочную структуру бывшей королевской резиденции, с её достаточно узким, характерным для барокко, курдонёром. Изначально ризалит центрального фасада, и его фронтон, были гораздо уже фронтона созданного Вараксиным.

Главный фасад Нового замка, с частично сохранившимся декором, первая половина 20 века

Фрагмент двора Нового замка

Советский зодчий решил установить высокий шпиль, однако эта вертикаль не смогла предать композиции легкость и изящность, которой обладала барочная резиденция.

Новый замок в XVIII веке, Чеслав Рой, 1994 год

Боковые крылья здания имеют аскетичный декор, их доминантами выступают входные порталы, ранее выделенные богатой скульптурной инкрустацией, у Вараксина же они мало акцентированы и не так сильно выделяются на фоне стен. Облик обкома контрастирует с изящными воротами в стиле барокко, сохранившимися от первоначальной резиденции. Особенно ярким этот контраст делают огромный советский герб во фронтоне и звезда на шпиле.

Так нужно ли восстанавливать Новый замок?

Известно, что советский облик одного из важнейших дворцов всей I Речи Посполитой вызывает немало нареканий и насмешек туристов, да и среди гродненцев не так много любителей такого облика здания.

Скульптурный элемент декора Нового замка, в стиле рококо. Согласно исследований Мечислава Супрона, помещался на одном из флигелей резиденции

Один из блогеров путешественников, посетивших Гродно, иронично назвал гродненский объект «единственный в мире замок сталинка». Но если идея реконструкции сравниваемого с хрущёвкой и казармой Старого замка много лет витает в воздухе (и поддерживается многими гродненцами) то о реконструкции Нового замка почти не говорят. Между тем, детальные изображения этого здания сохранились и хорошо известны, что даёт возможность произвести научно обоснованную реконструкцию. Стоимость таких работ, которые сведутся, по сути, к созданию барочной крыши и восстановлению декора (в основном весьма простого) не обещает быть невероятной. Облик дворца, соответствующий эпохе его создания, может быть воспринят туристами и жителями Гродно как естественный для этого строения. Именно в облике барочного дворца XVIII века Новый замок являлся важнейшим оплотом парламентаризма Речи Посполитой. Тогда в стенах резиденции принимались судьбоносные для беларуского, польского, украинского, литовского и других народов, решения, и уже только поэтому барочный облик можно считать более ценным, чем облик здания периферийного обкома КПБ. Такого мнение придерживается, в частности, историк Мечислав Супрон. После восстановления облика сохранившегося здания дворца, на следующих этапах реконструкции, можно восстановить уничтоженную замковую каплицу, архитектура которой перекликалась с дрезденской Фрауэнкирхе.

Звонница дрезденской Фрауэнкирхе (слева) и каплица Нового замка


Интерьер каплицы

Кроме того, может быть восстановлено крыло дворца размещавшееся со стороны улицы Давыда Городенского. Представительским помещениям в самом центре города могут найти применение как государство так и частный инвестор.

Справа видно крыло комплекса, соединённое с основным объёмом живописным переходом над аркой

Что делать с портиком Вараксина?

Несмотря на то, что уместность пристроенного Вараксиным портика является дискуссионной, сам по себе портик представляет из себя достаточно интересный, в архитектурном плане, элемент. Это одно из любимых мест для фотосессий гродненцев. Однако при реконструкции дворца портик придётся разобрать.

Есть, впрочем, достаточно оригинальная идея, воплощение которой может помочь сохранить этот элемент. Можно поместить его между существующим левым крылом дворца и отстроенным крылом со стороны улицы Давыда Городенского. Портик таким образом может быть «спрятан» в укромном месте комплекса и будет доступен для съёмок желающих. Конечно, такой «перенос» портика может вызывать вопросы, но сохранение в композиции этого элемента в целом соответствует концепции показа разных эпох в архитектуре объекта, применённой, к примеру, в королевском замке Варшавы.

Ролик телеканала Беларусь 3 с текстом из этой статьи. Разрешение на использование конечно же никто не спрашивал.:)

Ссылка на основную публикацию