Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания): экспонаты, интересные факты, график работы

Музей Гуггенхайма

Испанский город Бильбао богат историческими достопримечательностями и садами, но до 1997 года здесь не было какой-то изюминки, ради которой сюда хотелось бы приехать. Благодаря архитектору Фрэнку Оуэну Гери, на набережной реки Нервьон появился удивительный музей Гуггенхайма (Guggenheim Museum). Он является одним из шести филиалов центров современного искусства, который работает от Фонда Гуггенхайма.

Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао

Здание музея построено в стиле деконструктивизма и напоминает футуристический космический корабль или необычное морское судно. Облицовка стен состоит из тысяч титановых пластин общей площадью 24 000 кв.м, напоминающее рыбную чешую. В дневное время здание переливается матовым металлом, а на закате становится золотым. Центральный атриум напоминает огромный металлический цветок, от него расходятся «лепестки», в которых находится ряд последовательно примыкающих помещений для выставок.

При безветренной погоде посетители музея могут увидеть как музей окутывает дымкой тумана. Это проект Фуджику Накайа, который спрятал специальные установки по периметру строения. Такого вы больше не увидите нигде в мире.

В одном из интервью газете The New York Times архитектор Филип Джонсон назвал музей Гуггенхайма в Бильбао «величайшим зданием современности».

Экспонаты: что посмотреть в музее изобразительных искусств в Бильбао

Еще не заходя внутрь здания, у посетителей не остается сомнений, что им предстоит познакомиться с необычайно замысловатыми экспонатами. Внимание привлекает абсолютно каждая деталь.

«Цветочная собака»

Фасад музея охраняет 13-метровая цветочная собака (Perro de la flor) по кличке Пуппи. Скульптор и художник Джефф Кунс взял за основу образ щенка шотландской породы west highland white terrier. «Шерсть» собаки состоит из 70 000 цветков. Тут и бархотки, и ноготки, и петунии, и магнолии и др. Как только цветы отцветают, их тут же заменяют новыми.

Изначально скульптура была предназначена для выставки в Германии в 1992 году, после чего планировалось разобрать экспонат на клумбы. Но планы поменялись, и собака пробыла в Германии до 1995 года. Затем скульптуру демонтировали и перевезли в Австралию, на площадь Музея современного искусства в гавани Сиднея, где она простояла два года. К открытию Guggenheim Museum инсталляцию привезли в Бильбао, где она находится по сей день.

«Тюльпаны»

Еще одна работа американского художника Джеффа Кунса — «Тюльпаны». Инсталляция размещена на специальной платформе под козырьком здания, но увидеть ее можно только, купив билет в музей и пройдя первый этаж. «Тюльпаны» выполнены из нержавейки, покрытой цветной глазурью. На вид инсталляция выглядит, как шарики из хрупкого стекла. К слову, Джефф Кунс создал 5 версий «Тюльпанов», подобные композиции можно увидеть в Нью-Йорке, Санта-Монике, Лас-Вегасе.

Паук «Мама»

Скульптура громадной 9-метровой паучихи носит имя Maman и принадлежит живописцу и скульптору Луизе Буржуа. Конечно, возникает вопрос, почему столь устрашающая инсталляция называется «Мама». На самом деле, Луиза Буржуа в своих работах испытывала особую страсть к паукам, поэтому Maman — это ничто иное как отражение теплых и дружеских чувств к родной матери скульптора. А так как мать была ткачихой, то и аналогия с пауком, по мнению автора, вполне логична.

«Красные арки»

Сразу за пауком находится мост La Salve с красными арками — вот эти самые арки также являются скульптурой и относятся к музею Гуггенхайма. Работа победила в конкурсе, проводимом к 10-летию музея, и принадлежит художнику-концептуалисту Даниэлю Бюрену.

«Высокое дерево и глаз»

Пройдя чуть ниже к реке, перед вами откроется скульптура «Высокое дерево и глаз» (Tall Tree and the Eye) Аниша Капура. 14-метровая инсталляция, напоминающая цепь ДНК, состоит из 73 стальных сфер диаметром 1 метр. Шары выполнены из никелевой аустенитной нержавеющей стали.

Рамон Рубиаль Кавия и «Ворота Почтения»

Под мостом стоит скульптура, изображающая лидера Испанской социалистической рабочей партии — Рамона Рубиаля Кавия. А «идет» Рамон Рубиаль к «Воротам Почтения» (La Puerta de los Honorables), которые создал Касто Солано.

Осмотревшись снаружи музея Гуггенхайма, заходим в здание, чтобы оценить другие работы современного изобразительного искусства.

Общая площадь выставочных площадей занимает 11 000 кв. м, экспозиции представлены в 19 галереях. Самая большая галерея имеет площадь 3900 кв.м, здесь представлена инсталляция Ричарда Серра «Материя времени». Она представляет собой 8 монументальных скульптур, напоминающих лабиринты. Данная инсталляция создавалась скульптором на протяжении 9 лет и отмечена престижной наградой Принца Астурийского.

В одном из залов посетители могут увидеть одно из самых знаменитых полотен американского художника Энди Уорхола «150 разноцветных Мэрилин» (1979). Работа выполнена на холсте размером 201 x 1,055 x 6 см акриловыми и шелкографическим чернилами.

К слову, это не первая работа Уорхола с изображением Монро. В 1962 году, сразу после смерти актрисы, художник написал «Диптих Мэрилин». Работа состоит из двух полотен — 50 цветных и 50 черно-белых портретов кинодивы. Художник хотел показать контраст жизни и смерти главного секс-символа 50-х годов 20 столетия. Данная работа находится в Галерее Тейт (Ливерпуль).

У поклонников абстракционизма есть возможность увидеть работы испанского скульптора Хорхе Отейса: Empty Box with large opening, Metaphysical Box by Conjuction of Two Trihedrons, Study for the Emptying Sphere.

Также в постоянную коллекцию входят картины «Большая голубая антропометрия» Ива Кляйна, «Вилла Боргезе» Виллема де Кунинга, Phoenician Red Studio Роберта Мазервелла.

Безусловно, это лишь малая часть экспонатов из постоянной выставки. О других работах, а аткже временных экспозициях в музее Гуггенхайма в Бильбао можно узнать на официальном сайте: https://www.guggenheim-bilbao.eus/en/exhibitions/.

Информация для посетителей

Директор музея Гуггенхайма в Бильбао: Хуан Игнасио Видарте.

Адрес: Abandoibarra Etorb.,2 Bilbo, Bizkaia.

К слову, это центр города, поэтому множество отелей Бильбао сосредоточены именно здесь.

Как добраться

На метро: станция Moyua, выход Ercilla-Guggenheim.

На трамвае: трамвай №7 до остановки Guggenheim.

На автобусе:

  • маршруты 1, 10, 13, 18 и A, остановка Museo 1/Henao;
  • маршруты 13, 27, 38 и 48 на остановках Alda. Recalde 31 и 11 и Alda. Recalde 12;
  • маршруты 11 и 71 на остановках: La Salve / Igogailua и Campo Volantín / La Salve.

Как работает музей Гуггенхайма в Бильбао:

  • со вторника по воскресенье — с 10:00 до 20:00;
  • понедельник — выходной (в июле и августе понедельник является рабочим днем);
  • сокращенные дни (до 17:00) — с 10:00 до 17:00;
  • выходные дни: 25 декабря и 1 января.

Цены на билеты:

  • взрослый: € 13;
  • для студентов до 26 лет и пенсионеров: € 7,50;
  • для групп (более 20 человек): € 12;
  • детям: бесплатно.

Касса закрывается за 30 минут до конца рабочего дня. Также билеты можно купить онлайн на официальном сайте.

Музей Гуггенхайма в Бильбао: сомнительная достопримечательность

Музей Гуггенхайма в Бильбао является самым известным туристическим объектом этого баскского города. Причем сам музей появился сравнительно недавно — в 1997 году, но за эти годы Бильбао в сознании так тесно сросся с музеем Гуггенхайма, что, когда говоришь, что был в Бильбао, неизменно слышишь вопрос: «Ну, и как музей?». Какой – можно не уточнять: Гуггенхайма, разумеется.

История возникновения музея

Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.

В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.

Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.

Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.

Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.

Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.

В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).

В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.

За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.

Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.

Музей снаружи

Бытует мнение, что главный экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – само здание музея. Оно имеет совершенно невообразимые очертания и представляет собой соединение самых немыслимых объемов. Здание обязательно надо обойти, поскольку с каждой новой точки оно предстает совершенно в другом виде.

Его очертания напоминают и рыбу, и корабль, и цветок розы, и некое взвихренное пространство. Большая часть поверхности музея покрыта титановыми пластинами, которые придают зданию разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Много стекла. Часть музея, повернутая к деловому центру города, имеет более строгие очертания и облицована известняком из Гранады.

Пожалуй, самый выигрышный вид на музей Гуггенхайма — с противоположной стороны реки, от университета Деусто.

Вокруг музея расположены арт-объекты, дополняющие облик этого фантасмагорического строения. Во-первых, с музеем соединяется высокий мост Салве – мост буквально пронзает музей. Опора моста – ярко-красного цвета.

Под мостом на берегу реки возвышается металлическая паучиха Луизы Бурже – знаменитая скульптура под названием «Мама». В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Первый раз эту паучиху я повстречала в Стокгольме перед входом в музей современного искусства. Потом – в Москве, перед выставкой Луизы Бурже. И вот – третья встреча. Почему-то с каждым новым разом она мне нравится все меньше и меньше.

С другой стороны музея Гуггенхайма – со стороны городских кварталов – сидит симпатичный 12-тиметровый Щенок (Puppy). Вместо шерсти у него – цветы, и свой цвет Щенок меняет в зависимости от времени цветения тех или иных растений. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция создана американским скульптором Джеффом Кунсом. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. Щенок, безусловно, очень мил. Я бы сказала, что это самая позитивная часть музея Гуггенхайма в Бильбао.

Еще одна поделка Джеффа Кунса – букет разноцветных тюльпанов из нержавейки. Тюльпаны лежат на набережной и похожи на надувные.

Там же, на набережной – конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.

Около моста – оригинальный памятник уходящему в никуда человеку.

Экспозиции музея

Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.

Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.

Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.

Вид вниз с третьего этажа:

План музея Гуггенхайма в Бильбао

Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)

Читайте также:  Горнолыжный курорт Серр-Шевалье (Франция)

Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.

Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.

С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.

Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.

На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.

Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.

Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.

Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки

Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.

Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.

Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.

Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.

Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.

Путешествие по Испании (август 2016) — оглавление

Промокоды
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. – по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. – по промокоду AF500putevye

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Архитектурный шедевр, одно из самых прекрасных мест Испании, величайшее здание в мире – так называют музей Гуггенхайма в Бильбао. Сооружение из титана и стекла стало визитной карточкой Страны Басков. Ежегодно его посещают не менее миллиона человек – не только испанцев, но и иностранных туристов. Секрет успеха, конечно, и в постоянной, и во временных экспозициях музея, где представлены культовые работы современных художников.

Интересные факты о музее

  • Музей в Бильбао – это третий зарубежный филиал Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США). Еще два открыты в Венеции и Абу-Даби.
  • Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно входит в число самых посещаемых музеев Испании.
  • Площадь музея составляет 24 000 кв. м, из которых 10 540 кв. м используется в качестве выставочных пространств, разделенных на 19 галерей.
  • Музей «снимался» в Бондиане – в фильме 1999 года «И целого мира мало». Кстати, нью-йоркский музей Гуггенхайма тоже любят режиссеры: в нем, например, сделаны некоторые эпизоды «Людей в черном».

Историческая справка

Переговоры о строительстве музея в Бильбао Фонд Гуггенхайма начал вести с городскими властями в 1991 году. Спустя шесть лет, в октябре 1997 года, новый музей открыл свои двери для публики. О важности проекта для Испании в целом говорит тот факт, что на церемонии открытия присутствовал король Хуан Карлос I и его супруга королева София.

Новый культурный центр сильно улучшил имидж города и принес казне существенную прибыль, а сам музей вошел в списки мест, обязательных для посещения в Испании.

Тем не менее на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике. В частности, многие осуждали слишком высокую стоимость проекта (который, впрочем, уже в 2013 году окупился 37 раз). Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса и вовсе назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что никогда не будет выставляться в его стенах. Правда, он быстро передумал, и сейчас его работы входят в постоянную коллекцию музея.

«Величайшее здание нашего времени»

Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.

Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.

В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.

Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

В авангарде искусства

Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.

Чтобы сохранить статус самого авангардного музея Испании, мало выставить авангардистов, нужно использовать принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций.

Все это вовсе не значит, что музей в Бильбао интересен только поклонникам современного искусства. В последние годы здесь довольно часто проводят временные выставки мастеров, чей гений прошел испытание временем. Так, в музее показывали рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из коллекции Государственного Эрмитажа.

Пожалуй, два самых известных экспоната музея в силу своих размеров выставляются не внутри здания, а перед ним. Это огромный металлический паук американки Луизы Буржуа и 13-метровый щенок американского художника Джеффа Кунса, сделанный из живых цветов. Кстати, изначально предполагалось, что щенок погостит в Бильбао лишь некоторое время и уедет, но посетители музея так полюбили «малыша», что руководство решило его оставить.

Временные экспозиции

Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.

А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.

Организационные моменты

Музей работает со вторника по воскресенье включительно с 10:00 до 20:00.

24 и 31 декабря музей будет работать до 17:00. 25 декабря и 1 января – выходной.

Стоимость билетов: взрослый – 10 евро, пенсионный – 6 евро, групповой (от 20 человек) – по 9 евро, студенческий (для людей моложе 26 лет) – 6 евро, дети и участники программы «Друзья музея» – бесплатно. В стоимость каждого билета входит аудиогид.

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Музей Гуггенхейма

Испания — одна из самых колоритных и ярких стран Европы. В ней имеется все необходимое для незабываемого отдыха: теплый климат, чистая вода Средиземного моря, заснеженные склоны Пиренейских гор, вкусная еда и разнообразные достопримечательности. Особым интересом у туристов пользуется современный мегаполис Бильбао. Популярность промышленного портового города связана с музеем Гуггенхейма (Guggenheim Museum), основанным в 1997 году. Арт-объект рекомендуется посетить всем, кто увлекается современным искусством, живописью и архитектурой.

Музей Гуггенхейма в Бильбао (Guggenheim Bilbao Museoa)

История

История и развитие музея Гуггенхейма тесно связаны с именем известного американского промышленника и мецената Соломона Роберта Гуггенхейма. Мужчина на собственные деньги создал первый фонд поддержки современного искусства. Партнеры по бизнесу и инвесторы к новой нетипичной идее отнеслись достаточно скептично, некоторые — вовсе не поддержали задумку. Несмотря на недоверие окружающих, первый музей открылся в Нью-Йорке. Основой создания нового модного места стала собственная коллекция произведений искусства Соломона Гуггенхейма. Полотна известных художников-абстракционистов датировались 20-ми годами 19-го века.

Главным помощником в управлении делами фонда выступала сестра промышленника — Пегги. Женщине удалось интегрировать семейное детище в Европу, открыв в 1979 году первый европейский музей Гуггенхеймов в Венеции. В нем разместились преимущественно из собственной коллекции Пегги. Несмотря на достаточно интересную и уникальную подборку, музей был слишком маленьким и камерным. Культурному заведению не хватало выставочных площадей и размаха, чтобы завоевать звание главного арт-объекта современного искусства в Европе

Венецианский музей стал первым в Европе. Он носит имя сестры Соломона Гуггенхайма — Пегги

В этот же период местные власти Бильбао всеми силами старались расширить сферу влияния города, придать ему международное значение, привлечь инвесторов и туристов. Портовый мегаполис в те времена считался столицей автономного сообщества Страны Басков. Фонд получил беспрецедентное предложение от администрации Бильбао — город брал на себя все расходы по обустройству и строительству музея. Главным источником финансирования выступало Министерство культуры Страны Басков.

Все расходы на строительство музея на себя взяло правительство Страны Басков

Первоначально планировалось, что новое культурное заведение расположится в бывшем здании местного музея культуры. Чтобы воочию оценить возможность восстановления и реконструкции помещений, пригласили известного архитектора и друга директора фонда — Франка Гери. Бюджетные деньги в размере довольно внушительной суммы подстегнули собственные амбиции архитектора. Было решено отказаться от реставрации здания и строить нежилое помещение с нуля.

Франк Гери — архитектор, спроектировавший здание музея

Каждая деталь будущей постройки четко прорабатывалась. В объекте не должно было быть случайных элементов. Например, облицовка фасада выполнялась не заводским штампованным материалом, а индивидуально разрезанными плитками. Из-за прямых солнечных лучей и жаркого климата пришлось разрабатывать особую систему крепления элементов и желание сэкономить на материале фасада не увенчалось успехом. Использование дешевой меди и стали также не вписывалось в концепцию объекта, поэтому окончательным вариантом внешней отделки стал титаново-цинковый сплав. Уже через год было понятно, что такие трудности и старания оказались не напрасны.

Все объекты постройки прорабатывались детальнейшим образом

Музей Гуггенхейма распахнул свои двери в 1997 году. Бешеной популярности не ожидал никто, но за 12 месяцев работы культурное место посетили миллионы туристов и практически все местное население.

Как добраться до музея Гуггенхейма

Музей Гуггенхейма расположен в самом сердце Бильбао на Авенида Абандоибарра, 2. Благодаря удобной транспортной развязке и доступности общественного транспорта самостоятельно доехать до местной достопримечательности смогут обычные туристы, а также люди с ограниченными возможностями.

Точный адрес: Abandoibarra Etorb., 2, 48009 Bilbo, Bizkaia, Испания.

Как добраться от аэропорта Бильбао:

Читайте также:  Достопримечательности Брюгге: описание, фото, что посмотреть

Автобус:маршрутом А3247 ехать одну остановку, в пути —11 минут. Выйти на Alameda Recalde 14.

Автомобиль:ехать на запад в сторону трассы N-633. Время в пути — 17 мин. Расстояние — 14 км.

Как добраться от ж/д вокзала Бильбао:

Метро:спуститься на стацию Abando через вход №3, ехать одну остановку до Moyua (выход 178).

Автомобиль:ехать на северо-запад в сторону Hurtado de Amezaga Kalea, двигаться по Buenos Aires Kalea. Время в пути — 6 мин. Расстояние — 1,7 км.

Трамвай:сесть на остановке La Casilla, проехать три остановки, выйти на Guggenheim. В пути — 5 мин.

Музей Гуггенхейма на карте

Что посмотреть

Музейное здание само по себе вызывает неподдельный интерес у прохожих. Перед тем, как переступить порог выставочных залов, необходимо воочию оценить масштабы проекта и причудливые формы объекта.

Внешне объект смотрится ну очень масштабно!

Музей Гуггенхейма расположен на берегу реки Нервьон. Непосредственная близость к воде подчеркивает оригинальность выбранного архитекторами стиля деконструктивизма. Внешний облик здания Гуггенхейма напоминает космический корабль, покрытый рыбной чешуей. Матовый металл выступает своеобразным зеркалом — в его серебристой поверхности отражаются солнечные лучи. Вечером, когда на город опускаются первые сумерки, фасад окрашивается в золотисто-красный цвет.

Центральный атриум имеет вид бутона цветка, лепестки которого образуют вереницу выставочных залов. Все помещения соединены друг с другом. В фасаде проектировщики спрятали множество интересных приспособлений для визуальных эффектов. Например, в ясный и безветренный день здание погружается в легкий туман — эту дымку создают специальные установки, размещенные по периметру.

В ясный день, с помощью специальных установок, здание окутывает туман

Вход на территорию охраняет 13-метровая фигура собаки, выполненная из живых цветов. За основу экспозиции Perro de la flor взят образ щенка породы west highland white terrier. Бархатистая шерсть животного состоит из 70 000 бутонов. Благодаря разнообразию цветов и оттенков создается живая и яркая экспозиция. Симпатичная собака вызывает приятные эмоции, ее хочется погладить по мягкой цветочной шерсти. Работники музея тщательно следят за свежестью бутонов, заменяя увядшие цветы свежими.

Первоначально скульптура «Щенок» изготавливалась для краткосрочной выставки в Германии. После завершения мероприятия экспонат хотели разобрать на фрагменты клумб, но собака из цветов настолько понравилась посетителям, что осталась в немецком филиале до 1995 года. Вскоре скульптуру в демонтированном состоянии перевезли в Австралию, и там она пробыла 2 года. Площадка Гуггенхейма стала окончательной точкой в путешествии инсталляции.

Вблизи можно рассмотреть скульптуру подробно на предмет разных цветов

На специальной платформе во внутреннем дворе расположились гигантские «Тюльпаны». Цветы выполнены из нержавейки, покрытой глянцевой цветной глазурью. Удивительное сходство прочных материалов с тончайшим стеклом создает ощущение легкости и хрупкости. Кажется, одно неловкое движение — и тюльпаны разлетятся по залу Гуггенхейма миллионами разноцветных осколков. Автор инсталляции — американский художник Джефф Кунс. В мире есть еще 5 версий цветов, «Тюльпаны» представлены в нескольких крупных городах Америки.

У композиции «Тюльпаны» в мире ещё есть 5 аналогов

Даже те, кто не боится рептилий и пауков, испытают особенный трепет перед 9-метровой самкой «черной вдовы», установленной под открытым небом. Представитель членистоногих возвышается над землей на 9-ти тонких лапках, а в брюшке отчетливо видны яйца — будущее потомство. Несмотря на угрожающий вид, инсталляция носит нежное и ласковое название «Mama». Автор скульптуры — Луиза Буржуа. Женщина попыталась передать через образ смертельно опасного паука чувство любви к самому близкому человеку — своей маме. Поскольку родительница Луизы была ткачихой, прослеживается прямая аналогия с членистоногими хищниками, которые безустанно плетут паутину.

Скульптура паука носит нежное название «Mama»

За скульптурой паука простилается мост La Salve с примечательной деталью — красными арками. Они также являются частью арт-объекта. Работа художника-концептуалиста приурочена к 10-летию музей Гуггенхайма.

Мост La Salve посвящен 10-летию музея

Каждый квадратный метр территории использован по целевому назначению. По направлению к реке расположено Tall Tree and the Eye — «Высокое дерево и глаз». Высота скульптуры —14 метров. Она представляет собой соединенные воедино металлические сферические шары. Элементы, похожие на цепь ДНК, переплетаются между собой и устремляются к небу. Всего в скульптуре 73 детали. Все они выполнены из современного материала — никелевой аустенитной нержавеющей стали. Диаметр одной сферы составляет 1 метр.

Диаметр одной сферы из скульптуры Tall Tree and the Eye составляет 1 метр

Политика в некоторой мере коснулась и современного искусства. Под мостом установлена скульптура, изображающая лидера Испанской социалистической рабочей партии. Рамон Рубиаль Кавия направляется к «Воротам Прочтения», которые создал Касто Солано. Эти скульптуры завершают уличную экспозицию.

Скульптура лидера испанской рабочей партии, направляющегося к «Воротам Прочтения»

Интерьер и музейная экспозиция

Внутри залы музея формально разделены по тематикам и стилистике экспонатов. Здесь можно встретить работы представителей абстракционизма, футуризма, неомодернизма, сюрреализма, авангардизма. Самой масштабной по величине инсталляцией остается «Материя Времени». Ее создатель — Ричард Серра. Объект, размещенный на 3 900 кв.м., представляет собой 8 масштабных элементов, выставленных в форме лабиринта. Металлические скрученные листы напоминают банкноту, которую накрутили на карандаш и поставили на ребро. Скульптору потребовалось более 9 лет, чтобы полностью создать спирали. Геометрия элементов хорошо продумана. Например, если встать в разных концах «Змеи», можно шепотом переговариваться с собеседником. Креатив и оригинальность инсталляции подтверждены наградой принца Астурийского.

«Материя Времени» — самая масштабная инсталляция музея

Сразу же за «Материей Времени» расстилается полотно Ива Кляйна под названием «Бассейн». Глубокий синий цвет художник разрабатывал сам, а позже запатентовал изобретенную синеву. Через оттенок Кляйн стремился донести миру, что все вокруг — нематериальное и не имеет ограничений.

Цвет полотна «Бассейн» художник разрабатывал сам и позже его запатентовал

Атриум заставит посетителей оторваться от созерцания пола, поднять головы «к небесам». Белые колонны и стеклянные элементы увенчиваются 60-метровым сводчатым потолком. Интерьер напоминает сочетание собора с современным зданием: лифты бесшумно скользят вверх, сотни ламп подсвечивают детали музея. Даже звучание голосов по-особому разносится звучным эхом по коридорам.

Интерьер здания украшен 60-метровым сводчатым потолком

В выставочном зале Гуггенхайма хранится одна из самых известных работ популярного американского художника Энди Уорхола — «150 разноцветных Мэрилин». Полотно выполнено в классической манере Уорхола. Художник работал акриловыми и шелкографическими чернилами на холсте. Поражают размеры картины — 201х1,055х6 см. Основная задумка работы заключается в контрасте между жизнью и смертью эффектной Мэрилин Монро.

«150 разноцветных Мэрилин» — одна из самых известных работ культового художника Энди Уорхола

Могут ли волки стать настоящим арт-объектом? В видении Цая Гоцая — да. Стая хищников заняла практически всю ширину зала. Серые чучела с оскалом застыли в момент прыжка. Животное разгоняется, бежит, но разбивается о невидимую преграду — стеклянную стену. Именно так выглядит стадный инстинкт, когда общество слепо следует за толпой. Недаром инсталляция называется «Прямолинейность». Даже хищники, обладающие острыми зубами и силой, теряются в стаде.

Композиция «Прямолинейность» — художественное воплощение стадного инстинкта

Часы работы и стоимость билетов

Музей Гуггенхейма открыт для посещения:

  • Со вторника по воскресенье — с 10:00 до 20:00;
  • Понедельник — выходной.

В понедельник посетить выставочные залы можно по определенным датам, которые заранее сообщает администрация.

Стоимость билетов:

    Взрослый — 13 евро (

1 135 руб. ) ;
Для студентов до 26 лет и пенсионеров — 7,50 евро (

655 руб. ) ;
Групповое посещение (до 20 человек) — 12 евро (

1 047 руб. ) ;

  • Детям — бесплатно.
  • Подробная информация о времени работы и стоимости входных билетов представлена на официальном сайте.

    Вид с высоты птичьего полёта на музей Гуггенхайма и мост Le Salve

    Интересные факты

    • Общая площадь выставочных площадей — 11 000 кв.м.
    • Окончательная сумма, потраченная на строительство, не разглашается. По некоторым данным она превысила первоначально выделенный бюджет в несколько раз.
    • За четверть века до основания своего фонда фамилия Гуггенхаймов уже была вписана на страницы всемирной истории. 15 апреля 1912 года погиб брат Соломона — сталелитейный магнат, находившийся на известном трансатлантическом пароходе «Титаник».
    • Настоящее имя архитектора — Эфраим Голдберг. Выходец из богатейшей семьи банкиров, он решил взять псевдоним, чтобы громкая фамилия рода не мешала заниматься любимым делом — архитектурой и реставрацией.
    • До начала работы в Бильбао Франк Гери разработал проект здания для концертного зала Уолта Диснея в Америке, но в Штатах по разным причинам решили отказаться от масштабной задумки. Эти наработки легли в основу строительного проекта Гуггенхайма.
    • В своей работе архитектор практически не использовал компьютерные технологии, а все выполнял ручным способом. Когда картонный макет здания был готов, потребовалась оцифровка. Но программа не справилась с задачей, и программистам пришлось полностью переписывать ПО.
    • В знаменитом романе Дэна Брауна «Код да Винчи» упоминаются некоторые инсталляции из Бильбао: самка паука, «Материя Времени», скульптура из тумана.

    Здесь всегда много туристов

    Полезные советы

    • Любителям классической живописи рекомендуется подняться на 3-й этаж, где можно увидеть работы Марка Шагала, Пабло Пикассо, Василия Кандинского.
    • Для русскоговорящих туристов не предусмотрены аудиопереводчики, экскурсии проводятся на английском.
    • Проще и быстрее приобретать билеты онлайн, чтобы не стоять в долгих очередях.
    • На официальном сайте постоянно обновляется информация о предстоящих выставках на ближайший год.
    • Не забудьте воду и что-то перекусить — в округе есть только одно кафе.
    • Красивый панорамный вид на арт-объект открывается с соседней горы.
    Виртуальная экскурсия по музею Гуггенхайма
    Музей Гуггенхайма на видео

    Музей Гуггенхайма — место неординарное. Его наверняка оценят любители современного искусства, а также желающие взглянуть на мир глазами великих художников, скульпторов и архитекторов. Несмотря на противоречивые отзывы, объект исторического наследия в Бильбао не уступает по своей красоте Парку Гэуля и Дому Бальо.

    Визитная карточка

    Адрес

    Abandoibarra Etorb., 2, 48009 Bilbo, Bizkaia, Испания

    Официальный сайт
    Стоимость билетов

    Взрослый — 13 евро (

    1 135 руб. ) ;
    Для студентов до 26 лет и пенсионеров — 7,50 евро (

    655 руб. ) ;
    Групповое посещение (до 20 человек) — 12 евро (

    1 047 руб. ) ;
    Детям — бесплатно

    Время работы

    Со вторника по воскресенье — с 10:00 до 20:00;
    Понедельник — выходной

    Музей Гуггенхейма в Бильбао

    Здание музея Гуггенхайма в Бильбао по праву считают архитектурным шедевром и величайшим сооружением на нашей планете. Для его создания использовалось стекло и титан. Каждый год в музее бывает миллион посетителей из Испании и других стран мира. Здесь работают постоянные и временные экспозиции с культовыми работами мастеров современности.

    Интересные факты

    • Данное сооружение можно увидеть в кинокартине об агенте 007 «И целого мира мало». Ее премьера состоялась в 1999 г. В нью-йоркском музее Гуггенхайма снимали сцены известной ленты «Люди в черном».
    • Музей обладает площадью 24 тыс. м 2 . Из них 10,5 тыс. занято девятнадцатью галереями.
    • Это учреждение относится к самым посещаемым испанским музеям.

    История создания

    Властям Бильбао предложили создать этот музей в 1991 г. Его открытие состоялось в середине осени 1997 года. Данный проект очень важен для всей страны. На открытии музея можно даже было увидеть короля Хуана Карлоса I и его жену королеву Софию.
    Благодаря новому культурному центру о Бильбао снова заговорили во всем мире. Кроме того, за счет выросшего туристического потока городская казна существенно пополнилась. Сейчас это одна из главных испанских достопримечательностей.

    Но когда велось строительство музея, его сильно критиковали. Некоторые говорили, что на сооружение здания тратятся слишком большие деньги, хотя к 2013 г. окупаемость музея превысила вложенные в его строительство деньги в 37 раз. По словам известного баскского скульптора Хорхе Отейса, это «сыродельный завод», а не музей. Он говорил, что не даст свои работы для выставок в новом музейном пространстве, но на сегодняшний день они присутствуют в постоянной экспозиции.

    Уникальное здание

    По заявлению американского архитектора Филипа Джонсона, более грандиозного здания современности он в мире не видел. Оно выполнено в авангардном стиле и имеет сложную геометрию. Для строительства здания использовалось стекло, титан и известняк. Над его проектом работал гениальный канадский архитектор Фрэнк Гери, придумавший стиль архитектурный деконструктивизм.

    В его проектной разработке обыграна морская тема. Напомним, что местный порт является самым крупным в Испании. Здание построено в форме корабля, кто-то даже говорит, что космического, «плывущего» по Нервьону. Это грандиозное сооружение обшито пластинами из титана в виде чешуи рыбы, которая отражает и дробит солнечные лучи.

    У здания отсутствуют прямые углы. Оно мягко изгибается. Все помещения расположенные внутри будто перетекают от одного к другому.
    Высота стеклянного атриума в центре сооружения составляет 55 м. Создатель здания, таким образом, выразил свое уважение новаторскому зодчему из США Фрэнку Райту, создавшему музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

    Читайте также:  Достопримечательности Тенерифе: что посмотреть на острове

    Авангардное искусство

    Музей посвящен современному искусству с 50-х гг. минувшего столетия до нашего времени. Здесь можно заняться осмотром работ Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Марка Ротко и Энди Уорхола, а также художников современной Испании – Антонио Сауры, Хорхе Отейсы и Эдуардо Чиллиды.

    Кроме наличия авангардных произведений создатели музея поработали над их необычной подачей. Также это место известно по интерактивным работам. С ними можно «контактировать». Кроме того, здесь присутствуют инсталляции и видеоарт.

    Сюда приходят не только эстеты, которые любят современное искусство. В музее выставляются признанные мастера-традиционалисты. Сюда привозил часть своей богатой экспозиции Эрмитаж. Здесь можно было заняться осмотром гравюр Дюрера и рисунков Микеланджело.

    Двумя известнейшими экспонатами этого музейного пространства считают тринадцатиметрового цветочного щенка, которого создал художник Джефф Кунс из США, и громадного паука из металла его соотечественницы Луизы Буржуа. Правда, эти арт-объекты находятся не внутри музея, а снаружи, так как имеют большие размеры.

    Судьба цветочного щенка была переменчивой. Вначале он находился здесь временно, но любовь посетителей к этому объекту повлияла на его постоянную прописку возле музея Гуггенхайма в Бильбао.

    Временные экспозиции

    Чтобы полностью не спеша пройти по всему музею необходимо потратить целый день. В начале 2016 г. здесь выставлялись Ансельм Кифер, Клифорд Стилл, Роберт Раушенберг, Ив Кляйн и Марк Ротко. Король поп-арта Энди Уорхол на выставке «Шедевры музея Гуггенхайма» был представлен культовым диптихом «Мэрилин Монро».

    На выставке «Тени» в том же году можно было увидеть 102 полотна Уорхола, для создания которых он использовал краску, губку и фотографии с тенями реально существующих зданий.

    Справочная информация

    Время работы музея вторник-воскресенье с 10 часов утра до 8 вечера. 24 и 31 декабря музей открыт до пяти часов вечера с выходными 25 декабря и 1 января.

    Цена взрослого билета составляет десять евро. Пенсионеры могут его приобрести за шесть евро, а туристическая группа в количестве не менее двадцати человек – по девять евро. Для студентов и молодежи до 26 лет билеты продаются по шесть евро, а для участников программы «Друзья музея» вход бесплатный. К каждому билету выдается аудиогид.

    МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО

    Взгляд на мир глазами современных художников

    Историческая справка

    Здание музея расположено на берегу реки Нервион, в самом центре города. Его двери были открыты для посетителей в 1997 году, после чего музей Гуггенхайма стал главной достопримечательностью и визитной карточкой Бильбао. Музей посвящен современному искусству ХХ века и обладает внушительной коллекцией работ выдающихся мастеров новой эпохи. Это один из 6 подобных филиалов, работающих от фонда Соломона Гуггенхайма. Здесь проводятся как постоянные экспозиции, так и временные выставки испанских и зарубежных художников.

    Пожалуй, это самый большой и главный экспонат комплекса, впечатляющий своим инновационным дизайном и дерзкой конфигурацией. Уникальный образец революционной архитектуры современности стал великолепным фоном для выставленных в нем экспонатов.

    Зрелищное строение по праву считается одним из лучших зданий в стиле деконструктивизма. Оно будоражит воображение самыми невероятными сравнениями. Многие видят в нем воплощение футуристического космического корабля, распускающейся розы, необычного морского судна или даже – артишока.

    По словам известного архитектора ХХ столетия Филипа Джонсона, музей Гуггенхайма в Бильбао это «величайшее здание нашего времени».

    Хаотично искривленные металлические конструкции музея обшиты более чем 30 тыс. титановых пластин, которые переливаются матовым металлом днем и сияют золотом на закате, словно рыбья чешуя.

    Главный атриум, высотой 55 метров, напоминает футуристический собор в форме огромного металлического цветка, от которого отходят «лепестки» из анфилад выставочных залов, общая площадь которых составляет 11 тыс. кв.м. По периметру музея расположилось несколько причудливых скульптур, которые гармонично дополняют внешний облик здания.

    Шедевры современного искусства музея Гуггенхайма в Бильбао

    Уличные арт-объекты сходу завораживают внимание гостей, как бы намекают на то, что впереди их ждут не менее замысловатые экспонаты. Чего только стоит гигантская скульптура паука, точнее паучихи с ласковым названием «Маман».

    Паучиха – «Маман»

    Ее высота – почти 9 м., а миниатюрное тело с большим мешком яиц на брюшке парит на длинных, изящно тонких ногах. Образ самки Черной вдовы создает весьма контрастное впечатление: с одной стороны выступает мощь жестокого хищника-убийцы, а с другой ощущается хрупкость и уязвимость матери, готовой на все, чтобы дать жизнь своему будущему потомству.

    Автор этой работы живописец и скульптор Луиза Буржуа испытывала большую страсть к паукам. К тому же мать Луизы была реставратором гобеленов, что натолкнуло художницу на создание столь необычного шедевра в дань ее уважения, ведь пауки так же ловко управляются с нитями, как и ткачи.

    «Щенок»

    Экспонат «Щенок», по кличке Пуппи – главный охранник музея Гуггенхайма в Бильбао. «Маленький песик», высотой 13 м. продолжает расти не только образно, но и буквально, ведь его «шерсть» – это пестрый газон из благоухающих растений.

    Гигантская цветочная собака шотландской породы вест-хайленд-терьер окутывает зрителей ароматом разноцветных магнолий, ноготков, петуний и других цветов. Образ Пуппи наполняет радостью и оптимизмом, а по словам его автора прививает «доверие и безопасность».

    Создатель, данного экспоната, Джефф Кунс использовал современные технологии компьютерного моделирования чтобы сотворить нечто, подобное европейскому саду XVIII в. Благодаря его стараниям, Пуппи появился на свет в 1992 году, успев побывать в Германии и Австралии, пока «не прибыл на службу» в Бильбао, к вратам музея Гуггенхайма.

    «Тюльпаны»

    Еще один шедевр современного искусства, работа известного американского художника Джеффа Кунса «Тюльпаны». Букет из ярких воздушных шаров разного цвета выполнен из нержавеющей стали, покрытой цветной глазурью.

    На вид конструкция выглядит легкой, хрупкой и воздушной, как будто вот-вот взлетит в воздух! Сочные краски, впечатляющие объемы, в сочетании с ощущаемой невесомостью «тюльпанов» создают праздничное настроение и восторг.

    «Высокое дерево и глаз»

    Прямо возле реки Нервион разместилась 14-метровая инсталляция скульптора Аниша Капура «Высокое дерево и глаз». Монументальное сооружение выполнено из 73 отражающих стальных сфер диаметром один метр, закрепленных вдоль трех осей. Зеркальные поверхности шаров причудливо отражают, преломляя окружающее пространство, создавая и в то же время растворяя новые формы и изображения. Парящие сферы напоминают цепь ДНК, вызывая иллюзию центра притяжения всех объектов и предметов вокруг.

    Прямо на пруду у здания музея, можно полюбоваться, еще одним шедевром современного искусства, великолепной работой художницы Фудзико Накая «Туманная скульптура». Эта инсталляция необычна тем, что она неосязаема и непостоянна, так как создается не человеком, а…. туманом!

    Искусственно созданные волны «видимого воздуха» расстилаются над водной гладью, окутывая все вокруг молочными облаками. В зависимости от ветра и погодных условий, туманная пелена каждый раз рисует новые образы и формы, завораживая своего зрителя особым шармом и красотой.

    Выделяющаяся необычным дизайном и ярким цветом красная арка над мостом Ла Сальве – это тоже арт-объект и экспонат музея Соломона Гуггенхайма. Работа выполнена художником концептуалистом Даниэлем Бюреном специально к 10-летию открытия филиала в Бильбао. Конструкция арки спроектирована таким образом, что она изящно отражается как в воде, так и в титановом покрытии музея, а также делает силуэт моста менее жестким, но более заметным.

    «Суть времени»

    В крупнейшей из 19 галерей, под названием Арцелор, размещен самый тяжелый и масштабный экспонат музея Гуггенхайма – инсталляция из 8 монументальных скульптур Ричарда Серра «Суть времени». Это центральная работа коллекции музея, отмеченная престижной наградой Принца Астурийского.

    Над ее созданием автор трудился целых 9 лет. Скульптуры высотой более 4,5 м. представляют собой разные текучие формы от длинных волн и незамкнутых цилиндров до спиралевидных лабиринтов. Каждый экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – это, стоящие на ребре, листы атмосферостойкой стали, слегка тронутые ржавчиной и плавно изогнутые по замыслу художника.

    Ричарда Серра специально организовал выставочное пространство так, чтобы оказать многогранное влияние на восприятие движения, а также создать незабываемое ощущение пространства в динамике. Так, экспонат «Материя времени» порождает чувство нестабильности, а 30-метровый узкий коридор «Змея» вызывает страх и дискомфорт у тех, кто боится тесных, замкнутых пространств. В целом, экспозиция напоминает параллельную вселенную, поражая своим размахом и оригинальностью.

    Энди Уорхол – «150 разноцветных Мэрилин»

    В музее Гуггенхайма в Бильбао представлено одно из наиболее знаменитых полотен Энди Уорхола – «150 разноцветных Мэрилин», посвященное популярной актрисе, секс-символу 50-х годов, Мерилин Монро. С помощью шелкографических акриловых чернил художник создал одно и то же лицо знаменитости, разными цветами и оттенками.

    Один из залов музея Гуггенхайма, занимает поучительная инсталляция Цай Гоцяна «Прямолинейность». 99 волков вслепую мчатся навстречу стеклянной стене, разбиваясь о ее поверхность. Зрелищная экспозиция наилучшим образом демонстрирует все «прелести» стадного менталитета, который не позволяет разглядеть правильный путь в сводах общепринятых норм.

    Весьма символическим смыслом наполнена работа Дженни Хольцер – «Инсталляция для Бильбао». Композиция создана из 9 светодиодных панелей высотой 12 м., по которым бегут слова больных СПИДом людей, переживающих страдания и отвержение обществом.

    «Бассейн»

    В одной из галерей, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, расположен самый неоднозначный шедевр современного искусства, картина «Бассейн». Однако, многие посетители замечают это творение не сразу. Все потому, что экспонат не висит на стене, а лежит на полу.

    Огромное полотно насыщенного синего цвета площадью около 560 кв.м напоминает водную гладь небольшого озера, завораживая ультрамариновой глубиной, играющей яркими оттенками в лучах света. Глядя на картину, так и хочется нырнуть в эту бесконечную синюю бездну! Ее автор – одна из наиболее значимых фигур современного искусства середины ХХ века, выдающийся французский художник-новатор Ив Кляйн.

    Будучи неординарной личностью, он обладал богатым внутренним миром. Ив Кляйн доказал своим творчеством, что жест, современного художника, может быть гораздо важнее его произведений, а все гениальное – действительно просто. Шедевр можно создать не только кистью и резцом, но и роликом, телом, огнеметом, дождем, ветром и даже пустотой.

    «Большая голубая антропометрия»

    Великий мастер дал толчок развитию новых направлений в современном искусстве, таких как минимализм, концептуализм, перфоманс.

    Ив Кляйн очень любил синий цвет, который считал символом мечты и бесконечности Вселенной. Именно синий становится единственным цветом его работ: картин, скульптур, инсталляций. Кляйн использовал приготовленную по собственному рецепту краску, которую даже официально запатентовал под названием «международный синий цвет Кляйна».

    «Большая голубая антропометрия» – еще один экспонат и знаменитая работа художника, из постоянной коллекции музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Ее особенность в том, что в качестве кистей были использованы тела обнаженных моделей, которые обмазывались синей краской, после чего отпечатывали свой силуэт на холсте. Эта картина входит в группу из четырех произведений, так называемых антропометрий Кляйна.

    Своими совершенно разными работами Ив ярко демонстрировал, что искусство порой, неожиданно многогранно, а бесконечность, как и нематериальное, тоже могут быть шедевром. Именно поэтому в 1960 году он совершает «Прыжок в пустоту» – самое обсуждаемое в СМИ, неоднозначно воспринятое событие его жизни.

    «Прыжок в пустоту»

    Современное искусство – в чем его суть?

    Многим посетителям, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, современное искусство может показаться не художественным, странным и непонятным. Большинство людей привыкли оценивать работу мастера, его талант, точность линий, чувство цвета и многие другие параметры. Такой подход применим в классическом искусстве, но неуместен в современном.

    В современном искусстве, основополагающей ценностью обладает сама идея, ее оригинальность, уникальность, возможность поразить зрителя неординарностью и красотой. При этом способ воплощения задуманного отходит на второй план, он может быть довольно простым, даже примитивным. Казалось бы, как можно оценить туманную скульптуру Фудзико Накая, если ее нельзя даже зафиксировать, да и создается она не автором, а случайно и самой природой. Какое участие принимает Ив Кляйн в создании своих антропометрий? – никакого, но, тем не менее, это его творение, он их бесспорный автор.

    Ив Кляйн, Фудзико Накая, предложили невероятно уникальные идеи, вложили в них глубокий смысл, свое внутреннее мироощущение. И уже не так важно, кем и каким образом их замысел был претворен в жизнь.

    Только поняв и прочувствовав то, что хотел сказать современный художник своим произведением, можно по достоинству оценить его творение и восхититься им. А помочь в этом может книга Дэна Брауна «Происхождение», вышедшая в 2017 году. В ней необыкновенный гид проводит интересную экскурсию по музею, подробно рассказывая о каждом экспонате.

    Ссылка на основную публикацию