Музей Пергамон (Берлин): фото, описание

Пергамон – самый популярный музей в Берлине

Обновлено: 19 Июн, 2019

Пергамский музей или, как его еще называют, Пергамон является необычным и довольно интересным местом. Он впечатляет не только своими масштабами, но и уникальной коллекцией экспонатов, большинство из которых относится к дохристианской эпохе.

Общие сведения

Пергамский музей, расположенный на Музейном острове, можно без преувеличения назвать одним из самых посещаемых мест немецкой столицы. В 2013 г. в нем побывало более 1 млн. человек, и с каждым годом количество приезжающих сюда туристов растет в геометрической прогрессии. На территории комплекса можно встретить как обычных людей, так и известных политических деятелей, именитых актеров и звезд мировой эстрады. Всех их привлекают уникальные экспонаты, история которых насчитывает сотни тысяч лет. Вместе с произведениями давнего азиатского и исламского искусства они составляют невероятно ценную коллекцию, которая в 1999 г. была включена во Всемирный список ЮНЕСКО.

Что любопытно, до недавних пор коллекции музея интересовали лишь любознательных туристов и ценителей античной истории. Однако как только все экспозиции были собраны и отреставрированы, о своих правах на них вдруг заявила Турция. Свою позицию турецкие власти мотивируют тем, что город Пергамон, в честь которого и был назван этот паноптикум, находился на месте современной Турецкой Республики, а значит, все, что было там найдено, должно принадлежать этому государству.

Краткая история

Своим появлением на свет Пергамский музей в Берлине обязан немецкому инженеру Карлу Хуману, руководившему укладкой новой дороги в одной из стран Малой Азии. В том далеком 1878 г. во время строительных работ ему посчастливилось наткнуться на руины античного фриза, украшенного барельефными скульптурами античных героев и олимпийских богов. Это и был легендарный Пергамский алтарь Зевса, который на сегодняшний день считается главным достоянием музейной коллекции.

Однако когда удивительную находку переправили в Берлин, выяснилось, что выставлять ее практически негде. Тогда-то и было принято решение о строительстве Пергамона, отдельного сооружения, вместившего в себя не только этот артефакт, но и многочисленные экспонаты древнеазиатской и античной скульптуры. Так появился первый Пергамонский музей, который просуществовал не более 5 лет и был снесен после появления огромных трещин в фундаменте.

Строительство второго здания началось почти сразу, однако работы над ним то и дело откладывались. Вначале им помешала смерть главного архитектора, которому долго искали замену, а затем – І мировая война и последующий за ней финансовый кризис, заметно подкосивший экономическую ситуацию в стране. В итоге новый музейный комплекс был открыт лишь в 1930 г. – через 23 года после закладки первого камня.

Однако на этом неурядицы в судьбе Пергамона не окончились. Во время ІІ мировой войны он сильно пострадал от воздушных обстрелов, а по ее окончанию лишился основной части своих экспонатов – их вывезли на территорию тогдашнего СССР. Через несколько десятилетий часть коллекции вернулась в Берлин, но некоторые из ее образцов до сих пор можно увидеть в музеях Питера и Москвы.

Экспозиция

Коллекция Пергамона состоит из 3 частей. Одна из них посвящена греко-римской эпохе, две других – древне-исламской и переднеазиатской культурам. По большому счету это отдельные экспозиции, соединенные в единый комплекс.

Ворота богини Иштар

Первым, что видит посетитель Пергамского музея, являются величественные ворота богини Иштар, датируемые 6 в. до н. э. и найденные при раскопках Древнего Вавилона. Историки утверждают, что они входили в состав Дороги процессий, использовавшейся во время празднования главного праздника страны – Нового года. На синей мозаике, украшающей эти ворота, можно без труда рассмотреть барельефы различных животных, изображения мифологических существ, напоминающих доисторических ящеров, и даже клинописную надпись, нанесенную самим Навуходоносором.

Даже при весьма внушительных размерах эту конструкцию никак нельзя назвать самым большим экспонатом музея. Дело в том, что в здании Пергамона удалось разместить только внешнюю часть Иштар – внутренние ворота, являющиеся еще более высокими, в него просто не вошли. Присутствует здесь и сама Дорога процессий, ведущая от Иштар к святилищу Эсагила. Остатки керамического панно, располагавшегося на стенах по обеим сторонам священной дороги, позволили с абсолютной точностью восстановить одно из главных чудес Древнего Вавилона.

И ворота, и панно доставлялись по частям и собирались на месте. А так как транспортировка экспонатов требовала немалых финансовых затрат, создатели музея брали только узорчатую плитку, доделывая недостающие элементы своими силами.

Милетский рынок

Еще одной достопримечательностью Пергамонского музея является Милетский рынок, остатки которого были найдены на территории Малой Азии. Несмотря на то, что рынок был создан еще в 1 ст. н. э., конструкция прекрасно сохранилась и дошла до наших дней в своем первозданном виде. В Берлине были созданы лишь отдельные элементы рынка, да и те служат опорами для оригинальных частей. Доказательством тому является рекламная надпись местного торговца, расположенная с правой стороны от входа в базар. Завершают композицию несколько городских строений, среди которых самым значимым является храм культа правителя Древнего Рима, и пол одной из вилл, выложенный древней мозаичной плиткой.

Помимо всего прочего в Пергамоне присутствует большая коллекция золотых украшений, предметов быта, античных статуй и произведений искусства, созданных во времена ассирийской, шумерской и вавилонской империй.
Возраст большинства из них насчитывает более 6 тыс. лет. Среди них наибольшего внимания заслуживают глиняные таблички, созданные в 7 в. до н. э., остатки парадного зала Навуходоносора II, огромный каменный фриз, молитвенные михрабы, образцы первой каллиграфии и различные рельефы, изображающие сцены из жизни древнего человека. Не менее популярными экспонатами Пергамского музея являются Аллепская комната, отделанная резными панелями и роскошными персидскими коврами, и стены дворца Мшатту, декорированные цветочным орнаментом и рисунками фантастичных существ.

Панорама Пергама

Если же посмотреть на фото Пергамского музея в Берлине, можно увидеть, что не так давно его коллекция пополнилась еще одним уникальным экспонатом. Речь идет о панораме Пергама, громадном зале, в котором сотрудникам музея удалось воссоздать обстановку старинного турецкого города с библиотекой, шумным восточным рынком и фигурами местных жителей. Чтобы усилить эффект, визуальная картинка дополняется подсветкой и какофонией звуков.

Ну а главной и, пожалуй, самой значимой археологической находкой Пергамона можно смело назвать Большой алтарь Зевса, служивший для богослужений под открытым небом. Внешний вид этого святилища, считающегося одним из самых известных сооружений античной поры, поражает своей монументальностью. Огромный каменный цоколь, установленный на пятиступенчатом фундаменте, широкая мраморная лестница, ведущая к верхней площадке алтаря, ионический портик, окружающий последний ярус, — даже не верится, что все это было возведено без помощи кранов, экскаваторов и прочей строительной техники.

Внутри данной композиции находится небольшой алтарный дворик, в котором, собственно, и размещался жертвенник. Крышу сооружения украшали необычные скульптуры, благодаря которым высота алтаря достигала не менее 9 м. По всему периметру алтаря непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз, покрывавший не только сам цоколь, но и боковые стены лестницы. На этой большой кайме высечены барельефы с изображением битвы главных олимпийских богов и легендарных титанов. Еще один фриз, поменьше, находился во дворе и был посвящен Телифу.

К сожалению, сооружение, установленное в зале Античного собрания, не является точной копией древнего алтаря. Дело в том, что от легендарного Пергамского святилища сохранился лишь фундамент и фрагменты пьедестала. Зато археологам удалось найти капители и стволы колонн, статуи, перекрытия, карнизы, рельефные изображения обоих фризов, насчитывающих более сотни плит, и прочие элементы, которые и легли в основу главного музейного экспоната. С их помощью ученые смогли воссоздать восточную стену алтаря, на которой находилась основная часть декора.

Реконструкция данного сооружения длилась несколько лет, ведь найденные обломки нужно было не только отреставрировать, но и разложить в правильном порядке. Для этого команда историков, археологов и религиоведов должна была определить, на какой именно стене находился тот или иной фрагмент, установить порядок следования изображений и закрепить все это на специальную основу.

Практическая информация

Музей Пергамон находится по адресу: Bodestrasse 1-3, 10178 Берлин, Германия.

  • Пн-ср, пт-вс: с 10:00 до 18:00;
  • Чт: с 10:00 до 20:00;
  • 31 декабря: с 10:00. до 14:00;
  • 1 января: с 12:00. до 18:00.

В католический Сочельник (24 декабря) музейный комплекс закрыт.

Тип входного билетаВзрослыйПо скидке (распространяется на студентов, предъявляющих студенческий билет международного образца)
Только Пергамон19€9,50€
Берлинский Остров Музеев18,00€9,00€
Museum Pass Berlin на 1 день25,00€
Museum Pass Berlin на 3 дня29,00€14,50€

На заметку! Русский аудиогид включен в стоимость билета.

Официальный сайт: https://www.smb.museum/en/museums-institutions/pergamonmuseum/home.html

Полезные советы

Собираясь посетить музей Пергамон в Берлине, ознакомьтесь с советами тех, кому посчастливилось там побывать:

  1. Основной наплыв посетителей наблюдается ближе к полудню, поэтому если вы хотите избежать длинных очередей и провести осмотр главных экспозиций в относительном спокойствии, приходите в музей за несколько минут до его открытия; Музейный остров
  2. На Музейном острове нет собственной парковки, но в непосредственной близости от него можно найти целых 3 парковочных гаража. Два из них принадлежит гостинице Редисон Блю и Международному торговому центру, а третий находится на восточном берегу р. Шпреи;
  3. Тем, кто планирует пройтись по 2 музеям и более, рекомендуем приобрести Museum Island Card, многоразовый билет, с которым можно неплохо сэкономить. Правда, с этой карточкой вы вряд ли сможете получить приоритетный доступ к Пергамону, так что не забудьте воспользоваться небольшой хитростью – купите в кассе менее популярного паноптикума Museum Island Card и зарезервируйте в ней время посещения Пергамона;
  4. Желаете попасть в музейный комплекс без очереди? Приобретите электронный билет на официальном сайте.

Как видите, Пергамский музей в Берлине совершенно не похож на других своих собратьев. Мы уверены, его посещение оставит после себя самые яркие воспоминания.

Видео: экскурсия по Пергамскому музею.

Автор: Ольга Шейко

Обновлено: 28 Июн, 2018 Жемчужиной Ирландии по праву считается Кольцо Керри –…

Обновлено: 23 Сен, 2019 Варкала, Индия – самый известный курортный городок в…

Обновлено: 18 Янв, 2019 Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому…

Мюнхенская резиденция, являющаяся самым крупным внутригородским дворцом Германии, имеет не только богатую…

Пергам не является старинным турецким городом. Это античный город, основанный выходцами из материковой Греции. Не предки же турок, честное слово, создали Пергамский алтарь. И еще непонятно — к чему поместили фото стен дворца Мшатт там, где речь идет о Пергамском алтаре? Непросвещенный народ решит, что это и есть Большой алтарь

Здравствуйте, Инна! На счёт города Пергам вы правы. В статье мы не утверждаем обратное.
Все фото подписаны, если кликнуть на них, вы увидите, что на них изображено. Вопросов у «непросвещенного народа» возникнуть не должно:)

Музей Пергамон в Берлине – экспонаты, любопытные факты, цены, полезные советы

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, любители путешествий и профессионалы) Наверняка вы знаете, что в список объектов ЮНЕСКО могут попасть только самые значимые культурные объекты, в том числе и музеи. Музей Пергамон в Берлине находится в списке ЮНЕСКО.

Мы предлагаем, прямо сейчас, заглянуть в просторные залы и узнать: Почему этот музей — один из лучших в мире? Что такое особенное хранится в его коллекциях? Почему этот музей стоить посетить не только любителям исторических фактов и загадок? На все эти вопросы мы дадим ответы.

Немного истории

Пергамон (Pergamonmuseum) — один из легендарных музеев мира и самый посещаемый музей Германии.

В 1901 году двери музея открылись для первых посетителей. Но уже через 7 лет здание было снесено и в 1910 году началось строительство нового здания музея (каким мы видим его сейчас) в неоклассическом стиле. Проектировщиками выступили Альфред Мессель и Людвиг Хофман. Из-за нехватки средств постройка была завершена только в 1930 году.

Берлин. Вход в музей Пергамон

Название музею дала археологическая находка огромной важности — алтарь, найденный на территории некогда принадлежавшей Пергамскому царству, в древнем городе Пергам или Пергамон. Сейчас город называется Бергама. И находится он в Турции.

Верхняя часть алтаря с колоннами стоит на фундаменте (фризе) длиной 120 метров и мраморной лестнице. Ширина её ступеней 20 метров. Фриз украшен горельефами, изображающими битву Зевса с титанами. Время создания алтаря: 180-160 годы до нашей эры.

Анализ изображений на фризе позволил определить, что алтарь посвящён Зевсу. В древнем мире Алтарь Зевса называли одним из чудес света. В наше время это — первый и самый ценный экспонат музея.

Как видите, сооружение монументальное и требует зал соответствующих размеров.

Первое здание музея строилось специально для Пергамского алтаря. Отсюда и название — Пергамский музей или просто Пергамон.

Во время Второй Мировой войны здание пострадало от бомбардировок Берлина в 1941 году, потом в 1943 и уличных боёв 1945. Коллекцию ценных экспонатов удалось сохранить не всю. От прямого попадания бомбы был частично разрушен фриз из Мшатты, от зажигательной бомбы сгорела часть прекрасных ковров.

Читайте также:  Камбрильс (Испания): достопримечательности, фото

Подавляющую часть экспонатов советская армия в увезла в СССР как трофеи. Большинство из них в 1958 году наша страна в качестве жеста доброй воли вернула Германии, но не всё. Споры продолжаются до сих пор. Главный экспонат Пергамона — Алтарь Зевса музей Пергамон обрёл вновь.

Перед тем, как вывезти ценнейшие экспонаты из нашей страны, в СССР прошла выставка «трофеев».

Как все начиналось

Немецкий инженер-железнодорожник Карл Хуман, студент Берлинской академии архитектуры стал замечать, что чувствует себя всё хуже. Доктора определили, что у молодого человека туберкулёз. Тогда Карл решил сменить вредный для него климат на более подходящий для здоровья. Выбор пал на территорию Османской империи. В 1861 году инженер и, что для нас важно, — архитектор переехал в Стамбул.

Работа для него нашлась интересная — он участвовал в раскопках на островах, когда-то входивших в состав Древней Греции, составил карты Балканского полуострова, побывал в местах, знакомых нам по древнегреческим мифам, Илиаде и Одиссее. Не ушло от его внимания и место, где, как предполагали археологи, находилась столица Пергамского царства — городе Пергаме. Кстати, знаменитый Крез был царём этого города.

Сейчас холм, на котором стоял акрополь выглядит так

Зимой 1864 — 1865 года, прибыв на место, Хуман обнаружил многочисленные руины и фрагменты скульптур. Причём многие в хорошем состоянии. Находка судьбоносная для археологов, но Османскую империю руины не волновали. Совсем. Поэтому полноценных археологических раскопок здесь никогда не проводилось.

Места, где проходили раскопки

Османскую империю интересовали новые дороги. В 1867 году Карл Хуман вновь начинает работать по своей профессии — инженером и занимается строительством железных дорог в Малой Азии. Судьба это или случайность, но инженеру был поручен участок строительства как раз там, де он обнаружил останки древнего города. Новая дорога должна была пройти через Пергамон.

Одно из зданий Асклепиона

Всё, что мешало строительству должно быть сожжено и уничтожено. Всё, что хранил древний город в течение тысячелетий, должно пойти в качестве укрепляющего насыпь железной дороги материала. Попросту говоря, использовано как щебень.

Годы ушли на то, чтобы убедить турецкие власти отложить строительство в этом месте и добиться разрешения на проведение настоящих серьёзных раскопок.

Наконец, в 1878 году было получено официальное разрешение на год. В Пергамон приехали археологи. Спонсором работ стал директор берлинского Музея скульптуры.

Находки были потрясающие. Но гордостью будущей коллекции стал Пергамский алтарь. Археологам по фрагментам удалось воссоздать западную сторону этого культового сооружения.

В память о Карле Хумане в музее установлен бюст.

Мне очень нравится, как Греция относится к своим историческим объектам. В местах, где проводились раскопки, ухоженные сайты. Что можно отреставрировать и собрать, собирают, на что пока денег нет, — консервируют до лучших времён. И в этом же историческом месте находится музей с найденными во время раскопок предметами и произведениями искусства. ( Дельфы например).

Сейчас Турция предъявляет права на экспонаты берлинского музея. Ситуация интересная: территория древнего города принадлежит современной Турции, значит и вывезенные с неё ценности — турецкие. Надо бы вернуть их народу.

Так когда-то выглядел Акрополь Пергамона

С другой стороны, если бы немцы со свойственной им педантичностью, не вывезли тогда всё, что можно было сохранить, то не видать бы нам сегодня Пергамона. Если бы время и средства позволили, думаю, они вывезли бы и то что осталось вместе с холмом и землёй.

Мы Галей были в Бергаме и не заметили у турок особого интереса к местам раскопок. На самих сайтах чисто, но вот перед входом в Асклепион, например, — реальная помойка. Посетителей было мало. В основном группы любопытных японцев. Мы отлично прогулялись без толпы и суматохи.

В самом городке мы слегка заблудились. Стали спрашивать дорогу у местных, оказалось, что они или не знают, о чём мы спрашиваем, или не знают, как пройти, потому что сами там ни разу не были. Наконец, один турок рассказал, что на холм нужно добираться по канатной дороге и махнул рукой в направлении остановки.

В Берлине же совсем другое дело — тысячи людей со всего мира прямо-таки рвутся в музей. И не зря!

Друзья, теперь мы есть в Инстаграм . Канал о путешествиях, историях из поездок. А так же лайфхаки, полезности, маршруты и идеи для ваших путешествий. Подписывайтесь, у нас интересно)

Ценная коллекция

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Античное искусство (Antike Architekturen)

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения. Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных.

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Время работы:

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей+панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Официальный сайт: www.smb.museum

Заказать экскурсию

Вы можете воспользоваться услугами профессионального русскоговорящего экскурсовода. Есть экскурсия «Пергамский музей. Истории необычных экспонатов». Заказать её можно здесь .

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam , район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Как добраться до музея

Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.

  • Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
  • На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.

Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3

Что посмотреть рядом

Музей на карте

Путешествуйте с улыбкой, путешествуйте с наслаждением! А мы будем стараться и дальше помогать вам с этим. Подписывайтесь на обновления нашего блога. И до скорого!

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (9)

2016-02-27 в 16:03

У меня своя, несколько отличная точка зрения. Нигде, как в Турции я не видел такого количества сохраненных памятников истории, принадлежащих другой, а с точки зрения турок и «неверной» культуре. Заметили некоторую заброшенность в Бергаме? А как вам Эфес? И многие десятки других памятников?

Что касается незаинтересованности местных жителей – она вполне объяснима. Большинство населения в провинции живет довольно тяжелой жизнью: семью бы прокормить. Даже на бытовом уровне мало кто знает о городке, расположенном в каких-нибудь 50-ти километрах от родной деревни. Да и чем там, в Бергаме, интересоваться, если почти всё педанты вывезли?

И уж кому-кому, а не нам, порушившим не только памятники предшественников-язычников (единокровных, кстати), но и родовые усадьбы своей элиты, и большинство церквей и монастырей, кивать в сторону турок или кого бы то ни было.

2016-02-28 в 20:40

Да уж. Похожи мы с турками) Когда писала статью, мысленно гуляла по Берлину. Пристроилась к немцам, которые очень аккуратны к своей истории. На улицах, в соборах, даже в ресторанчиках стоят стенды или висят картины, как это место выглядело раньше.

А Эфес — это сказка! Народу, действительно, много. Даже когда термометр зашкаливает на 43-45 градусах по Цельсию, бродят туристы по древним улицам. И местные и приезжие.

2016-03-14 в 12:04

Посетили Бергам ,Эфес и Трою в октябре 2015г. Были восхищены!Очень жаль,что алтарь Зевса не на своем месте. Теперь мечтаю посетить Берлин.

Подскажите,говорят ,что музей закрыт на реконструкцию до 2017г.,

2016-03-14 в 15:35

В Берлин надо съездить) В музее Пергамон, действительно, идёт реконструкция, но это не значит, что музей закрыт. Это ж немцы! У них всё продумано и сделано удобно. Так, чтобы посетители не ушли разочарованными. В сентябре 2014 года началась реконструкция зала с Пергамским алтарём. Должна продлиться 5 лет. Потом начнётся усовершенствование других залов до 2025 года. Но музей работает. Ценные экспонаты увидеть можно. Музей потрясающий.

2016-04-29 в 21:04

Т.е. увидеть этим летом Пергамский алтарь не получится? Печально! Интересно, а какие еще залы со знаковыми экспонатами сейчас не доступны? Можно ли увидеть Милетский ворота или ворота Иштар?

Будем в Берлине в середине июня. Летом, говорят, в Пергамон большие очереди на вход. Надо ли покупать заранее через Интернет билеты, или если придти к открытию, то пройдешь спокойно?

2016-09-22 в 21:14

В августе были в музее Пергамон и проверили информацию:

Милетские ворота и ворота Иштар увидеть можно. Пергамский алтарь в зале, закрытом на реконструкцию и увидеть его пока невозможно.

Очереди есть, но они очень быстро проходят. Мы купили очень удобную гостевую карту Welcome card, но в очереди пришлось постоять (10-15 минут). Пройдете спокойно.

2017-05-24 в 09:04

Будьте добры, проясните — в понедельник Пергамон открыт или нет? В конце обобщающей статьи по музейному острову написано, что «Будьте внимательны: понедельник – выходной день!». А в конце этой страницы «Музей открыт каждый день.» Я не нашла часов работы на оф.сайте. Можете дать ссылку? Заранее спасибо за внимание!

2017-05-24 в 22:55

Добрый день. Пергамон работает ежедневно. В понедельник он также открыт для посещения. Ссылка на официальную страницу музея дана в статье. Там вы найдете адрес, время работы и стоимость билета.

2019-05-22 в 20:34

все мы слышим о каких то инопланетянах о каких то цивилизациях. но то что оставили или то что украли у греков это нельзя описать. мне на ум пришли стихи Пушкина. я памятник воздвиг себе не рукотворный. так ж и греки воздвигли и сотворили.

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

6000 лет истории в одном месте

Музей Пергамон в Берлине — это поистине один из величайших музеев современности. В этом легендарном месте, построенном для одного экспоната, сейчас их 270 000, иллюстрирующих историю культуры за 6 000 лет. Самый новый из музеев Музейного острова, тем не менее самый посещаемый и самый фотографируемый

Читайте также:  Достопримечательности Ниццы и окрестностей: фото, описание

Примерно в 3–4 классе мне подарили «Книгу для чтения по истории Древнего Мира». Не помню точно. Детскую, с картинками. С этого началось на всю жизнь увлечение историей, в основном древней и средневековой. В 5 классе откровенно зевал на уроке истории, потому что к тому времени учебник для 5 класса по истории Древнего мира был прочитан от начала до конца и от конца до начала. С Пергамским музеем, или музеем Пергамон, некоторые экспонаты из которого были иллюстрацией в тех учебниках, ждал встречу долго, к этим экспонатам шёл, как к старым знакомым.

К сожалению, одно из главных чудес музея, знаменитый Пергамский алтарь, ради которого и было построено само здание, минимально до 2023 года закрыт на реставрацию, включая добрую половину музея. Поэтому — фотография алтаря из интернета.

Немецкий инженер Карл Хуман был немного и археологом. Он строил в Турции по контракту железную дорогу и мосты. При работах в 1878 году наткнулся на 120-метровый фриз высотой 2 метра, изображавший борьбу богов и героев древнегреческой мифологии. Берлинские учёные быстро определили, к чему относится фриз. Потому что огромный мраморный алтарь в столице древнего Пергамского царства, построенный в III веке до н. э. в честь победы над врагами, был достаточно хорошо описан ещё античными современниками. Это было время, когда и Рим мог похвастаться своими первыми историками.

Из-за землетрясения алтарь разрушился и постепенно оказался полностью под землей. К сожалению, немцам удалось извлечь из-под земли только переднюю часть алтаря вместе с боковыми фризами и триуфальной лестницей. А полностью выглядело сооружение примерно так.

Артефакты совсем не интересовали турок. Крестьяне уже давно выкапывали куски мрамора, фрагменты скульптур, пережигали их в печах и получали известь. Хуман был в шоке. Он убедил отдать ему всё, что осталось, для раскопок и вывоза, как часть оплаты за работу немецких инженеров. Османы с радостью отдали «ненужные глыбы» в собственность Германии, вероятно, ещё и потирая руки, какую выгодную сделку они произвели с «глупыми» немцами.

Раскопки продолжились несколько лет, удалось спасти только часть. На ослиных повозках камни перевозили к побережью, перегружали на немецкие корабли и отправляли в Берлин. Но когда реликвию доставили в Берлин, оказалось, что даже для передней части алтаря нет в городе здания. В 1890 году решили построить для него новое здание. И в 1901 году Пергамон-музей открыли. Конечно, с расчётом и на другие экспонаты, которыми он стал быстро заполняться. После доставки ворот Иштар и других артефактов с востока музей расширили, современное здание сформировалось к 1930 году.

К счастью, все остальные значительные экспонаты остались в той части музея, которая сейчас открыта. Мелкие, конечно, наполовину там и там.

Ворота Милетского рынка. Милет был самым крупным и богатым ионийским городом в Малой Азии, портом на Эгейском побережье. Раскопки в Милете делались под руководством немецкого археолога Теодора Виганда.

Эти ворота, обнаруженные им, были построены во II веке н. э. и соединяли Южный рынок с широкой центральной площадью. К началу XX века немцы уже в деталях знали, как надо общаться с турками. За небольшой бакшиш они вновь с радостью дали вывести ненужные и неинтересные для них камни из Милета в Германию, куда ворота и были доставлены в 1708 году.

Стелла с законами Хаммурапи. Вавилон значительнейшая веха в истории цивилизации. С позиции современника всё древнее далеко и коротко. На самом деле после Рождества Христова прошло 2018 лет, а до него государства развивались минимально 3 000 лет. Вавилон, по сути, первый мегаполис, возник не позднее 2 400 года до нашей эры, а прекратил существование практически на рубеже летоисчислений. Так что Вечный Рим на сегодняшний день старше Вавилона всего лет на триста. Но осталось, согласен, мизер, остальное кануло в веках. Поэтому стелла с законами Хаммурапи, найденная французами в 1901 году — подарок для исторической науки. Законодательный свод был создан при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э., и оказывал влияние на правовую культуру Древнего Мира почти два тысячеления. Нормативное содержание и юридические конструкции были переработаны лишь позднейшим правом Древнего Рима, которое и лежит в основе всей юридической науки до сих пор. На стелле найдёте всё — и параграфы о уважении личности и частной собственности, и о правилах операций с движимым и недвижимым имуществом, семейное право, о правилах торговли, торговых сделок, пошлинах.

Если Законы Хаммурапи из древневавилонского периода, то великолепные Ворота Иштар — из Нововавилонского царства, разделяет их больше тысячи лет. Восьмые ворота Вавилона были построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора II. Меньше, чем через 100 лет Вавилонское царство прекратит своё существование и войдёт в состав поистине Великой Персидской империи. Как город, конечно, Вавилон сохранится ещё на 400 лет.

В 1851–1854 годах в Междуречье работали французские археологи. Они прошли буквально над Вавилоном, не придав значения куче холмов. Нашли в пыли и несколько глазированных кирпичей, но не придали никакого значения и этой находке. Что означали эти кирпичи, понял только в 1897 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, именно он и отыскал Вавилон. Археологи раскопали остатки крепостных стен с башнями, фрагменты царского дворца, улицу религиозных процессий, остатки храма Мардука и прочие здания. Многие были в руинах, но ворота Иштар хорошо сохранились, только вся плитка с них попадала. Многие части ворот выглядели примерно так.

Археологи принялись искать все плитки с узорами, в основном они были синего цвета. К 1917 году плитки были систематизированы и сложены в несколько вагонов. Но внезапно Первая мировая добралась и до Междуречья, учёные бежали, захватив только документацию. Теодор Роберт Кольдевей, думая, что дело всей его жизни пропало, загрустил и умер через год. А всего ещё через пару лет ученик и заместитель Кольдевея Вальтер Андрая получил письмо из Ирака, где правительство сообщало, что немецкие археологи могут забрать свои ящики, заплатив некоторую сумму за хранение. Похоже, там понимали ценность находок ещё меньше, чем в Турции.

Вальтер Андрая вывез как переднюю часть ворот, так и всю облицовку, включая часть Дороги процессий. Началась кропотливая работа в Берлине. Плитки настолько за две тысячи лет пропитались солью, пролежав в солёной земле Междуречья, что их два года вымачивали, чтобы соль перестала разъедать их. А потом наступил процесс возвращения облицовки на своё историческое место. В 1930 году первые посетители смогли пройти через ворота Иштар.

На воротах быки чередуются с сиррушами. Это мифические животные, что-то среднее между драконом и грифоном, символом бога Мардука. Чешуйчатое тело, передние лапы льва, задние орла, хвост скорпиона, на тонкой шее голова змеи с раздвоенным жалом.

К воротам вела Дорога Процессий, львы символизируют Иштар — вавилонскую богиню войны, мудрости и сексуальности.

Идём среди экспонатов. На дальней стене часть облицовки дворца вавилонского правителя.

Ассирийские рельефы — каменные плиты, датируемые VII-м веком до нашей эры, со сценками охоты, войны, животными и мифическими существами.

Часть интерьера из дворца ассирийского царя

Masterplan Museumsinsel
A Projection into the Future

Navigation to pages with general information Overview of the Buildings

The Magnet for Visitors

Attracting more than a million visitors each year, the Pergamonmuseum is one of Berlin’s most visited museums. The building, which was designed by Alfred Messel, opened in 1930 and was the last of the five museums on the Museum Island to be inaugurated.

In the course of the complete renovation and enhancements based on the plans of architect O.M. Ungers, a fourth wing will be added to the Pergamonmuseum. That way, visitors will be able to enjoy a unique tour through the monumental architectural exhibits of Egypt, the Near East, Greece, and Rome. There will be several phases in the complete renovation and extension of the building; hence, it will not be completely closed to visitors at any time.

The Pergamonmuseum will be integrated into the Museum Island as a whole by means of a new entrance concept. It is expected that the Pergamonmuseum will be completely accessible to visitors again in 2025/26.

Links to Further Information

Pergamonmuseum

The Pergamonmuseum in the Future

The Pergamonmuseum faces the Kupfergraben, and a fourth wing will be added on that side. Due to this new connection, visitors will be able to take a complete, uninterrupted tour through the architectures of antiquity. That floor of the museum will be directly accessible from the James-Simon-Galerie. In the course of the complete renovation, both the bridge over the Kupfergraben and the tempietto entrance in the Court of Honor will be rebuilt. The Court of Honor, which is enclosed by the four wings of the building, will become a hub with passages that allow visitors to access the entire Museum Island even outside the opening hours.

Complete Renovation and Extension

The complete extensive renovation of the Pergamonmuseum is being carried out without interrupting the overall operation of the museum. In fall 2012 the north wing was closed and the basement under the Court of Honor cleared. The heart of the museum, the Hall of the Pergamon Altar located in the central structure of the building, has been closed to the public since fall 2014. The entire south wing, featuring, among other things, the Market Gate of Miletus, the Ishtar Gate and the Processional Way of Babylon, will be open to the public during that first phase of the renovation. The plan is to reopen the north wing and Pergamonsaal in 2019. After that, in a second building phase, the south wing will be renovated and the fourth wing built. Prior to starting the complete renovation, urgent measures for danger prevention had already been undertaken at the Pergamonmuseum, and the cornice was renovated between 2007 and 2009.

Architectural Competition and Offices Involved

In 2000, tenders for a competition were invited for the complete renovation and extension of the Pergamonmuseum. The winner of the first prize was O.M. Ungers (Cologne). Based on the design plans submitted by the office of O.M. Ungers, the future layout and look of the Pergamonmuseum were decided upon in February 2006. After Unger’s death in 2007, the Pergamonmuseum Working Group was commissioned to plan and realize the construction works. The Working Group consists of the architects’ office Kleihues + Kleihues Gesellschaft von Architekten mbH (Berlin) and the BAL Bauplanungs u. Steuerungs GmbH (Berlin). Up to his death in July 2012, Walter A. Noebel (Berlin) was part of the Working Group Pergamonmuseum as well.

Collections in the Pergamonmuseum

The Pergamonmuseum houses parts of the Collection of Classical Antiquities, the Museum of Islamic Art, and the Museum of the Ancient Near East. The objects from these collections will be exhibited in the Pergamonmuseum in the future as well. As soon as the renovation is completed, the museum will additionally present the monumental architecture of the Egyptian Museum. The Pergamonmuseum will have a clear structure in terms of content: each collection, including the architectural exhibits associated with it, will be presented in one of the wings. That way, the Ancient Architectures Tour will be created on one exhibition level. When it opened in 1930, the then new exhibition venue was shared by four museums: the German Museum in the north wing, the Pergamonmuseum (Department of Antiquities) in the central structure, and the Museum of the Ancient Near East and the Islamic Museum in the south wing. Part of the collections was destroyed during World War II, and many objects – including the frieze panels of the Pergamon Altar – were taken to the Soviet Union. Individual museum rooms were reopened from 1953 onward. However, all showrooms of the building were not reopened until the majority of confiscated objects had returned in 1958/59. Instead of the German Museum, the north wing henceforth accommodated the Collection of Classical Antiquities, the Museum of East Asian Art, and the Museum of European Cultures.

Historical Views

Opening in 1930, the Pergamonmuseum was the last of the buildings on the Museum Island to be opened. It was designed by Alfred Messel from 1906 onward. After Messel’s death, it was built by Ludwig Hoffmann under extremely difficult conditions in terms of finance, cultural policy, and engineering. A fourth wing at the Kupfergraben and a portico in the central forum were not realized. Due to its unique exhibition program, the Pergamonmuseum quickly became one of the most visited museums in Berlin. It suffered heavy damage from airstrikes in 1945. Rebuilding measures were undertaken between 1948 and 1959. In the early 1980s, an entrance pavilion was built for the growing streams of visitors.

Читайте также:  Крит: достопримечательности, фото, что посмотреть

Entrances

The entrance situation of the Pergamonmuseum will significantly improve in the future. A new tempietto entrance in the Court of Honor will replace the pavilion, which was built between 1980 and 1982. From there, visitors will be able to either reach the main exhibition level or directly access the Archaeological Promenade. The north and south wings will be directly accessible from the Court of Honor via two new entrances. Visitors will reach the Court of Honor over a barrier-free bridge. In addition, there will be a direct access from the James-Simon-Galerie to the main exhibition level of the Pergamonmuseum featuring the Ancient Architectures Tour.

Пергамский музей

Знаменитый Остров музеев в центре Берлина содержит много достопримечательностей, но среди них особое место занимает Пергамский музей (Pergamonmuseum) — он является самым посещаемым в Германии. Туристы из разных стран съезжаются сюда, чтобы увидеть уникальные экспонаты из Пергама — античного города, основанного еще в 12-м веке до нашей эры. Они, а также произведения древнего исламского и азиатского искусства, составляют коллекцию неизмеримо высокой ценности, которая включена в список ЮНЕСКО.

История музея

Предпосылкой к созданию музейного комплекса послужило следующее событие — в 1878 году Карл Хуман во время строительства дороги случайно нашел части античного 120-метрового фриза с барельефами героев и богов. Это и был тот самый Пергамский алтарь Зевса, который сегодня является жемчужиной музейной коллекции.

Когда находку привезли в Берлин, оказалось, что выставить ее для всеобщего обозрения фактически негде. И тогда было решено построить Пергамон — отдельное здание, которое вместило бы не только этот артефакт, но также собрание античной и древнеазиатской скульптуры. В 1901 году был открыт первый музей, однако вскоре стало понятно, что постройка имеет существенные дефекты фундамента и ее нужно сносить.

Строительство второго здания под руководством архитектора Альфреда Месселя было начато в 1907 году, но в 1909 году мастер умер, и его дело продолжил Людвиг Хофман. Работа продвигалась медленно, вначале помешала Первая мировая война, а после — экономический кризис, и лишь в 1930 году музейный комплекс наконец-то принял первых посетителей.

К сожалению, на этом несчастья в истории Пергамона не закончились — во время Второй мировой войны здание было полуразрушено вследствие воздушных бомбардировок, а в 1945 году многие экспонаты были вывезены в СССР. Часть из них после вернулась в Германию, но некоторые и сейчас еще хранятся в Москве и в Санкт-Петербурге.

Часы работы

Берлинский Пергамон открыт ежедневно, без выходных.

Режим работы: с 10:00 до 18:00. По четвергам он закрывается немного позже — в 20:00.

Имейте в виду: за 30 минут до конца рабочего дня кассы перестают продавать билеты, а в музейные залы не допускаются новые посетители.

Часы работы в праздничные дни могут измениться, перед визитом лучше уточнить это на официальном сайте.

Как добраться до музея Пергамон

Музейный комплекс Pergamon museum находится на так называемом Музейном острове в центре Берлина.

Как доехать общественным транспортом:

  • На метро U-Bahn — по ветке U6 до остановки Фридрихштрассе;
  • На городском поезде S-Bahn — маршрутом S1, S2, S25 до остановки Фридрихштрассе;
  • Автобусами № 100, 200, N2 до парка Люстгартен, а дальше около 10 минут пешком;
  • Трамваями № 12 или М1 до улицы Купферграбен, а после около 3 минут пешком.

Как попасть на Музейный остров пешком: по мосту Монбижу (Monbijoubrücke), который проходит через оба рукава Шпрее.

Адрес: Bodestraße 1-3, Берлин.

Пергамский музей на карте

Экспозиции

Коллекция Пергамского музея состоит из трех частей — античного собрания, предметов переднеазиатского искусства и древнего исламского искусства. По сути это три отдельные экспозиции, объединенные в один комплекс.

Античное собрание — данная часть музея вмещает произведения искусства Древней Греции и Древнего Рима: скульптуры, части мозаики, украшения. Кроме алтаря Зевса, еще одним крупным и привлекающим массу внимания экспонатом являются ворота Милетского рынка, датируемые 1-м столетием нашей эры.

Переднеазиатский музей — коллекция, состоящая из нескольких тысяч артефактов, найденных на территории Ближнего Востока, современной Сирии, Турции и Египта. Это произведения искусства и предметы быта ассирийской культуры, вавилонской и шумерской цивилизации. Возраст самых древних из них — более 6 000 лет! Наибольшую ценность в этой экспозиции имеют остатки Вавилонской башни, ворота Иштар, части парадного зала Навуходоносора II, шумерские глиняные таблички 7-го тысячелетия до нашей эры, а также фрагменты кирпичной мозаики Дороги процессий.

Музей исламского искусства — собрание экспонатов разных эпох с 7-го по 19-й века. Здесь представлены украшения, ковры, каменные рельефы, произведения каллиграфии, михрабы и другие изделия исламских народов, живших на территории Египта и Ближнего Востока. Самыми интересными из них являются каменный фриз из Мшатты, два михраба (молитвенные ниши в мечети) — из иранского города Кашана и турецкого города Коньи, а также несколько старинных ковров. Один из самых масштабных экспонатов — Аллепская комната со стенами, сплошь укрытыми восточными коврами 17-го столетия и резными панелями.

Панорама древнего Пергама — одно из новшеств Пергамского музея, появившееся в 2011 году. Это огромный зал высотой 24 метра, в котором воссоздана обстановка старинного города: шумный рынок, библиотека и сами пергамцы на городских улицах. Для полного эффекта присутствия включается подсветка и звуковое сопровождение.

Что обязательно посмотреть

В Национальном Пергамском музее не так много экспонатов, если сравнивать его с другими комплексами такого же масштаба. Однако каждый из них уникален, а многие отличаются впечатляющими размерами, занимая целые залы.

Наиболее значимые экспонаты
  • Большой алтарь Зевса — обнаруженный немецким инженером, он стал одной из самых ярких археологических находок времен древнего города Пергама. Сегодня реконструирована половина самого алтаря и восстановлена ведущая к нему лестница. Это сооружение огромных размеров, ведь только фриз, украшавший колонны, имеет высоту около 2-х метров. На нем высечены барельефы с изображением битвы мифологических героев и древнегреческих богов.

  • Вавилонские ворота Иштар — один из восьми проходов за крепостные стены легендарного Вавилона, реконструированные по найденным фрагментам. На синей мозаике видны барельефы с фигурами желтых львов, быков, а также мифических сиррушей — странных существ, похожих на доисторических ящеров.

  • Дорога процессий — керамическое панно, украшавшее нижнюю часть стен по обе стороны дороги, которая вела от ворот Иштар к храму Мардука. Несложно заметить, что мозаика дороги выполнена в одном стиле с оформлением ворот (все те же желтые львы на синем фоне).

  • Михраб из Коньи — молитвенная ниша, облицованная цветной плиткой. Некогда она была частью мечети на территории одного из древнейших городов Турции и указывала направление на Мекку.

  • Ассирийские рельефы — каменные плиты, датируемые 7-м веком до нашей эры, со сценками охоты, животными и мифическими существами.

Интересный факт: немецкий археолог Кольдевей, который обнаружил ворота Иштар и занимался их реконструкцией, был убежден в том, что сирруши — вовсе не мифологические персонажи, а реально существовавшие животные.

Для подробного ознакомления с Пергамским музеем рекомендуем посмотреть видео ниже.

Стоимость билетов

Билеты в Пергамон можно приобрести в кассе или купить онлайн через сайт. Для групповых визитов необходимо предварительное бронирование.

    Для взрослых — 12 евро (

1 047 руб. ) ;

  • Для детей до 18 лет — бесплатно.
  • Пергамон — это уникальное собрание исторических артефактов возрастом в несколько тысяч лет, однако он лишь один из музейных комплексов острова. Кроме Пергамского, здесь находятся еще Старый и Новый музеи, Боде и Национальная галерея. Все пять объектов очень интересны и, по отзывам опытных туристов, если уж вы попали на остров — стоит посетить каждый из них. Для этого будет выгодно приобрести карту Berlin WelcomeCard museum — она дает право бесплатного посещения всех музейных комплексов острова, а также бесплатного проезда на транспорте.

    Берлин: музей Пергамон

    В полдень следующего дня мы прибыли в Берлин. Погода продолжала радовать.

    Музейный остров в Берлине. Пергамон

    В Берлине мы прямиком отправились на Музейный остров, где намеревались посетить музей Пергамон. Давно я туда стремилась, ведь в этом музее собраны такие жемчужины древнего искусства, как ворота Иштар из Вавилона, ворота Милетского рынка и – самый знаменитый экспонат – Пергамский алтарь. Немецкие археологи много чего интересного привезли на родину из своих экспедиций.

    Музей оказался потрясающим. Буквально на входе посетитель оказывался у подножия огромных ворот Иштар, отделанных глазурованной плиткой цвета кобальта. Рядом стоял черный длинный камень с высеченным на нем законом Хамурапи (копия). В следующем зале – огромные ворота из города Милет, отчасти напоминающие библиотеку Цельса в Эфесе. Еще в этом зале были мозаики, скульптуры и барельефы из Пергама.

    Прошлись Дорогой Процессий к воротам Иштар.

    Пергамский алтарь нас сразил наповал. Немцы не пожалели музейного пространства и представили его во всей красе. Собственно, сам музей был построен именно для этой сенсационной находки.

    Можно было взобраться по крутым ступеням на самый верх алтаря, туда, где когда-то древние греки приносили жертвы богам и где сохранились фрагменты мозаики – птицы на черном фоне. Фриз алтаря украшен скульптурами на тему битвы богов и титанов. Многие скульптуры сильно пострадали, но и сохранившиеся фрагменты впечатляют.

    Барельеф Битва богов и титанов

    После алтаря мы, честно говоря, уже готовы были покинуть музей, полагая, что лучше этого мы здесь ничего уже не увидим.

    Но – остались, конечно, и нашли еще много всего интересного, сотворенного шумерами, ассирийцами, вавилонянами: диковинные животные в виде скульптур и барельефов, высеченные в камне письмена, фрагменты фигурной кирпичной кладки, изразцы.

    На втором этаже представлено исламское искусство. В приглушенном свете мерцали великолепные михрабы, купола, покрытые изощренными узорами.

    И еще был один зал, который потряс нас, пожалуй, не меньше Пергамского алтаря. В просторном этом зале располагался фриз из Мшатты – лента из каменных блоков (высотой метров 8-10), сплошь покрытая вырезанными в камне узорами.

    Обнаружили ее в иорданской пустыне немецкие археологи и тут же отписали кайзеру Вильгельму 2-му, дескать, тут такой шедевр, надо срочно выкупить. Кайзер послал султану письмо, а тот ответил, что с удовольствие подарит эту каменюку дорогому кайзеру, поскольку никаких священных текстов на ней нет и потому большой ценности она не представляет.

    В общем, понравился нам этот музей чрезвычайно. Три чудесных музея мы посетили в эту поездку: Старую Пинакотеку в Мюнхене, Пергамон в Берлине и музей д’Орсе в Париже.

    Вышли из Пергамона – солнце уже клонилось за крыши домов, но воздух еще был наполнен светом и бодрящей январской ясностью. Зашли в Новую вахту, в темной глубине которой стоит единственная скульптура – Пьета Кете Колвиц.

    Скульптура Кете Колвиц «Пьета»

    Сама Кете в войну потеряла сына, и тема оплакивания матерью погибшего сына все время присутствовала в ее творчестве.

    Жандарменмаркт — самая красивая площадь Берлина

    Свернув с Унтер ден Линден, мы миновали приземистый, с шароподобным куполом собор св. Ядвиги (он был построен по «мотивам» римского Пантеона)

    Собор св. Ядвиги

    и вышли на одну из красивейших берлинских площадей – Жандарменмаркт — прямоугольник, с театром в центре и двумя церквями-близнецами по краям. Одна из церквей называется Французской, она была построена для французов-гугенотов, вынужденным покинуть родину. Напротив Французской стоит Немецкая лютеранская церковь.

    На краю площади в одном из кафе мы перекусили. И отправились на Александерплац.

    Остаток вечера был отдан шопингу, весьма поверхностному. А в 9 вечера мы загрузились в поезд Париж – Москва и отправились на восток.

    В путешествии поездом есть много неудобств. Неудобны и тесны европейские купе с тремя полками одна над другой, распахивающиеся в коридор двери. Помимо этого поезд Париж-Москва еще и очень неудобно прибывает. На Белорусский вокзал мы приехали в час ночи, так что пришлось брать такси. И на следующее утро идти на работу не выспавшись.

    Но что такое мелкие бытовые неудобства по сравнению с приобретенными впечатлениями! Про недосып забыто. Остались воспоминания о красоте. Остался новогодний Париж, и Баварские замки, заснеженные Альпы, гладь Женевского озера, вечерняя Женева с увлекательным рассказом, зачарованный Люцерн и Цюрих на фоне дождя. И берлинский Пергамон, конечно, тоже

    Промокоды
    При покупке тура на Travelata
    -скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. – по промокоду AF300putevye
    -скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. – по промокоду AF500putevye

    Ссылка на основную публикацию