Олимпия – памятник древности и родина Олимпийских Игр

Олимпия — Родина спорта.История Олимпийских игр.

В северо-западной части полуострова Пелопоннес

в области Элида и находился в будущем ставший родиной игр город — Олимпия.Первоначально в Олимпии поклонялись богине земли -Гее,матери титанов и гигантов, всех растений живущих на земле.Вскоре привились еще несколько культов — богини Геры,Деметры.Изначально эту область населяло племя — Писатов, а затем при переселении греческих народов,в эти земли пришли Эолийцы-одно из 4 племён,считавшихся родоначальниками греческого народа. Эолийцы произошли от Эола, сына Эллина( главного родоначальника греческого народа) и Дорийцы(еще один род Эллина).Через некоторое время на земле писатов привился культ Зевса.Доселе не известно кто основал игры в Олимпии и есть всего несколько версий.

По одной из них основателем считается Пелоп

Сын Тантала,правителя города Маниса в области Фригия.Победа в состязании колесниц царя писов — Эномая,возможно и положила начало играм.Первоначально игры имели религиозный характер.Олимпиада считалась национальным эллинским народным празднеством. Из-за того,что атлеты выступали полностью обнаженными,женщины не допускались на стадион и тем более участие в самих играх тоже запрещалось,под угрозой смертной казни. Около города была высокая скала,откуда и скидывали нарушительниц,за всю историю этой участи избежала только одна — Каллипатера. Она сама готовила сына Посейдора к соревнованию кулачных боёв и как только отправила его на игры, захотела посмотреть на его триумф и вместе с судьями зашла на стадион, переодевшись в мужскую одежду.Она смотрела за всеми его пятью боями, в каждом из которых он победил и стал чемпионом. Каллипатера, видя победу сына,невероятно обрадовалась и позабыла обо всём. Побежала к сыну, обняла его, но по пути потеряла мужскую одежду. Судьи должны были приказать казнить её, но так как она мать олимпийского победителя, сестра и дочь так же победителей игр, в её случае сделали исключение, но впредь, всем тренерам олимпийцев тоже пришлось находиться на стадионе обнаженными.

776 год до н.э. традиционно считается датой основания и первого проведения Олимпийских Игр.Первоначально за право проведения » соревновались два народа «- писы и эллины ,в которых победили вторые.Чтобы обезопасить проведение игр и все кто хотел участвовать и наблюдать,могли спокойно состязаться в Греции было введено «Олимпийское перемирие»,в следствии которого все полисы должны были на время игр прекратить все войны и столкновения.В программу первых игр входили :1)Борьба и кулачный бой(Панкратион), 2)Борьба,метание копья,диска,бег и прыжки (Пентатлон(от числа 5)) 3)Только кулачный бой. 4)Верховая езда 5)Гонки на колесницах.

В 430 году был возведен храм в честь бога Зевса в Олимпии, который считался одним из чудес света. Статуя бога была сделана из золота, слоновой кости и эбенового дерева.Со временем игры становились ближе к спортивным состязаниям,чем религиозным и вскоре начали приходить в упадок.Во времена римских императоров игры так же проводились.Император Калигула хотел перевезти в Рим статую Зевса,но вес статуи был чрезмерно велик. В 67 г до н.э;многим известный император — Нерон,сам в свою честь проводил игры, но даже придя последним в гонках на колесницах, выиграл их и получил лавровый венок победителя.Так же с упадком Рима и проходил упадок Олимпийских игр.А с появлением христианства,все храмы богов были сожжены или закрыты и в последствии уничтожены.В 394 году нашей эры,император Феодосий I запретил олимпийские игры.Так заканчивается история древних олимпийских игр.

Древняя Греция: Родина Олимпиады

Встречая и провожая каждые четыре года очередные Олимпийские игры, мы с признательностью вспоминаем об истоках этой великой культурной традиции, объединяющей народы всего света в мирном соревновании. Бурная история минувшего века убедительно показала, что когда загорается олимпийский огонь, в мире утихают войны, разделяющие страны и народы.

Рождение олимпийских традиций

История олимпийского огня уходит в глубь веков, в Древнюю Грецию, где в городе Олимпия люди впервые сумели понять, что лучше состязаться в силе и ловкости своего тела, чем подвергать его смертельной опасности на войне.
Отдадим должное древним грекам — они были творцами не только в философии и драматургии, но и подлинными создателями спорта.
Разумеется, спортивные праздники и развлечения существовали и ранее. Известно, что ещё египетские фараоны охотно упражнялись в стрельбе из лука по мишеням. А на острове Тера обнаружены наскальные рисунки XV века до н.э., изображающие сцены кулачного боя. Но только греки около трёх тысячелетий тому назад превратили физические упражнения в стройную систему состязаний по правилам и нормам.
Уже в VIII веке до н.э. в Олимпии, в окружении роскошных платанов возник комплекс тренировочных площадок и специальных строений для проведения соревнований по различным видам спорта. Здесь, в священной долине жрецов и атлетов, на площади в 30 гектаров, был воздвигнут храм Зевса с его 12-метровой статуей, считавшийся в Античности одним из семи чудес света. Рядом стоял храм богини Геры. Жрецы Олимпии — судьи соревнований — имели свой отдельный дом. Поле с характерным названием Гимназией было предназначено для занятий легкоатлетов, а арена Палестра предоставлялась тяжелоатлетам. Существовал большой стадион и ипподром для конных соревнований. Были построены дома для приезжих зрителей, а почётных гостей принимали в так называемом Леонидайоне. В Пританейоне размещались кухня и торжественный зал для победителей. В комплексе находился Нимфеум — центральный бассейн, питаемый родниками, дающий начало водопроводной системе и обеспечивающий работу бань.
Из Италии и других районов Средиземноморья в Олимпию съезжались участники и зрители древних игр. В лучшие времена их число достигало 50-60 тысяч. Для прибывших на «весёлые торжества», как писал поэт Пиндар, были разбиты палатки: там продавали фиги и суп, проститутки предлагали свои услуги. Вот такая античная Олимпийская деревня.
Олимпия служила спортивным центром древней Греции приблизительно с 776 года до н.э. По 394 год н.э., пока римский император Феодосии, бывший христианином, не отменил проведение состязаний по религиозным соображениям. Сильное землетрясение поддержало почин императора…
На долгие 15 веков олимпийская традиция была предана забвению и возродилась только в конце XIX века стараниями французского общественного деятеля, учёного и энтузиаста спорта барона Пьера де Кубертена (1863-1937). Опыт и традиции Олимпии выдержали испытание временем и оказались востребованными в наше время.

Как это было в Древней Греции

Эллины были буквально влюблены в спорт. Платон слыл болельщиком кулачных боёв, Аристотель — поклонником лёгкой атлетики. Стадионы взрывались рёвом зрителей, приветствующих победителей, удостоенных оливковых венков. Выступали музыканты и поэты, которых, вместе с лучшими трубачами и глашатаями, тоже награждали венками.
В древней Греции появлялись всё новые виды спорта. На первое состязание в 776 году до н.э., как зафиксировал историк Хиппиас, вышли бегуны, которым предстояло преодолеть расстояние в 192 метра. Впоследствии программа состязаний стала расширяться. Дистанция для соревнования в беге была увеличена до 3800 метров. На арену вышли кулачные бойцы, борцы вольным стилем, допускавшим любые приёмы. В 708 году до н.э. Начались выступления пятиборцев, Аристотель называл их лучшими легкоатлетами. Популярны были метатели диска и копья. Весовых категорий борцов не существовало, поэтому лучшие шансы имели крепкие рослые мужчины. Борьба шла под музыку, три броска противника наземь считались победой, а выигравший украшался лиловыми лентами и угощался вином.
На первых порах все спортсмены-победители в Олимпии были представителями высших слоёв общества. Это были аристократы, местная знать, владельцы поместий. Они имели средства и время, чтобы неделями готовиться к состязаниям в честь Зевса.
Представители полиса (города-государства) Спарта отличались особенно хорошей физической подготовкой. Его мальчики и юноши в возрасте от 7 до 20 лет воспитывались в жёстких военно-спортивных традициях. Девушек в Спарте тоже обучали бегу, борьбе, метанию диска и копья. Участников спортивных встреч учили выносливости и выдержке, соблюдению диеты. Атлеты Спарты заложили традицию обнажения тела на состязаниях. Легкоатлет из Спарты первым сбросил набедренную повязку, дабы она не мешала ему в беге. Его примеру последовали другие, и в конце концов выступление спортсменов в обнажённом виде было узаконено. Только на конных соревнованиях ношение одежды было разрешено.
Занятия спортом способствовали физическому и духовному укреплению греческой нации. Когда в V веке до н.э. Возникла угроза персидского порабощения, греки сумели не только отразить нападение численно превосходящего противника, стоявшего вблизи Афин, но и нанести ему полное поражение. В это время совершал свой легендарный подвиг греческий воин Фидиппид, который 12 сентября 490 году до н.э. Пробежал 40-километровую дистанцию от города Марафон, где происходил бой, до Афин, чтобы принести согражданам весть о победе над персами. Сегодня марафонский бег (42 км 195 метров) является бегом на самую длинную дистанцию.

Праздник победителей

В знак благодарности за божественную поддержку в битве жители Олимпии покрыли статую Зевса золотом и осыпали драгоценными камнями. Был объявлен 5-дневный праздник. В стране вступил в силу олимпийский мир.
Торжества начались парадом красочно одетых спортсменов, которые приняли клятву бороться честно. Первыми выступили мальчики, затем стартовали бегуны на 200. 400 и 3800 метров. За ними последовала вольная борьба обнажённых и сверкающих маслом «старых бойцов». Зрелище это было не для слабонервных: с ударами в живот и половые органы, с переломами конечностей. Запрещалось лишь кусаться, выдавливать глаза и засовывать пальцы в нос.
Пожалуй, ещё более жестокими были кулачные бои. Они не ограничивались по времени, бойцы с кистями рук, обёрнутыми кожаными ремнями, должны выдержать 4-5 боёв подряд, чтобы достичь победы. От прямых ударов в голову лопалась кожа и оголялся череп, с кровью вылетали зубы. Удары сыпались в живот, поражали печень. Боец Клеомедас в 490 году до н.э. Ударом распорол грудь своему сопернику. Во время другого боя у одного из бойцов из живота вывалились внутренности. На античных статуях бойцы изображались с глубокими порезами, с разбитыми приплюснутыми носами.
Судейская коллегия внимательно следила за ходом борьбы, но избежать смертоубийства удавалось не всегда.

Профессионалы

Победителей соревнований в Олимпии наделяли особыми правами: они освобождались от налогов, получали места в театральных ложах и могли пожизненно посещать кухню ратуши. Участниками тех древних игр могли быть только свободные греки. Рабы к соревнованиям не допускались. Запрет распространялся и на женщин. Девушки, напротив, могли становиться участницами состязаний, например в беге на 160 метров. Они выступали в коротких юбках, с открытыми плечом и правой половиной груди.
Многие исследователи истории спорта отмечают профессиональный характер соревнований, происходивших в Олимпии. Во времена Платона победители получали денежные премии, у спортсменов существовали спонсоры. К их услугам были массажисты, которые губками с маслом и пудрой растирали их тела. Частым явлением было нарушение установленных правил, практика подкупа судей, а также сговора спортсменов между собой. Судьба античных атлетов часто бывала трагичной. Знаменитый древнеримский врач Гален писал, что среди них редко можно было встретить здорового человека: разбитые, искалеченные тела, изуродованные конечности.

Олимпийский спорт при римлянах

Завоевание Греции Римской империей во II веке до н.э. мало изменило спортивную жизнь Олимпии. Бои гладиаторов и натравливание на них диких животных здесь распространения не получили, и римляне сочли игры эллинов скучными. Не понравилось им и обилие голых тел на соревнованиях — в римский Колизей без штанов не пускали. Но зато римляне поставили в Олимпии несколько общественных туалетов, построили новые термы, а при императоре Диоклетиане усовершенствовали водопровод. Олимпии покровительствовал император Нерон. История сохранила эпизод с его участием в состязаниях конных упряжек. Он управлял колесницей, везомой десятью жеребцами, но на повороте не смог удержаться и вылетел на землю.
Двенадцать столетий просуществовала священная Олимпия, открывшая миру удивительную способность человеческого тела к гармонии и физическому совершенствованию. Последняя весть из Олимпии датирована 385 годом н.э., когда молодой атлет был награждён оливковым венком. Поклонимся этому неизвестному спортсмену…

Журнал: Тайны 20-го века №35, август 2012 года
Рубрика: Спорт через столетия
Автор: Борис Юрьев

Чемпионы Олимпийских игр древности и их достижения

Пожалуй самые престижные соревнования для современного спортсмена – Олимпийские игры хоть и проводятся относительно недавно (как мы знаем, первые Олимпийские игры проводились в 1896 году и связано это с именем барона Пьера де Кубертена), однако, как известно, имеют историю, уходящую аж в 8 век до нашей эры. Эти состязания в ловкости, меткости, скорости и силе имели еще и религиозный смысл – каждое такое мероприятие проводилось в честь громовержца Зевса – главного среди всех олимпийцев и пожалуй самого почитаемого среди греков (а в период эллинизма и не только греками) Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Всего было проведено 293 Олимпиады с 776 по 394 год до нашей эры в Олимпии. С 6 века до нашей эры по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Однако не зря мы вспомнили о спортсменах – речь далее будет идти именно о них. Сегодня мы расскажем именно о тех чемпионах, память о победах которых осталась в веках. Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Эврилеона была богатой принцессой и страстным любителем лошадей. Она стала второй женщиной-наездницей в истории Олимпийских игр. Ее предшественница, спартанская принцесса Киниска, выиграла гонку на колесницах запряженных четырьмя лошадьми на 24 года раньше. В Спарте была установлена статуя Эврилеоне. Это одна из немногих бронзовых статуй, установленных при жизни спортсмена.Киниска Спартанская

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Киниска родилась около 440 г. до н.э., в семье царя Спарты Архидама II. Поговаривают, что Киниска была сорванцом, прекрасным наездником и очень богатой девушкой. Идеальная квалификация для успешного тренера, неправда ли? Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх.

Читайте также:  Ронда (Испания): достопримечательности, фото

Традиционно женщинам не разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, они могли войти в команду, обладая навыками обучения лошадей. Ее брат, Агиселай II, более поздний царь Спарты, поощрял ее участие в соревнованиях. Принцесса собрала команду мужчин-спортсменов и была допущена к Олимпиаде.

Киниска была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы, и статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была надпись, в которой говорилось, что принцесса является единственной женщиной, которая выиграла оливковый венок в гонках на колеснице на Олимпийских играх в Греции.

До сегодняшнего дня, Киниска рассматривается, как символическая фигура социального подъема женщины. Ее успех стал началом движения равноправия и свободы женщин всего мира.Диагор Родосский

Диагор был греческим боксером, известным своими победами, а также победами его сыновей и внуков. Он выиграл турнир по боксу в Олимпийских играх 464 года до н.э. Диагор также был четырехкратным победителем в Истмийских играх и двукратным победителем в играх в Немее.

Его старший сын, Дамагет, выиграл турнир в 452 и 448 годах до нашей эры. Акусилай, второй сын, выиграл боксерский поединок в 448 году до нашей эры. Они отметили свою победу, неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями. В это время один из зрителей закричал: «Умри, Диагор! Ты не сможешь подняться на Олимп!». Говорят, что спортсмен умер буквально через несколько минут, и с тех пор считается самым счастливым смертным, который когда-либо жил.

Дочь Диагора, Каллипатейра, была первой женщиной-зрителем, находящимся на Олимпийский стадионе. Поскольку женщинам было запрещено смотреть Олимпийские игры, кроме жрицы Деметры, она прошла на стадион, переодетая в мужскую одежду. Когда ее трюк был раскрыт, приняли закон, гласящий о том, что все зрители прибывшие на Олимпийский стадион, перед его входом должны были раздеться.

Mеланкомас из Карии

Меланкомас был коронован чемпионом по боксу в 49 году до нашей эры, а также стал победителем во многих других спортивных мероприятиях. Он мог сражаться в течение двух дней не опуская рук. Спортсмен достиг своей превосходной формы благодаря непрерывным и напряженным упражнениям.

Меланкомас владел своеобразным, уникальным боксерским стилем. Его движения были легкими и простыми. Меланкомас оставался непобежденным на протяжении всей своей карьеры, и ни разу не был нокаутирован своим противником. Спортсмен выиграл Олимпийский турнир по боксу на 207-й Олимпиаде.Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.

Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.В Олимпийских играх 488 года до н.э. он участвовал от имени своего родного города Кротона, а на следующих двух олимпиадах он решил участвовать в качестве гражданина Сиракуз, в честь тирана Хиерона. Его соотечественники чтили и прославляли его за первую победу.

Несмотря на успешную карьеру, ему пришлось столкнуться с бесчестьем и диффамацией (распространением не соответствующих действительности порочащих сведений), когда его решение сыграть в Сиракузах разгневало граждан Кротона. Они исключили Астилоса из списков горожан и уничтожили его статую в своем городе. Его семья отказалась от него, и его дом превратили в тюрьму, как знак неуважения. Также говорится, что Астилос был подкуплен чиновниками в Сиракузах, чтобы участвовать в Олимпийских играх от имени их города.

Теаген был успешным боксером и бегуном. Благодаря своей необычайной силе и быстроте он считался сыном Геракла — божественного героя в греческой мифологии. Спортсмен выиграл турнир по боксу на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.) и титул чемпиона в этом виде спорта. В целом, по его словам, он выиграл более 1300 поединков.

Любопытную историю рассказывает греческий историк Паусаниас о статуе Теагена, сделанной неким Глаусиасом из Эгины. Это был человек, обиженный на Тиагена. Однажды ночью статуя упала на Глаусиаса, убив его. Статуя предстала перед судом за убийство и была выброшена в море. Позднее она была восстановлена, так как Дельфийский оракул заявил, что в противном случае всех мужчин в стране ожидает бесплодие.Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Его жизненный рекорд двенадцати отдельных олимпийских победных венков был окончательно превзойден в 2016 году, когда Майкл Фелпс выиграл свою 13-ю медаль за 200-метровую гонку на 31-й современной Олимпиаде. Рекорд Леонида продолжался 2168 долгих лет!

P.S. Думаю “клубничку” ставить не нужно – все мы знакомы с подобными сюжетами если не с начальной, то уж точно со средней школы. Однако в тегах предупредил.

P.P.S. Пока делал пост наткнулся на когда-то сделанную фотографию: так родилась запись эта Вконтакте. По поводу прикрепленной музыки : это Олимпийский гимн, используемый при проведении всех Олимпиад современности (его автор: композитор Спирос Самарос), а вторая запись: национальный гимн Греции, также называемый “Гимн свободе” – слова гимна были написаны еще в 1826 году поэтом Дионисиосом Соломосом ( такое название носит его поэма). В 1865 году первые 24 четверостишья были объявлены гимном Греции (поют только первые два)

“Узнаю клинок расплаты,

Узнаю твой взор крылатый,

Охвативший шар земной!

Гордость древнего народа,

Здравствуй, гордая Свобода,

Здравствуй, эллинов любовь!”

Дубликаты не найдены

неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями

Самого восхитительного выбирали для отца? Ох уж эти греки, ох и баловники)))

Как помнится мне, тут правило: Сначала текст, потом картинка)

Как греки до дома добирались

У каждой страны есть свои герои. Некоторым из них ставят памятники, их воспевают в своих произведениях поэты, слагают легенды, ставят в пример детям. О других героях совсем забывают: они уходят в века и память о их деяниях постепенно угасает. Третья ситуация – некая “золотая середина”. В этом случае о людском подвиге помнят, но не хотят придавать ему большого значения.

Так или иначе, тема моей сегодняшней заметки – “Восхождение” (Ἀνάβασις). Не думаю, что вы совсем поняли про что я хочу сказать. Наверно, Поход десяти тысяч вам более известен.

В то время, как молодая римская республика вела тяжелую войну с этрусками, греческие города, в недавнем прошлом столь мужественно давшие отпор персам, третий десяток лет проливали братскую кровь. Они раскололись на два лагеря: Делосский союз во главе с Афинами и Пелопонесский союз во главе со Спартой. Несмотря на то, что они всегда были многонациональной державой: ионийцы, ахейцы, эолийцы, македонцы, иллирийцы, дорийцы и многие другие народы составляли ее население, объединившись, греки могли дать отпор огромной Персидской державе.

Ко времени “Похода”, начался взлет Афин. Они хозяйничали на море, обзавелись большим пантеоном союзников. Делалось это не всегда законными путями: иных пришлось подкупать или действовать. Главному сопернику Афин – Спарте, это надоело и на собрании в 432 году до н.э. они предъявили Афинам обвинения в тирании и незаконном захвате власти. Таким образом, развязалась Пелопонесская война, в которой Спарта разгромила Афины и обозначила ее полное падение. За 25 лет войны Афины лишились и армии, и флота, и денег. Так, Спарта стала гегемоном в Греции и доказала, что только она может претендовать на это место. Важный момент – после победы Спарты множество воинов осталось фактически “без заработка” – война закончилась и сражаться было не с кем. Они стали собираться в большие отряды и наниматься на службу к тем, кому нужна была помощь греков. Таким образом, именно греков можно назвать первыми “солдатами удачи” – некими авантюристами, которые ищут счастья в сражениях. Отсюда и начинается наша история.

403 год. Пелопоннес разорен продолжительной гражданской войной. “Воины фортуны” ищут свое призвание. И, раз! Внезапно приходят слухи, что в державе Ахеменидов назревает неплохая заварушка. – сатрап Лидии, Кир Младший, “Принц Персии”, собирает войско, чтобы завоевать себе трон. И Спартанские наемники, конечно, идут на помощь к Киру. И вот.

Кир действительно поднимает восстание против тогдашнего правителя Персии – Артаксеркса II, своего собственного брата, между прочим. Собрав 20 000 воинов, из которых половина – это спартанские гоплиты, Кир двигается к Евфрату и дает единственное сражение Артаксерксу. Оно состоялось летом 401 года до н.э. на берегу Евфрата. О численности войск Артаксеркса мы можем лишь предполагать, так как Ксенофонт, в своем “Анабасисе” говорит, что воинов врага было где-то ну.. 1.2 миллиона(!) человек. Огромное преувеличение, не больше. Скорее всего, войск у персидского царя было около 40-50 тысяч.

Так или иначе, во время сражения гоплиты прорывают фланг врага и почти одерживают победу, если бы.. если бы не случайная смерть Кира от копья перса. Победа оборачивается страшным поражением: все бегут, Клеарх (спартанский полководец) попадает в плен, где его убивают, а 10 000 гоплитов под предводительством теперь Ксенофонта остаются одни в чужой, незнакомой стране..

Отсюда начинается “Поход десяти тысяч”. Маршрут похода очень подробно зафиксирован самим Ксенфонтом: греки двигались на север, через Колхиду, прямиком к Черному морю. Однако в пути они, по всей видимости, сбились, и прошли более 1500 километров через горы и равнины Армении, сильно отклонившись от самого короткого пути. Во время похода их часто атаковали многочисленные отряды горцев, которые подстрекались персами. Причины для этого были достаточно вескими: греки отбирали всю еду у местных жителей, да и сам факт пребывания эллинов в Персии уже вызывал враждебное отношение у местных.

Зафиксировано и то, каким строем греки передвигались: так, по равнине они шли, выстроившись в каре, в центре которого шли обозы (главная ценность для голодающих эллинов). Также греки искусно переправлялись через реки: они отвлекали внимание врагов (если таковые были рядом) основными силами, в это время небольшой десант форсировал реку, строил мост и все войско более-менее спокойно переходило реку.

Однако, гораздо интереснее для военной истории следующий факт: во время своего похода Ксенофонт применил совершенно новую тактику, которая впоследствии “расцвела” в Древнем Риме. Дело было так – на подступах к Колхиде, когда до Черного моря оставались считанные километры, путь эллинам преградило войско колхидян. Вышло так, что встретились они в горах, где фаланга была совершенно непригодна и была бы непременно разбита колхидянами. Тогда афинский стратег решил сделать следующее: он построил всю армию по лохам (каждый лох – это малая часть фаланги по 200-300 человек). Лохи должны были идти друг за другом с небольшими интервалами.

Было построено не менее 70-80 лохов, каждый имел по 8 рядов по фронту и 12 шеренг в глубину. Таким образом, фаланга теряла свои не самые лучшие качества: неповоротливость и слабость на флангах и в тылу и приобрела принципиально новые.

Грекам удалось опрокинуть колхидян и заставить их отступить, а после и обратить в бегство.

И вот он – долгожданный момент! Когда 10 000 эллинов увидели море, они вскричали: “Таласса! Таласса!”, что значит “Море! Море!”. Поход был завершен и эллины вернулись на родину.

Примечательно, что крик “Таласса!”, да и история возвращения греков на родину, стали весьма популярными в художественной литературе. Например, одно из стихотворений Генриха Гейне; глава книги Ярослава Гашека посвящена тому, как Швейк возвращается к своему полку, двигаясь при этом в противоположном(?) направлении; в “Улиссе” Джойса восклицание эллинов упоминается очень часто. А еще, “Чешским анабасисом” называют возвращение Чехословацкого корпуса после мятежа и столкновением с силами РККА, “Британским анабасисом” назвали.. операцию “Динамо”, конечно же!

Такие вот они, эти греки.

P.S – фотографии: на первой изображены спартанские гоплиты и персидские воины конца V века до н.э; вторая – маршрут Ксенофонта и 10 000 (показан синей линией).

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Читайте также:  Достопримечательности Мадрида: фото, описание

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004

Олимпия, Пелопоннес

Древняя Олимпия – легендарное место, олицетворяющее Грецию, родина Олимпийских Игр, нескончаемый источник вдохновения для мастеров древности и современности; земная обитель богов и начало мифов-былин, породивших долгую увлекательную историю…

«Откуда есть пошел…» Пелопоннес

Один из правителей Малой Азии, царь Тантал, пригласил на свой пир всемогущих богов. Переусердствовав в услужении и почитании небожителей, царь поставил перед гостями на пиршественный стол блюдо, приготовленное из… собственного сына! Малолетний царевич Пелопс был убит, порублен на куски и аппетитно приготовлен. Рассеянная Деметра, горюющая о потерянной дочери Персефоне, в задумчивости отведала кусочек лакомства. Разгневанные боги воскресили отрока, и вместо съеденного Деметрой левого плеча Рея, дочь Урана и Геи, вставила часть слоновой кости. С тех пор у потомков Пелопса на левой лопатке видно светлое пятно.

Пелопс был взят богами на гору Олимп и благополучно достиг совершеннолетия в их обществе. Красивый юноша приглянулся морскому повелителю Посейдону, и тот щедро одарил его – Пелопс получил колесницу, в упряжке которой были крылатые кони. Волшебная колесница мчалась не только по земле, но и по морской глади.

Подкупив на конном состязании возницу царя Эномая, Миртила, он становится победителем и получает в награду желанную невесту, царскую дочь, прекрасную Гипподамию. Миртил ждет обещанных даров за свои услуги, но Пелопс вероломно сбрасывает его в море (у мыса Гереста море стало называться Миртойским). Долгое время над родом Пелопса тяготеет проклятие Миртила; лишь Гефест смог снять это проклятие, очистив Пелопса от греха убийства.

В честь Зевса Олипийского Пелопс устраивал блестящие спортивные состязания – преимущественно в конном беге. Он стал первым, кто выстроил на полуострове храм в честь Гермеса. Неудачливым претендентам на руку и сердце его возлюбленной Гипподамии он воздвиг погребальный холм и не забывал приносить жертвы, дабы убиенные смилостивились над ним и его родом.

Став полновластным правителем, Пелопс называет страну, расположенную на полуострове, Пелопоннес. Царя-чемпиона древние мастера изображали на вазах правящим крылатой упряжкой, обнимающим свою жену Гипподамию. У царской четы родилось множество детей, некоторых отождествляли с богами пантеона. Но лишь один сын, Хрисипп, плод измены царя с нимфой, был любимцем отца! Оскорбленная Гипподамия одобрила заговор детей, и внебрачный сын был убит и сброшен в колодец. Царь сурово наказал преступников, изгнав их из отечества.

Так рассказывает легенда о царе Пелопоннеса. Верить или нет, выбор за вами. Но древнегреческий географ и писатель Павсаний упоминает в научном труде «Описание Эллады» найденный на границе Херонеи и Панопеи скипетр Пелопса. Этот скипетр Гефест выковал для Зевса, а правителю полуострова передал Гермес. А древнегреческий драматург Эврипид рассказывал, что копье Пелопса, которым он убил тестя, царя Эномая, показывали в Микенах. Да вы и сами убедитесь в правдивости мифа, увидев воочию в Древней Олимпии большой курган-усыпальницу, Пелопион. Усопшему царю приносили в жертву черных баранов, поэтому его принято считать божеством, вошедшим впоследствии в греческий пантеон помимо главных двенадцати богов.

Читайте также:  Прованс (Франция) - достопримечательности, что посмотреть

Олимпия

Первые поселения Древней Олимпии, на западе Пелопоннеса, в месте Элида, относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Археологические находки датируются вторым тысячелетием до н.э. Во времена царя Пелопса здесь, в священной роще Алтис, возле реки Алфей и ее притоком Кладеос, возникли алтари богам, а с пришествием дорийцев особо развился культа Зевса. Возле горы Кронион стали появляться святилища и храмы. Состязания Пелопса и Эномая положили начало спортивным играм: они стали проводиться регулярно, один раз в четыре года. Игры, устраиваемые в честь Зевса, устанавливали полное перемирие и исключали всяческие междоусобные столкновения. Опять же легенда информирует, что границы Олимпии наметил легендарный Геракл, он же и возобновил игры у кургана Пелопион. Геракл сплел из ветвей священной оливы венок первому победителю.

Значительных сооружений в священном округе не было – алтари находились в роще под открытым небом. Возле Пелопиона высился и алтарь Зевса, обмазанный пеплом сожженных жертвенных животных. Пепел настолько прочно застыл, что приходилось высекать ступени, чтобы взобраться на вершину алтаря. У ворот округа располагался пританей, где присутствовали смотрители и распорядители (пританы), далее – ряд сокровищниц, которые хранили многочисленные дары, не умещавшиеся в храмах. На юге, за пределами рощи, располагался булевтерион (там заседал Совет распорядителей Олимпийских Игр).

Самый крупный дорический храм был сооружен в честь богини Геры, супруги Зевса. Ее статую, находившуюся в целле (внутренней зале) храма, каждые четыре года элидские женщины одевали в новый самотканый пеплос.

В эллинистическую эпоху в начале святилища были построены портики для спортсменов, гимнасии. Это две беговые дорожки в крытых галереях – на случай дождя. Здание с колоннадой чуть южнее, палестра, предназначалось для тренировок атлетов и борцов.

Всего на территории Древней Олимпии находятся 33 исторических объекта. После победы греков над персами в 476 году до н.э. все они отстраиваются заново и реставрируются. Среди них новые пропилеи (ворота) к Пелопиону и храм Зевса Олимпийского (архитектор Либон). Возле храма на 9-ти метровом постаменте стояла статуя богини победы Ники скульптора Пеония. Ника изображена спускающейся с Олимпа. В целле храма находилась скрытая от людских глаз завесой хрисоэлефантинная (из золотых пластин и слоновой кости) фигура Зевса. Статуя верховного бога являлась взорам лишь в особо торжественных случаях. Эта скульптура скульптора Фидия (430-420 гг.) причислена к числу Семи чудес древности. Зевс погиб в константинопольском пожаре. (Ранее, в 447 году до н.э. Фидий создал чудесную статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости. Она размещалась в Парфеноне Акрополя, но, к сожалению, тоже была утрачена в пожаре.) На фронтоне храма – изображение соревнующихся Пелопса и Эномая: запряженные колесницы несут их к вожделенному финишу, за которым почет и власть…

На восточной стороне находится портик нимфы Эхо. По преданию, влюбленная в Нарцисса нимфа истаяла от безответной любви, сохранился лишь ее голос. Резонансная полость портика (площадь 12,5 м * 98 м) отражает звук ровно семь раз. В портике выставлялись работы знаменитых древних художников и скульпторов – Поликлета, Пифагора Самосского, скульпторов Фидия, Пеония и других. Священную рощу украшали мраморные скульптуры лучших мастеров Эллады. На месте мастерской Фидия в 5 веке уже нашей эры была выстроена раннехристианская базилика.

На востоке Олимпии находятся стадион и ипподром. Стадион вмещал двадцать тысяч зрителей – только мужчин. Женщины на состязания не допускались.

В Древней Олимпии работает археологический музей, где экспонируются уцелевшие фрагменты декора сооружений и экспонаты, найденные в раскопках.

Современный город интересен туристам как близлежащий населенный пункт, располагающий отелями и необходимой туристической инфраструктурой.

Олимпиады

Здесь, в Древней Олимпии, в храме Аполлона зажигается от лучей солнца Олимпийский огонь, путешествующий по всей планете! Здесь зародились и стартуют Олимпиады, или Олимпийские Игры – спортивные соревнования, в которых сейчас принимают участие спортсмены всего мира. В современных Олимпиадах представлены все виды спорта. Древние Игры являлись частью религиозного культа и важной политической составляющей. Спортсмены объединялись в поклонении Зевсу. Современные состязания проходят под эгидой Международного олимпийского комитета. В Древней Олимпиаде воспевалась красота тела – это отражено в скульптурах мастеров того времени. Победители приравнивались к героям войны и получали столько же почестей. С приходом к власти римлян древние олимпиады утратили значение, а в эпоху царствования императора-христианина Феодосия I и вовсе были запрещены как языческие действа.

Однако дух олимпийских соревнований разгорался, подобно яркой искре. В просвещенной Европе, во Франции и Греции проводились соревновании, «олимпии», во второй половине XIX века. Идея реставрации Игр на их исторической родине принадлежала греческому поэту Панайотису Суцосу. Попытки общественного деятеля Евангелиса Заппаса воссоздать подобные мероприятия не были успешными. Лишь спустя время на восстановленном афинском стадионе Панафинаикос (Каллимармаро) вновь зажегся олимпийский факел.

В это время царствования романтизма античность отождествлялась с высокими понятиями идеализма о прекрасном. А поэтому идея олимпиад быстро распространилась в Европе.

Французский деятель Пьер де Кубертен, удрученный поражением французской армии во франко-прусской войне из-за недостаточной физической подготовки, решил изменить привычное положение вещей. К тому же, по его мнению, людям лучше всего было состязаться на стадионах, а не на полях военных сражений. В июне 1894 года на конгрессе в Сорбонне было принято постановление о проведении Олимпиады в стране-родоначальнице – Греции. Президентом Международного олимпийского комитета стал грек Деметриус Викелас, а генеральным секретарем – барон Пьер де Кубертен. В 1896 году Афины уже приняли 241 спортсмена из 14-ти стран!

Греки остались довольны успехом и предложили проводить Олимпиады исключительно в Греции, но МОК решил, что Игры будут проходить в разных государствах. В истории Игр случались кризисные ситуации, но в целом это важное мероприятие прочно заняло нишу в мировом спорте и политике.

Символ Олимпийских Игр – скрепленные пять разноцветных колец: три кольца в верхнем ряду – голубое, черное и красное – символизируют Европу, Африку и Америку, в нижнем ряду – желтое и зеленое – Азию и Австралию. Флаг Игр — рисунок колец на белом полотнище. Каждые четыре года традиционно Игры принимает город, выбранный Комитетом. Превосходнейшие, красочные церемонии с зажжением Огня и поднятием флага, с прохождением по стадиону спортивных команд открытия всегда предваряют спортивные состязания. Все победители соревнований получают медали на специальном подиуме. В их честь звучит гимн родной страны.

Город-организатор строит Олимпийскую деревню для гостей и участников соревнований, разрабатывает эмблемы и талисман Олимпийских Игр, которые размножаются на многочисленных сувенирах.

Как увидеть Древнюю Олимпию

Приехать в Олимпию на Пелопоннес можно на автобусах, в частности, из Афин. Если следовать из аэропорта «Элефтериос Венизелос», на автобусе Х93 нужно доехать до терминала А, откуда два раза в день выезжают рейсовые автобусы до Олимпии. Время рейсов 09.30 и 13.00. Пребывание в пути 5 с половиной часов. Стоимость билета 30 евро. Другой вариант – доехать на автобусе из Афин до Пиргоса, и там пересесть на рейс до Олимпии. До Пиргоса также можно добраться из города Патры – оттуда ежедневно следуют десять рейсов.

На автомобиле выезжают на Пелопоннес с материка через Коринф.

Посетить священную рощу и музей можно ежедневно с 08.30 – 17.00 (в воскресенье – до 15.00). Входной билет стоит от 3 до 6 евро. Музей открыт бесплатно 6 марта – в день памяти Мелины Меркури, 18 апреля – Международный день охраны памятников, 5 июня – Международный день охраны окружающей среды, 27 сентября – Международный день туризма, в последние выходные сентября – Дни Европейского наследия, в национальные праздники Греции. Бесплатно посетить музей могут лица, моложе 19 лет, солдаты срочной службы греческой армии, журналисты, экскурсоводы, студенты вузов Греции и Евросоюза.

В Олимпии предлагаются различные экскурсии в другие исторические места Пелопоннеса. Здесь можно отдохнуть в кафе, тавернах, отелях, на пляжах. В Олимпии развиты все виды туризма – пеший, велосипедный, сплав на каноэ по рекам, кемпинг. Ежегодно здесь проводится Международный фестиваль Древней Олимпии и другие увлекательные мероприятия.

Большинство сувениров вам напомнят о древних Олимпийских Играх – это статуэтки, посуда, вазы, предметы декора быта.

Древняя Олимпия: Экскурсия в прошлое

Сегодня вновь путешествуем по полуострову Пелопоннес с жительницей Каламаты Галией Файзуллиной. На этот раз целью нашей экскурсии является Древняя Олимпия (Αρχαία Ολυμπία), знаменитая родина Олимпийских Игр древности. Здесь есть что посмотреть зимой и летом, а в летний сезон посещение Олимпии можно совместить с купанием на знаменитых пляжах Ионического моря!

Экскурсия в прошлое: Древняя Олимпия

Древняя Олимпия зимой

Если и есть места, куда хочется приезжать вновь и вновь, открывая каждый раз что-то новое, так это священное для древних эллинов место — Древняя Олимпия. Ведь именно здесь зародились первые состязания в честь верховного божества древнегреческой мифологии Зевса.

История Олимпии

Согласно древним преданиям, о которых писал путешественник Павсаниас, первыми, кто провел здесь состязания были братья Куритес из Крита. Когда-то они охраняли маленького Зевса, спрятанного от гнева отца. Придя в Священную рощу Алтис, младшие братья по велению старшего из них Геракла, устроили состязания в беге. После чего, победившему достался венок из дикой оливы. Этому Гераклу и принадлежит слава первого основателя состязаний, давшего местности название Олимпия. В дальнейшем, здесь состязались не только известные в Греции герои, но и боги Аполлон, Гермес, Арес и т.д.

Спустя годы, традицию проведения олимпийских игр продолжил Пелопс, в честь которого назван полуостров Пелопоннес. Когда именно зародились игры неизвестно, но официально принято считать, что в 776 году до н.э.

Олимпийские состязания, Греция

Соревнования проходили здесь каждые четыре года в период июль — август. В это время все войны и конфликты прекращались. Желающие поучаствовать или поприсутствовать прибывали с разных городов Греции, превратив Олимпию в известную религиозно — спортивную столицу того времени. Участники и члены жюри перед началом приносили клятву строго соблюдать правила. После окончания олимпийских игр объявлялись имена победителей и раздавались награды — венки из дикой оливы.

Так в течении тысячи лет проходили состязания, пока в 394 г. н.э. Римский император Феодосий I не запретил их дальнейшее проведение. А затем нашествие готов и последующие землетрясения в 522 и 551 гг. н.э. окончательно разрушили эти уникальные достопримечательности Олимпии.

Археологический комплекс Древней Олимпии

Сегодня же этот уникальный памятник, расположенный у подножия холма Кронос на западе Пелопоннеса, представляет собой исторический комплекс, состоящий из археологического заповедника с руинами древних храмов и музея.

Заповедник

Для удобства восприятия увиденного, удобнее начать осмотр с заповедника под открытым небом. Там легче представить величие и мощь античных строений, где безусловно самыми известными и почитаемыми были храмы Зевса и Геры.

Руины храма Геры на территории Олимпии — самые древние на всем Пелопоннесе. Здесь, в самом первом святилище чествовали победителей. Дорический храм был построен в 1096 г. до н.э.

Древняя Олимпия храм Геры

Внутри находились статуи верховного бога Зевса и его суруги Геры, сидящие на тронах и множество других, среди которых были скульптуры Афины, Деметры, Диониса, Ники. Все они были из золота и слоновой кости. Но прекраснейшей из всех является представленная в музее мраморная статуя Гермеса с маленьким Дионисом на руках — шедевр скульптора Праксителя.

Сердцем же всего святилища являлся знаменитый храм Зевса, построенный в 470 и 456 гг. до н.э., а ныне руины в центре Древней Олимпии.

Храм Зевса, Древняя Олимпия

На вершине восточного фронтона стояла, покрытая золотом, статуя богини победы Ники. Метопы над колоннами храма были украшены рельефами, изображавшими подвиги Геракла.

Однако, в Олимпию стремились попасть не только из-за состязаний, но и поклониться седьмому чуду света – двенадцатиметровой статуе главного из богов-олимпийцев, находящейся в этом храме. Сидящий на золотом троне Зевс огромных размеров впечатлял всех своей реалистичностью, величием и богатым убранством. Даже сам скульптор Фидий, очарованный «живостью» своей работы, после завершения спросил отца богов и людей, доволен ли он статуей. И после этого услышал раскат грома, означавшего одобрение. В изготовлении и украшении статуи использовались слоновая кость, эбеновое дерево, золото и драгоценные камни.

Как писал Павсаниас, который был удачлив уже тем, что видел все это великолепие своими глазами, позади храма Зевса росло священное оливковое дерево, откуда юноша золотым инструментом срезал ветки для венков победителей.

Восточнее храма Геры находится самая известная достопримечательность Олимпии — стадион первых состязаний, где и сегодня происходит церемония зажжения Олимпийского огня.

Олимпия, вход на стадион

К западу располагаются руины Филипейон. Это круглое здание начал строить Филипп II, а после его смерти завершил строительство его сын Александр Македонский (Великий). Внутри находилось пять статуй, изображавших Филиппа II, его отца Аминды и матери Эвридики, Олимпиады — супруги Филиппа II и самого Александра Великого.

Рядом с Филипейон находятся руины Пританио, в прошлом центра политической жизни Илии и, своего рода, администрации Древней Олимпии. Внутри него горел очаг с неугасаемым священным огнем, считавшимся общим достоянием всех греков. И поэтому традиция зажигать олимпийский факел, является данью памяти Прометею, подарившему людям священный огонь.

Южнее храма Зевса находятся руины другой достопримечательности Олимпии — Базилики раннехристианского периода. Она была воздвигнута на месте мастерской Фидия, где при раскопках нашли множество глиняных форм, из которых отливались золотые фрагменты одежды статуи Зевса.

Немного дальше находятся руины Леонидейона, где останавливались самые знатные гости состязаний. Рядом руины Булевтериона, где заседал совет, своего рода, аналог нынешнего Олимпийского комитета. А у самого входа в заповедник располагаются руины гимнасия и палестры, где проходили тренировки атлетов.

Археологический Музей Олимпии

Ну а красоту внутреннего убранства храмов можно представить, посетив Археологический музей.

Главный зал Археологического музея

Например, в главном зале музея, по левой и правой сторонам, представлены сохранившиеся фрагменты фронтонов храма Зевса. В центре восточного фронтона, на правой стороне, находится статуя Зевса и вокруг него статуи Пелопса, Иподамии, Стеропи и далее колесницы с возницами.

Фрагменты восточного фронтона

В центре западного фронтона, на левой стороне, находится статуя Аполлона в сражении с лапифами и кентаврами.

Фрагменты западного фронтона

Конечно, невозможно прочувствовать все музейные экспонаты, но самые прекрасные находки, такие как статуя Гермеса,

Статуя Гермеса с Дионисом на руках

рельефы с подвигами Геракла,

Подвиг Геракла, Древняя Олимпия

скульптура богини победы Ники,

Статуя богини победы Ники

и многие другие останутся в памяти надолго.

Виртуальный тур по Древней Олимпии:

График работы

С ноября по март, в каждое первое воскресенье месяца, можно осмотреть достопримечательности Олимпии бесплатно. Так же, как и в последние выходные сентября и в дни греческих праздников:

6 марта, 5 июня, 18 апреля, 18 мая — вход свободный.

В летнее время Археологический комплекс Древней Олимпии работает с 08.00 до 20.00 ч., в зимнее с 08.00 до 15.00 ч. Входной билет стоит 9 евро, при посещении же только археологического музея или заповедника необходимо заплатить 6 евро.

Современная Олимпия

Современная Олимпия с населением всего 1500 человек живет, главным образом, за счет туристов. Кто-то работает в археологическом комплексе, кто-то держит ювелирный магазин, сувенирную лавку или таверну, которых множество на центральной улице Праксители Кондили.

В городе есть музеи современных Олимпийских игр, истории античных Олимпийских игр, музей истории раскопок и недавно открывшийся интерактивный музей, посвященный изобретениям великого ученого Архимеда.

Сам величайший памятник олимпийскому движению древности является не только яркой достопримечательностью Греции, но и объектом занесенным в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А достопримечательности Олимпии, как и тысячи лет назад, привлекают миллионы туристов со всего света и каждый раз открывают людям что-то новое.

Ссылка на основную публикацию