Костел Божьего тела (Фарный) в Несвиже: описание, фото

Фарный костел в Несвиже

Костёл Божьего Тела (Фарный) в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а также первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Немного истории

Раньше на этом месте стоял деревянный костел. Его построил еще в 1510 году Петр Кишка, дед Миколая Р. Черного по матери. Он в то время был владельцем Несвижа. Радзивилл Черный передал храм кальвинистам (1555). Сиротка возвратил его католикам. А вскоре на этом месте началось возведение первого в городе каменного костела (1582 – 1584), который сначала был фарным, т.е. приходским. Позже был передан иезуитам.

Выстроенный каменный костел, стоявший на месте нынешнего, не нравился ни иезуитам, ни самому заказчику Сиротке, ни его брату епископу Юрию Радзивиллу – ни обликом, ни размерами. В итоге по инициативе Юрия Радзивилла «свежие стены» костела были разобраны (1586), невзирая на затраты

В этом же году по настойчивому приглашению Сиротки в Несвиж приезжает итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони (?1541 – 1605), член ордена иезуитов, и пребывает в Несвиже до окончания строительства коллегиума (1599). Одновременно с возведением зданий коллегиума ведется строительство костела. Для строительства коллегиума Сиротка построил кирпичный завод.

Украшают здание и глубокие ниши со скульптурами святых (Николая, Христофора, Франциска, Ксаверия). Определенную роль в украшении фасада играет и надпись на латыни на фронтоне. Ее можно перевести так: «Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем».

Интерьер храма

Большой алтарь создан по проекту архитектора Маурицио Педетти, работавшего и по реконструкции замка.

Здесь, в главном алтаре, помещена икона «Тайная вечеря», и она здесь не случайно – храм посвящен католическому празднику Божиего Тела. Икона подчеркивает идею первой службы, которую совершил Христос на его последнем ужине со своими учениками – апостолами накануне распятия. На тайной вечере Христос открыл апостолам тайну своей жертвы, провозгласил таинство причащения. По завету Спасителя Его тело и кровь на Божественной литургии таинственным образом претворяются в хлеб и вино.

Первоначальная роспись интерьера костела не сохранилась. В середине XVII века во время военных действий костел сильно пострадал.

Фрески, дошедшие до наших дней, написал Ксаверий Доминик Хесский за достаточно короткий срок. Он руководил группой живописцев, создавших национальную школу монументальной живописи XVIII века. Они задействовали опыт европейской живописи от XVI до XVIII веков. Среди мастеров и его сын – Юзеф Хесский – младший, впоследствии работавший в костеле доминиканского монастыря.

А еще в костеле находится вход в семейную усыпальницу, расположенную под костелом. Там же находится каплица (часовня) Святого Креста. Такие помещения под храмом называют криптами. «Крипта», как на латыни, так и на греческом, означала «крытый проход», «тайник». Криптами в средневековой западноевропейской архитектуре стали называть каплицы, расположенные под храмом, как правило, под алтарной частью, т.е. под апсидой. В крипте находились и захоронения.

На сегодняшний день здесь находится уникальный погребальный комплекс, состоящий из 72 гробов с останками представителей знаменитого магнатского рода. До недавнего времени считалось, что последнее захоронение относится к 1935 году, когда умер XVI-ый ординат несвижский Антоний Альбрехт Радзивилл (1885 – 1935). В 2000 году здесь добавилась урна с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне в 1999 году. Незадолго до этого он впервые побывал на земле своих предков и завещал похоронить себя здесь. Его семья выполнила последнюю волю покойного.

Несвижская усыпальница Радзивиллов – единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии. Его заслуженно ставят рядом со знаменитой криптой Габсбургов в Вене и пантеоном испанских монархов в замковом комплексе Эскориале, близ Мадрида.

Несвиж | Костёл Тела Господня (Фарный) – фотографии

Фотогалереи участников

Крипта-усыпальница Радзивиллов Фото © К. Шастоўскі |

Общий вид костёла Божьего Тела в Несвиже Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Уладзімір Сяргееў | Дата: 07.05.2005

Саркофаг с гробом Кароля Станислава Радзивилла Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Главный фасад Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Крипта-усыпальница Радзивиллов Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фрагмент росписи сводов несвіжского костёла Божьего Тела Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Вид на боковой фасад и замковую башню Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фрагмент росписи сводов несвіжского костёла Божьего Тела Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Mariusz Proskień | Дата: 07.05.2005

Фрагмент росписи Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Памятник Криштофу Николаю Радзивиллу Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Mariusz Proskień | Дата: 07.05.2005

Вид на костёл и въездные ворота Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Мікалай Крук | Дата: 07.05.2005

Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Mariusz Proskień | Дата: 07.05.2005

Памятная плита Владиславу Сырокомли Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Mariusz Proskień | Дата: 07.05.2005

Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Mariusz Proskień | Дата: 07.05.2005

Фигура апостола в нише главного фасада Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Интерьер, фрагмент Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Вид на фарный костёл через бернардинский пруд в Несвиже Фото © К. Шастоўскі | Дата: 17.10.2010

Фото © К. Шастоўскі | Дата: 17.10.2010

Фото © К. Шастоўскі | Дата: 17.10.2010

Фото © Мікалай Крук | Дата: 17.10.2010

Фигура апостола в нише главного фасада Фото © К. Шастоўскі | Дата: 17.10.2010

Фрагмент Фото © К. Шастоўскі | Дата: 17.10.2010

Фото © Sergej Kondratowicz | Дата: 17.10.2010

Фото © Sergej Kondratowicz | Дата: 17.10.2010

Вид на фарный костёл и замковую башню со стороны въездных ворот на территория дворцово-паркового комплекса Радзивиллов в Несвиже Фото © К. Шастоўскі | Дата: 12.04.2010

Главный фасад фарного костёла Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Фото © Mirosław Stefanowicz | Дата: 07.05.2005

Фото © Mikhail Harankou | Дата: Чэрвень 2011

Вид на костёл с юго-запада Фото © К. Шастоўскі | Дата: 07.05.2005

Вид на костёл с юго-воcтока Фото © К. Шастоўскі | Дата: 12.04.2010

Главный фасад Фото © Власюк Юрий | Дата: 12.04.2010

Вид на костел с востока Фото © Власюк Юрий | Дата: 12.04.2010

Фото © Шамкаловіч Ю. | Дата: 12.04.2010

Статуи святых в нишах фасада впервые в ВКЛ были поставлены именно здесь Фото © Власюк Юрий | Дата: 12.04.2010

Фото © Шамкаловіч Ю. | Дата: 12.04.2010

Фото © Шамкаловіч Ю. | Дата: 12.04.2010

Вид на костел с запада Фото © Власюк Юрий | Дата: 12.04.2010

Нагробны помнік. J.W. IGNACY MORAWSKI. Фото © Шамкаловіч Ю. | Дата: 12.04.2010

Боковой фасад Фото © Власюк Юрий | Дата: 12.04.2010

Фото © Жилко Виталий | Дата: 12.04.2010

Фото © Шамкаловіч Ю. | Дата: 12.04.2010

Фигура апостола в нише главного фасада Фото © Власюк Юрий | Дата: 12.04.2010

Фигура апостола в нише главного фасада Фото © Власюк Юрий | Дата: 12.04.2010

Фото © Шамкаловіч Ю. | Дата: 12.04.2010

Фото © Шамкаловіч Ю. | Дата: 12.04.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Жилко Виталий | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Жилко Виталий | Дата: 25.09.2010

Фото © Жилко Виталий | Дата: 25.09.2010

Фото © Жилко Виталий | Дата: 25.09.2010

Фото © Жилко Виталий | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Арцём Аблажэй | Дата: 1982

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Игорь Мазур | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Taćciana Marmyš | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Игорь Мазур | Дата: 25.09.2010

Фото © Игорь Мазур | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Игорь Мазур | Дата: 25.09.2010

Фото © Игорь Мазур | Дата: 25.09.2010

Фото © Кузіч Мікола | Дата: 25.09.2010

Фото © Игорь Мазур | Дата: 25.09.2010

Фото © Жилко Виталий | Дата: жнiвень 2014 года

Фото © Жилко Виталий | Дата: жнiвень 2014 года

Главный фасад Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Общий вид костёла и колокольни Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Интерьер.Общий вид Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Орган Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Читайте также:  Музей и мемориальный комплекс Брестской крепости: описание, время работы, адрес

Общий вид костёла Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Купол храма Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Центральный неф Фото © Иван Бай | Дата: 19.06.2018

Костел иезуитов (фарный) в Несвиже, Беларусь: история, описание, фото

Несвиж, ул. Мицкевича, 2

Церкви, костелы, соборы, монастыри

Город Несвиж Минской области известен на весь мир своими достопримечательностями и архитектурными памятниками. Одним из них является костел иезуитов, или костел Наисвятейшего Божьего Тела. Это первый памятник на территории Республики Беларусь, который построен в стиле раннего барокко. Здесь находится самая крупная фамильная усыпальница рода Радзивиллов, которая хранит память об их известности и могуществе.

История появления Фарного костела в Несвиже.

Строительство фарного костела происходило в 1578-1593 гг. Здание было создано по проекту знаменитого архитектора Дж. М. Бернардони, который прибыл из Италии по персональному приглашению Николая Радзивилла Сиротки. Свое название костел получил в 1601 г. во время освящения. Изначально храм был собственностью иезуитов, живших в Несвиже, и уже тогда стал усыпальницей рода Радзивиллов. После 1773 г., когда упразднили орден иезуитов, костел стал главным католическим храмов в приходе.

Костел иезуитов стал знаменит на всю Европу не только благодаря своей архитектуре, но и благодаря великолепной живописи XVIII века. Роспись храма происходила после его перестройки в 1750-1753 гг. Уникальные фресковые росписи отражали идею Евхаристии – одну из важнейших монументальных идей христианской церкви. Большая часть композиций выполнена по образцам гравюр знаменитого нидерландского живописца П. Рубенса.

Архитектура и отличительные особенности достопримечательности Несвижа.

Главный фасад Фарного костела в Несвиже имеет два уровня, акцент идет на вертикальные и горизонтальные разделения. Вертикальные разделения выполнены пилястрами, а горизонтальные – широкими развитыми карнизами. Для верхнего уровня характерны криволинейные формы, являющиеся отличительной особенностью барокко, а также изобилие раскреповок, сложные профили и всевозможные ниши, украшенные скульптурой.

Удивительные библейские композиции и фигурные изображения Святых украшают купол и своды храма. Иллюзорная архитектура в совокупности с гениально выполненной живописью производят невероятный панорамный эффект и демонстрируют весь комплекс возможностей искусства XVIII в. В костеле иезуитов сохранился настоящий действующий орган. Увековечены скульптурными надгробиями основатели костела – князь Радзивилл Сиротка и два его сына.

В подземной части костела Наисвятейшего Божьего Тела расположена усыпальница Радзивиллов. В ней покоится 71 саркофаг, а также ряд захоронений в стенных нишах. Последнее захоронение здесь было произведено в 2000 г. Урна с прахом Антония Радзивилла, который умер в Лондоне в 1999 г., была доставлена в фамильную усыпальницу согласно оставленному им завещанию. Недалеко от костела находится колокольня, которая оборудована в башне Замковых ворот. Когда-то это древнейшее сооружение стояло на пути из города в резиденцию замка.

Памятное место Беларуси, которое стоит посмотреть.

Костел Наисвятейшего Божьего Тела, как памятник архитектуры, имеет огромную культурно-историческую ценность. Храм знаменит на весь мир, о чем говорит установленный здесь в апреле 2007 г. памятный знак ЮНЕСКО. Туристы со всего мира посещают Фарный костел, потому как он оставляет невероятные впечатления и остается в памяти на всю жизнь.

И Вы можете увидеть его непередаваемую красоту, присоединившись к любой из наших сборных автобусных экскурсий по Беларуси, в программу которых входит посещение Несвижа:

Костел Божьего тела (Фарный) в Несвиже: описание, фото

Войти

Несвиж. Фарный костёл Божьего Тела

Фарный костёл в Несвиже построен в 1587—1593 г.г., что делает его одним из первых зданий в стиле барокко. Как минимум, а территории Речи Посполитой. Храм представляет их себя трехнефную купольную базилику с одной апсидой. Архитектор – Джованни Бернардони.

Памятная плита в честь четырёхсотлетия существования храма.

Заказал строительство Николай Христофор Радзивилл “Сиротка”. Его отец Николай Радзивилл “Чёрный” сделал Несвиж резиденцией семьи. Так что главный храм города строился, как фамильная усыпальница. И, одновременно, как символ возвращения в лоно католической церкви.

Тут хоронили членов семьи, начиная с самого «Сиротки» (в 1616 году), до тех пор, пока Радзивиллы жили в Несвиже (до 1939 года). В 1999 году традиция была возобновлена захоронением Антония Радзивилла, умершего в Лондоне. В настоящее время в склепе под костёлом 78 саркофагов. Сохранились не все – в 1953 году часть была вывезена для изучения процесса бальзамирования.

Естественно, тут не могло обойтись без возникновения легенд. Согласно одной из них в саркофаге, выделяющемся своей высотой, похоронена не дождавшаяся своего возлюбленного и замёрзшая на морозе девушка. Красивая легенда, но как обычно, ничего общего с реальностью не имеющая. При вскрытии саркофага там обнаружили пожилую женщину, похороненную во вполне обычной позе. Высота же саркофага объясняется вазой, установленной на крышке гроба.

Ещё одна печальная легенда рассказывает о матери, все дети которой умирали, кроме последней дочери. Которая дожила до шестнадцати лет и уже готовилась выйти замуж. И мать успокоилась, решив, что опасный рубеж уже пережит. Но однажды вошла в комнату и обнаружила дочь, которая сидела, опустив голову на руки. Подумала, что дочь спит, но та оказалась мертва. Мать обезумела от горя и по ночам, обратившись совой, прилетала в склеп и страшно кричала. Так, что случайные прохожие седели или теряли сознание. С реальностью этой легенды гораздо хуже, так как детских гробов в склепе не мало.

Но вернёмся к храму. Следующая фотография сделана в 2007 году и привожу я её для того, чтобы показать, как изменились за это время ворота.

Это не барочное сооружение попало в комплекс костёла достаточно случайно. Это замковая башня XVI века. Раньше к ней примыкала брама.

Храм в лесах – с июня 2011 здание реставрируется. При этом костёл не закрыт – в нём идут службы и бракосочетания. Да и экскурсии допускаются. Правда, с ограничениями. Но не из-за реставрации, а чтобы не мешали службам.

Снимать внутри запретили. Как-то отвык я от этого в католических храмах. Расписан храм 1752—1754 гг. художником Хески. Им же написана и “Тайная вечеря” для главного алтаря (хотя некоторое время предполагали, что это Рембрант).

Вот территория вокруг храма, вполне резонно огорожена табличками с предупреждениями об опасности. В углу притулилась часовня 1747 г.

Справа от храма в ограде имеется ещё одна брама.

Если смотреть со стороны звонницы, то вдали видна башня восстановленного здания ратуши.

Фарный костел в Несвиже скрывал уникальные фрески почти 150 лет

Реставрацию Костела Божьего Тела, первого барочного храма в Восточной Европе , в котором находится усыпальница несвижской ветви рода Радзивиллов, включённого в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО , начали еще в 2010 году.

– Тогда по всем правилам реставрации были сделаны первые обмеры, обследования, начаты историко-архивные исследования, – рассказывает научный руководитель реставрационных работ Андрей Карпук.

Один из самых красивых костелов Беларуси нуждался в реставрации давно. Ремонта крыши там не было с 1944 года, когда ее восстанавливали после пожара от попадания артиллерийского танкового снаряда.

– В 2016 году мы нашли остаток этого снаряда, передали его ксендзу Петру в будущий музей храма, – рассказал Андрей Михайлович. – Когда лазили по крыше, видели странные брусья стропил с электрическими изоляторами. Я не мог понять, зачем они там. Оказалось, в 44-м году, чтобы не оставлять костёл на зиму без крыши, тогдашний ксендз Колосовский организовал местных прихожан, за отсутствием стройматериалов они «порезали» на стропила телеграфные столбы и накрыли крышу. И, слава Богу, простоял костел до наших дней.

На открытых фрагментах видна радзивилловская монограмма. Фото: Личный архив

В 2010 году, реставраторы сделали первые исследовательские зондажи (снятие штукатурного слоя) и предположили, что под штукатуркой есть фрагменты живописи.

– Я сам на фронтоне главного фасада сделал пробный зондаж, увидел под наружным слоем штукатурку яркого красного цвета, – вспоминает Андрей Карпук. – В замке тогда еще работали художники-реставраторы. Их срочно вызвали на объект, и аккуратно скальпелями они открыли маленькие фрагменты росписей.

Потом реставрационные работы приостанавливались на несколько лет из-за нерегулярного финансирования. В прошлом году была принята государственная программа финансирования и интенсивные реставрационные работы возобновились.

– А в феврале-марте нынешнего года открылось такое! – реставратор не скрывает своего профессионального восторга.

Оказывается, Фарный костел снаружи был почти полностью расписан. Подобные храмов в Беларуси нет, да и на территории Европы они очень редки. Причем, росписям, которые нашли реставраторы, уже около 400 лет, их можно отнести и к XVI-XVII, и к XVIII векам.

Читайте также:  Ронда (Испания): достопримечательности, фото

Декоративное панно украшает костел в Кракове, который был построен после несвижского Фарного костела. Иезуитская символика украшала и храм в Несвиже. Фото: Личный архив

– Сейчас принято решение пока приостановить раскрытие, – заявляет Андрей Карпук.- Присутствует, конечно, азарт исследователя, желание посмотреть, что сохранилось ещё. Но чтобы сохранить открытую живопись, её надо сразу же обрабатывать, укреплять. Иначе всю утратим. Нам уже понятно, что некоторые фасады, например главный, были целиком покрыты росписями (так называемыми «ковровыми» росписями). Росписи этого и одного из боковых фасадов сохранились ориентировочно почти на 80 процентов! Для сохранения росписей необходимо применить классический реставрационный подход – одновременно с раскрытием, изучением провести укрепление, консервацию и реставрацию росписей. Однако это процесс не всегда с предсказуемым результатом, все сразу нельзя запланировать и просчитать.

Радзивилл Сиротка построил костел заново

Чтобы понять, что раскрыли реставраторы, нужно вспомнить историю самого костела. Уникальный для наших земель барочный костел был построен… со второго раза. Тогдашний владелец Несвижа Радзивилл Сиротка и его брат кардинал Юрий Радзивилл забраковали и приказали разобрать уже построенный на этом же месте в 80-е годы XVI века костел – тот был слишком мал и непрезентабелен для такого знатного рода. Так в Несвиже оказался архитектор и строитель иезуит Ян Мария Бернардони. В комплексе с новым костелом был построен иезуитский коллегиум, соединённый с ним переходной галереей. Сиротка передал костел иезуитам с условием, что там будет устроена усыпальница Радзивиллов. На сегодняшний день это третье по численности в Европе погребение после усыпальниц Бурбонов и Габсбургов .

Самые старые монохромные росписи, которые нашли реставраторы, предположительно относятся именно к периоду Сиротки.

На северо-восточном фасаде открыты фрагменты геральдических росписей. Великокняжеская корона и мантия есть и на радзивилловских грамотах. Фото: Личный архив

– Реставраторы открыли «Иерусалимские» кресты, – поясняет Андрей Михайлович. – А ведь Сиротка совершил паломничество на Святую землю, был кавалером Иерусалимского креста. Обнаружили и декоративные «волны». Подобные есть под карнизами Краковского костела Петра и Павла, в строительстве которого Бернардони также принимал участие.

Вторая половина XVII века и начало XVIII– трагические страницы в истории Несвижа. Во время войны 1658 года российские войска осадили, но не смогли взять замок. Однако город пострадал очень сильно, в костеле и сейчас на некоторых алтарях видны следы от казачьих сабель. А во время Северной войны шведы взяли замок со второго раза. Пострадал и костел, долгие годы потом бывший в запустении.

Восстанавливал костел и заново отстраивал замок в первой половине XVIII века уже праправнук Сиротки – Михаил Казимир Рыбонька. Вскоре орден иезуитов был упразднен. Костел стал приходским.

– Рыбонька провел капитальную реконструкцию храма, перештукатурил и заново отделал все интерьеры и фасады. Мы предполагаем, что второй слой росписей на фасадах, как и росписи в интерьере, были сделаны именно при нем, – рассказывает научный руководитель реставрации.- У него была целая «армия» отличных художников во главе с Гесским. О мастерстве художников может рассказать такая легенда: Рыбонька дал задание управляющему на остекление окон несвижского замка, а тот деньги прогулял и распорядился прямо на стенах нарисовать окна. Мы кстати в замке нашли одно такое нарисованное снаружи окно, а изнутри в интерьерах их и сегодня может видеть каждый желающий. А Радзивилл, говорят, так ничего и не заметил.

Радзивилл Сиротка был кавалером Иерусалимского креста. Не удивительно, что эти кресты были на фасаде костела. Фото: Личный архив

Судя по всему, именно при Рыбоньке на фасадах костела появились живописные иконы, декоративные росписи под мрамор, подобные росписям центральной лестницы дворца в несвижском замке. Реставраторы открыли и фрагменты росписей иезуитских символик – монограмму IHS с трезубцем в солнечном круге.

– На северо-восточном фасаде открыты фрагменты радзивилловских геральдических росписей – отчетливо видна великокняжеская корона, прочитываются элементы пурпурной мантии и монограмм. Подобные есть на радзивилловских грамотах, печатях, экслибрисах, стекле и фарфоре, – поясняет Андрей Михайлович. – На фронтоне фасада открыта фигура Матери Божьей, у ног которой видны ангелочки. Представляете, если всё это открыть полностью! Экскурсантам можно выдавать театральные бинокли, чтобы могли все рассмотреть…

Росписи закрыли, чтобы сохранить?

Почему же эта красота была от нас скрыта? И, главное, как давно? Однозначного ответа пока нет.

– Скорее всего, в середине XIX века кто-то из ксендзов решил скрыть росписи от греха подальше. После роспуска ордена иезуитов, трех разделов Речи Посполитой, поражения Наполеона, к которому примкнул тогдашний владелец Несвижа Доминик Радзивилл, замок был разорён и пребывал в запустении. Иезуитская и радзивилловская геральдика «мозолила» глаза. Поэтому костёл снаружи был оштукатурен, забелен и в таком виде простоял больше 150 лет вплоть до наших дней.

В строительстве краковского костела Святых Петра и Павла принимал участие и архитектор несвижского костела Бернардони. Вот почему оба храма очень похожи. Фото: Личный архив

Теперь головная боль реставраторов не только в том, что делать с росписями, чтобы максимально их сохранить, но и когда, как и, главное, за какие деньги это делать. По предварительным планам реставрация крыши, куполов и фасадов Фарного костела должна была завершиться уже в этом году.

– В утверждённом ранее проекте реставрация открытой живописи учтена не была. Теперь понятно, что сроки реставрации фасадов необходимо продлить, и стоимость работ также увеличится, – говорит Андрей Карпук. – Оставить же росписи в нынешнем состоянии нельзя – это может привести к их полной утрате. Сейчас завершается реконструкция с реставрацией крыши и куполов костёла. Разрабатывается проект 2-й очереди. И реставрация фасадов выделена отдельным этапом. Однако окончательное решение по внешнему виду фасадов будет принято только после полного раскрытия и реставрации сохранившихся росписей. Но уже сейчас мы делаем графические реконструкции видов фасадов и попытаемся предположить, как может выглядеть храм в результате реставрации росписей. Есть ещё один момент – реставрацию росписей можно производить только в благоприятный период времени. Для сохранения уже раскрытых росписей необходимо провести как можно больше консервационных и реставрационных работ уже в этом году. Необходимо также включение в программу финансирования реставрации следующего года. Мы считаем, что в наши хоть и не простые времена, нужно безусловно сохранять свидетельства своей богатой истории, и не просто открывать и показывать, но и гордится ими.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: История Беларуси»

Фарный костел в Несвиже: отзыв о посещении

В сентябре 2014 мы в рамках путешествия по Беларуси мы посетили Несвижский замок, и конечно же, Фарный Костел Божьего тела, расположенный рядом и связанный с знаменитым родом Радзивиллов-владельцев замка. Перед поездкой мы читали отчеты других путешественников, но даже не могли представить, какая красота сокрыта за скромными церковными стенами, а в крипте рода Радзивиллов буквально пробегает мороз по коже.

Фарный костел в Несвиже

Так как мы провели в гостинице на территории Несвижского замка две ночи, времени у нас было предостаточно на то, чтобы спокойно и без спешки осмотреть весь комплекс. Фарный костел мы оставили на закуску. Заранее мы запланировали, что попробуем договориться на счет индивидуальной экскурсии в туристическом центре, которые находится под стенами костела.

Сонная девушка за стойкой, очень удивилась тому, что мы выразили желание, вот так сразу пойти на осмотр с экскурсоводом. Она пропела что-то вроде того, что это дело очень сложное, и что надо было заказывать экскурсию заранее (при этом два дня мы ходили по Несвижскому комплексу практически в одиночестве, толп туристов видно не было). В общем, немного повыделывалась и за 5 минут договорилась и с костелом, и с гидом о проведении экскурсии. Стоимость — 160 000 белорусских рублей (что-то около 500 рублей, что, согласитесь, на троих человек очень дешево).
Мы подождали всего 30 минут, после чего подошла довольно милая молодая девушка и повела нас к собору.

Фарный костел и колокольня

Рядом с фарным костелом находится бывшая въездная башня к замку Радзивиллов. Сегодня она играет роль колокольни.

Около входа она рассказала нам очень коротко историю собора и рассказала, на что обратить внимание на фасаде.
Первым делом мы, как глупые мартышки, спросили ее о том, что означает слово «фарный». Оказалось, все просто, это слово означает «приходской». В восточной Европе Фарные костелы довольно часто встречаются, например, на территории Эстонии и Польши.

Итак, Фарный костел был построен по распоряжению Миколая Христофора Сиротка из рода Радзивиллов, того самого, который построил в Несвиже каменный замок. Сразу возникает вопрос, зачем был нужен такой шикарный, огромный собор в такой глуши как Несвиж? Все очень просто, Миколай Христовор Сиротка перешел в католичество из протестанства. Когда монахи ордена иезуитов приехали в Несвиж, город им жутко не понравился, и они не дали на это разрешения. Радзивилл Сиротка воспринял это как личное оскорбление и пригласил лучшего итальянского архитектора Джовани Бернардони, который участвовал в строительстве самого главного иезуитского храма Эль Джезе. Архитектор провел в Несвиже ни много ни мало, 10 лет, построив и дворец, и костел.
Строительство костела было завершено в 1593 году, а освящение прошло в 1601 году.
Несвижский костел построен в стиле барокко. На фасаде храма можно увидеть надпись на латыне, которая переводится как «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Своем».

Читайте также:  Трир (Германия) - достопримечательности

В нишах на фасаде установлены 4 скульптуры святого Николая (покровитель бедных), святого Христофора (покровителя путешественников). На верхнем ярусе — Игнатий Лойола и св. Франциск Ксаверия.

Фигуры, украшающие Фарный костел в Несвиже

Пока мы слушали историю на улице, к нам несколько раз пыталась прибиться пара россиян, причем первый раз они даже спросили, как можно заказать экскурсию. В конце концов, они также к нам присоединились, три раза перебив нашу экскурсию. Поэтому проще было из взять с собой, чем постоянно отбиваться.
Осмотрев собор снаружи, мы отправились во внутрь.

На пороге храма экскурсовод сказала нам, что если мы хотим посетить фамильную усыпальницу Радзивиллов , то нужно заплатить с каждого по 10 000 белорусских рублей — сбор на восстановление храма. Что ж, мы не жадные, надо так надо.
Перед входом в собор экскурсовод нам строго-настрого сказала, что снимать нельзя (под страхом быть «избитой» храмовыми смотрителями сделали несколько фотографий на телефон без вспышки, ну мы ж не для себя, все для читателей.

Итак, войдя в собор мы застыли в изумлении. Вот чего-чего, а такой красоты мы никак не ожидали увидеть. Мы с Наташей сразу вспомнили барочные соборы, которые мы видели в прошлом году в австрийской Штирии, роскошь вполне себе сопоставима.

Стены и потолок собора были расписаны в технике гризайль во времена Радзивилла по прозвищу Рыбонька, придворными художниками Радзивиллов, отцом и сыном Гесскими.

В самом центре собора, где обычно находится иконостас расположена икона «Тайная вечерия», которое производит очень сильное впечатление. Икона очень странная, она отличается от привычных изображений этой сцены. Во-первых, Господь и его ученики сидят за круглым столом. На переднем плане расположен Иуда, который в одной руке держит мешочек с 30 серебряниками. Никто из апостолов не отбрасывает тень, кроме Иуды. Авторство иконы установили следующим образом: при реставрации в складках платья Иуды была найдена средневековая авторская подпись с фамилией Гесский.

В Соборе мы еще раз себя мысленно похвалили, за то, что не зажали деньги и взяли индивидуальную экскурсию, ведь экскурсовод указала на множество интересных деталей.
Первым делом мы подошли к древнему алтарю, который сохранился в 16 века. Интересной деталью здесь являются фигуры ангелов, поддерживающих колонны. По интерпретации историков это означает символическое возвращение к правильной вере семейства Радзивиллов.

В интерьере собора есть и фрески, и иконы, и красивые барельефы. У каждого барельефа своя историю. Очень романтична история барельефа, посвященного Констанции Радзивилл (скульптурная группа — женщина, сидящая на мраморном гробе). Барельеф нашли совершенно случайно, он прятался за иконой. На скульптуре трогательно-нежная надпись «Кроме жизни всем я обязан только тебе».
Кроме этого есть барельефы Радзивилла Сиротки и его сыновей.

Алтарь с падающими колоннами

Особое место в рассказе экскурсовода занял Григорий Викентьевич Колоссовский, который был ксендзом собора во времена великой отечественной войны. Когда немцы заставляли всех сдавать под страхом смерти цветные металлы, Григорий Викентьевич раздобыл справку, что церковный орган был уже сдан, а сам с помощниками разобрал его и закопал в своем огороде, таким образом спасая ценную вещь. В конце войны в купол попал снаряд и начался пожар, однако и тут Г.Колоссовский не растерялся, позвал на помощь, и общими усилиями пожар был потушен. Несвижский собор Божьего тела со дня его основания не закрывался ни разу.

В общем, выслушав все реальные и вымышленные истории, мы спустились в страшное место, в семейный склеп Радзивиллов. Кстати, без экскурсовода вход туда запрещен, но даже без экскурсии советую просто дать немного денег смотрительнице, почему-то мне кажется, что она пропустит.

Семейное захоронение Радзивиллов

В небольшом подземном помещении расположились 72 гроба. Первое захоронение датируется 1616 годов, последнее 1999. Честно говоря, место жутковатое. В голову почему-то сразу лезли фильмы о вампирах. Но с нами была экскурсовод и она всеми силами подливала масла в огонь, различными страшилками и легендами. Она с удовольствие делилась с нами секретами бальзамирования, рассказывая в подробностях, как в те времена делали мумий. Радзивилл сиротка привез с собой из Египта секрет бальзамирования тел, которым впоследствии очень интересовались советские ученые, которые три раза встревали усыпальницу.
Первое что мы заметили, что гробы физически очень большие. На самом деле оказалось, что это гробы-матрешки, то есть внутри большого гроба находится еще один, деревянный или металлический. У более поздних захоронений в гробах установлено стекло, чтобы можно было видеть лицо, вернее то, что от него осталось. По словам экскурсовода — лучше это зрелище не видеть.
Одной из легенд была история о горбатом гробе. Якобы в средние века, одна из дочерей князя Радзивилл влюбилась в простого парня и забеременела от него. Чтобы избежать позора, девушку заточили в башне и объявили сумасшедшей. Там она и родила дочурку. Пока мать была в горячке девочку выкрали. Верная служанка рассказала бедной девушке. Измученная горем княжна обманула охранников и побежала к тому месту, которое ей указала служанка. На утро ее нашли сгорбленной от горя и мертвой. Из-за того, что труп не смогли разогнуть, пришлось и похоронить в горбатом гробу.

В общем, история в реальности история была прозаичнее. В гробу располагалась. ваза для цветов, видимо любимая вещь одной из женщин рода Радзивилл.
В небольшом склепике слева от входа можно увидеть несколько взрослых гробов и 12 детских маленьких гробиков. С этим захоронением также связана страшная история. В маленьких гробиках дети и внуки несчастной Екатерины Радзивилл, жены Михаила Сиротки. По легенде, которую разнесла людская молва, душа матери каждый день прилетала к слепу и превращалась здесь в сову. Сова по ночам кричала истошным голосом, да так, что у каждого, кто слышал эти звуки, волосы становились дыбом. Из 33 детей у нее выжили только 4, представляете, какая была тяжелая судьба этой женщины?

Особо эффектно было, когда мы, находясь в склепе, услышали странные стуки. Казалось, что кто-то стучал по крышке гроба. изнутри. Услышав это, все нервно посмеялись и потихоньку стали двигаться к выходу.

Интересно удалось Радзивиллам согласовать с Римом создание крипты, хотя по христианским законам усопшие должны быть пограблены под землей. Род был богатый и могущественный, все понятно, Рим дал разрешение, так как крипта располагается ниже уровня земли, а, значит, можно считать, что тела расположены под землей. Хитро?
В общем, с интересом выслушав все байки и легенды, мы поднялись наверх.

В храме уже никого не было и мне удалось сделать несколько фотографий на телефон, правда смотрительница поругала за то, что я задержалась в костеле пока она прохлаждалась на уличной лавочке. Вообще она вела себя очень некрасиво, как будто этот костел является ее собственностью, культурно общаться женщину, явно, никто не научил.

В дверях костела

В то время как я фотографировала документы в дверях храма, она на меня бросилась буквально с кулаками, с криками «Знаю я вас туристов, вы меня не проведете!». На слова о том, что я фотографирую на улице тетка внимания не обратила. Но мне было все равно, так как в кармане лежал телефон с трофейными фотографиями.

В общем, вот такая у нас получилась экскурсия. Если будете в Несвиже, обязательно посетите Костел с экскурсией. Несмотря на то, что в костел вход бесплатный, с гидом вы получите удовольствия в несколько раз больше.

Полезные ссылки:

Поиск дешевых авиабилетов в Минск

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Ссылка на основную публикацию