Церковь Петра и Павла в Минске – описание, фото, как добраться

Собор Святых Апостолов Петра и Павла, Минск, Беларусь (Петропавловский собор)

Содержание:

Собор святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор) — храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске – старейший действующий собор города. В XVI веке многие беды обрушились на христиан Минска. Город разорили татары, которые перебили и угнали в рабство большую часть населения. Однако, небольшая православная община все же выстояла во всех бедах и решила построить свой большой каменный храм, при котором планировалось открыть мужской монастырь, школу для русскоязычных православных детишек, а также типографию и госпиталь для бедных.

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Полное название – «Собор во имя святых апостолов первоверховных Петра и Павла».

Стоит Собор на Немиге рядом с площадью Свободы и в 300 метрах от другого религиозного строения — Свято-Духова Кафедрального собора. Храм, выстроенный в стиле барокко.

История собора Петра и Павла

История собора

Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла.

Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.

В давние времена существование и судьба храма и служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз громила собор и монастырь при нём.

Предвидя возможные силовые акции против православной общины, церковь заранее строили как оборонительное сооружение – с массивными стенами и узкими окошками-бойницами. В 1617 году храм благополучно пережил первую осаду разъяренных униатов и горожан, однако в 1734 году храм и монастырь все же разорили, и он пришел в упадок.

Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским. Храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С 1795 по 1799 г. являлся кафедральным собором Минской епархии.

В 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили.

В 1870—1871 гг. был основательно перестроен, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. Осенью 1933 г. Храм был закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада. В декабре 1941 г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским.

Службы продолжались до декабря 1944 г. Во время боев за Минск, массивные стены храма спасли от бомбежки множество жизней, однако храм получил значительные повреждения. После войны он был закрыт, а священнослужители репрессированы советской властью. Добротное даже после бомбежки здание церкви городские власти отремонтировали и отдали его под архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР.

7 декабря 1991 г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла.

После обретения Беларусью независимости, в 1991 году был передан верующим. Он был восстановлен до своего первоначального вида.

Сегодня церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек.

Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник архитектуры республиканского значения.

При храме существуют два братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в 1992 г.) и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в 1998 г.).

Петропавловская церковь

ул. Раковская (бывшая ул. Островского), 4.

Это здание не только памятник архитектуры XVII в. Оно является одним из самых древних строений в Минске, сохранившихся до наших дней. В народе церковь называлась «желтой» по цвету стен. Связанные с ней события представляют интерес не только для историков и архитекторов, но и для всех жителей Минска, интересующихся судьбой нашего города, его прошлым и будущим.

Так выглядела церковь в начале ХХ века.

В XVI в крымский хан сжег Минск, почти все жители были уничтожены или угнаны в плен. Но постепенно город вновь заселился людьми. В то время в Беларуси господствовала католическая церковь, поэтому православных жителей в Минске было немного. Подвергавшиеся притеснениям, они все же создали в городе свою общину. Православное братство решило построить на свои собственные средства большую каменную церковь. Здесь же должен был находиться мужской монастырь, а также русская православная школа, типография для печатания религиозных славянских изданий и больница для бедных.

Православная княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская, вдова королевского маршалка Богдана Стеткевича, поддержала общину, и в 1611 году для строительства монастыря с церковью особой дарственной грамотой подарила городу «на вечные времена» участок земли недалеко от р. Свислочи. В этом же году еще 52 богатых горожанина пожертвовали деньги. Полный список их имен хранится в алтаре собора. В следующем, 1612 г., минские жители решили начать на этом месте строительство. Им помогали прибывшие из виленского православного Свято-Духова монастыря Петра и Павла иноки, которые «незамедлительно приступили» к строительству. Строительство велось под руководством игумена Павла Домжавы.

Католическая шляхта не желала строительства в городе православного храма, а тем более монастыря. Православной общине дважды предлагали прекратить строительство, ссылаясь на королевские указы о запрете самовольной постройки церквей.
Несмотря на это, в 1613 г. строительство монастырского храма было в основном закончено. Он был назван Петро-Павловским во имя апостолов Петра и Павла.. В этом же году здесь поселились монахи, приехавшие из Вильно, и начались ежедневные службы. Через 4 года при монастыре уже существовала православная школа.

Католические служители, однако, не желали распространения в Минске «русской» веры и русских обычаев (отношения Польши и Москвы в это время были напряженными). Церковь и монастырь пытались закрыть, а здание передать униатским священнослужителям. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 (1633) году сам король Речи Посполитой Владислав IY даровал монастырю привилегии — держать школу для людей христианских и их детей, а также иметь типографию. В 1620 г. строительство каменной церкви и монастыря на пересечении улиц Немиги и Раковской, успешно завершилось.

В бурные годы борьбы трех вер — католической, униатской и православной и, соответственно, трех различных социальных течений создание православного монастыря с церковью было ценным актом для горожан. Церковь служила не только оплотом веры, но и носителем славянской письменности, а часто и вполне надежной крепостью со своими толстыми стенами и узкими высоко расположенными окнами — бойницами.

Еще в 1617 г, после открытия Петропавловской церковной школы, униатские священники устроили избиение учеников. Два года спустя толпа фанатичных униатов решила разгромить монастырь. Монахи и прибывшие к ним на помощь несколько местных жителей три дня отбивались от разъяренной толпы. В 1734 г толпа польских шляхтичей учинила в церкви разгром. После этого монастырь пришел в упадок. К 1787 г в нем жили лишь 5 монахов. Да и православных оставалось в Минске немного. Горожане придерживались в основном католической и униатской веры.

Изображение Свято-Петропавловского монастыря на печати из хлебного мякиша, 1763 — 1764 гг. [57].

Читайте также:  Пореч (Хорватия) - достопримечательности, фото описание

В 1793 г после 2-го раздела Польши город был присоединен к России. Петропавловский мужской монастырь упразднили.

Петропавловская церковь

К 1795 г храм сильно обветшал. Бывшему тогда первому губернаторскому архитектору Ф. Крамеру было поручено выполнить проект переустройства храма, «однако без излишеств», на пожертвованные Екатериной II 7000 рублей серебром. В обновленной в 1795 г церкви находился Минский кафедральный собор, названный в 1795 г Екатерининским в честь русской императрицы. Царица сделала новой церкви подарки: свой личный гардероб и три небольших серебряных подсвечника. В 1797 г на богослужении в церкви присутствовал новый русский император Павел Первый, оставшийся довольным устройством здания и церковной службой.

Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на очень неудачном и непривлекательном месте. Кафедральный собор был перенесен, а бывший главный минский храм превратился в обычную Екатерининскую церковь.

В 1812 г. во время французской оккупации храм был превращен неприятелем в лазарет, а все церковное имущество и утварь были разграблены или испорчены. Нанесённый ущерб оказался таким большим, что богослужения нельзя было проводить до марта 1814 года.

После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, отпущенные правительством. С этого времени в течение более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога русского самодержавия. В 1871 — 75 гг. пришедший в ветхость храм был почти полностью перестроен. Над храмом воздвигли большой купол, полностью переделали иконостас и расписали стены. По свидетельству современников, своим благолепием художественная роспись стен собора не уступала фрескам храма Христа Спасителя в Москве. После ремонта правый придел собора был переосвящён во имя святителя Николая Чудотворца.

Во второй половине XIX века к Свято-Екатерининскому собору было приписано несколько храмов: Свято-Покровская церковь в Крупцах, церковь во имя св. Марии Магдалины на Переспинском кладбище (Сторожёвка), а также часовни Свято-Ильинская в Цне и Свято-Иоанно-Предтеченская в Большой Слепянке.

В 1913 году при соборе, по документам, насчитывалось 5698 прихожан. Причт собора состоял из настоятеля, трёх священников, диакона и четырёх псаломщиков.

После установления Советской власти началось повсеместное гонение на церковь. В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Внутреннее пространство храма разделили на три этажа. На первом этаже хранилась сельдь. По свидетельствам старожилов, весь церковный двор и ограда были завалены бочками от сельди.

Петропавловская церковь

Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения, по инициативе прихожан, были возобновлены. Произошло это 7 декабря 1941 года. Архиепископом Филофеем (Нарко) главный престол храма был переосвящён во имя святых апостолов Петра и Павла, а несколько позднее был освящен правый придел во имя св. Екатерины.

Затем в Петропавловский собор была внесена чудотворная Минская икона Божией Матери, нашедший здесь приют на всё тревожное военное время. Службы в храме совершались до конца 1944 года, однако, по причине проходившей рядом с церковью границей еврейского гетто, были малолюдны.

Во время войны при налетах как немецкой, так и нашей авиации в храме от бомбежек укрывались жители близлежащих домов.
В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Настоятель храма и другие церковные служащие были осуждены и получили разные сроки заключения. С тех пор служба в храме не проводились почти полвека.
Храм был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны.

После войны здание отремонтировали и в нем долгое время находился государственный архив.

В раннем христианстве церкви назывались домами молитвы. Выгоняя торговцев из храма, Иисус сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». Именно эти слова когда-то украшали фасад храма. Ее много раз заштукатуривали и закрашивали, но она через некоторое время упрямо проявлялась вновь. Во время последней реставрации надпись заделали качественно — теперь она не видна.

1968 г. Фото Воложинского В.Г. 1960-е гг. фото Дитлова

В 1972-79 гг. церковь была в очередной раз реконструирована (арх. А.И. Курто). Разрушен притвор, восстановлена снесенная в войну снарядом северная башня. В процессе реставрации храм обрёл по замыслу реставраторов предположительно первоначальный облик.

Подвалы церкви Подвалы церкви Подвалы церкви Подвалы церкви

Вид с путепровода, соединяющего пл. Свободы и пр. Победителей.

Церковь после реставрации. Конец 1970-х — [7]. Разрушенная Немига и церковь. Фото из личного архива Дмитрия Маслий, 1977 г.

7 декабря 1991 г. в Петропавловском соборе был совершен первый за 46 лет молебен. Незадолго до этого события, 16 июня, храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Войдя в алтарную часть, он окропил стены древнего собора святой водой, благословив их освобождение.

В июне 1993 года в собор благоговейно была внесена икона Трёх Виленских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия. Торжественным крестным ходом она была доставлена в Минск из г. Вильнюса. В эту икону, написанную смоленским иконописцем, после совершения Литургии и молебна в Виленском Свято-Духовом монастыре были вложены частицы мощей святых мучеников, покоящихся в монастырском храме.

В 1997 г. над центральной алтарной частью собора установлен позолоченный кованый крест, а в 1999 г. такие же кресты увенчали две башни храма.

6 апреля 1999 г. были освещены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов. В январе 2001 г. их число дополнилось еще одним, самым большим. В церкви хранится икона Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия с частицами их мощей.

Екатерининская церковь — это часть истории Минска. Когда-то в ней были похоронены горожане, являвшиеся, возможно, предками кого-либо из нас. Фамилия и имя одной из похороненных здесь женщин стали известны в ходе реставрационных работ, проводимых в 70-е годы ХХ в. В стене храма, на его западном фасаде, под шестидесятисантиметровым наплывом кладки был обнаружен участок первоначальной стены с вмурованным в нее камнем. На камне сохранилась надпись на кириллице, из которой узнали, что здесь в 1625 г. была похоронена жительница Минска Яроцкая Мария Ивановна. Она прожила 39 лет и была погребена «при церкви святых апостолов Петра и Павла».

Фото Александра Макетерчика, 2004 У правалаўных вернікаў Мінска — вербная нядзеля. Каля царквы Сьвятых апосталаў Пятра і Паўла. Фота Валерыя Інюткіна 05.04.2015 Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская “Басталия”. Фото Федора Сороки Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская “Басталия”. Фото Федора Сороки Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская “Басталия”. Фото Федора Сороки Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская “Басталия”. Фото Федора Сороки Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская “Басталия”. Фото Федора Сороки Восстановленная роспись XVIII в. творческая мастерская “Басталия”. Фото Федора Сороки

Творческая мастерская «Басталія» — специализированная компания, которая предлагает услуги в области реставрации и дизайнерской деятельности

МИНСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

Минский Петропавловский собор. Фотография с сайта piligrim.by

Минский собор во имя святых апостолов первоверховных Петра и Павла Минской епархии

  • Престолы: первоверховных апостолов Петра и Павла (центральный), великомученицы Екатерины (правый), мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских (левый).
  • Адрес: Белоруссия, 220004, г. Минск, ул. Раковская, 4
  • Телефон: (+375 17) 226-74-75, 306-44-12
  • Официальный сайт: http://sppsobor.by
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Собор — старейший из существующих ныне храмов Минска. Расположен в историческом центре города, вблизи от места слияния Свислочи и Немиги, ныне заключенной в подземный коллектор, между Белорусским домом моды и торговым центром “На Немиге”.

    История

    Собор был основан в 1613 году, когда в Минске, как и в других городах Великого княжества Литовского, начала утверждаться уния. В продолжение нескольких лет многие минские православные храмы и монастыри оказались в юрисдикции униатского священноначалия.

    Православные жители Минска, представлявшие различные сословия, были обеспокоены таким положением дел. На своих собраниях, проходивших в 1611 и 1612 годах, они приняли решение и взяли обязательство ради поддержания в родном городе православной веры на свои собственные средства построить каменный храм и основать при нём мужской православный монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

    Для руководства строительством храма и монастыря из Виленского Свято-Духова монастыря по благословению его настоятеля архимандрита Леонтия Карповича прибыло несколько иноков этой обители, остававшейся в православии. Строительство велось под руководством игумена Павла Домжавы и, несмотря на чинимые препятствия, было непродолжительным. По некоторым сведениям, богослужения в Петропавловском храме начали совершаться уже в конце 1613 года.

    Католические служители пытались церковь и монастырь закрыть, а здание передать униатским священнослужителям. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 году сам король Речи Посполитой Владислав IV даровал монастырю привилегии – держать школу для людей христианских и их детей, а также иметь типографию. В 1620 году успешно завершилось строительство каменной церкви и монастыря.

    Первоначально в соборе было три престола: главный — во имя свв. апостолов Петра и Павла, правый — во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, левый — во имя св. Архистратига Михаила. При храме существовало братство во имя св. Иоанна Крестителя, усилиями которого заведены школа, приют и типография.

    В продолжение почти двухсот лет Петропавловский монастырь был единственным хранителем православной веры в городе Минске. За эти годы он получил широкую известность.

    Ко второй половине XVIII века монастырь пришёл в упадок и находился в бедственном положении. От случившегося пожара в храме обвалилась часть свода и отслоилась имевшаяся на стенах живопись. В храме не осталось ни одного целого окна. В зимнее время внутри собора лежал снег. Братия монастыря, состоявшая в 1766 году из игумена, двух монахов и двух послушников, нашла себе кров в келиях женского монастыря.

    Екатерининский храм

    В 1795 году Петропавловский храм был переосвящён в честь великомученицы Екатерины — небесной покровительницы Российской императрицы Екатерины ІІ, а Петропавловский монастырь переведён в здание бывшего униатского Свято-Духова монастыря. Екатерининская церковь была наделена статусом кафедрального собора недавно образованной (1793) Минской епархии.

    В 1799 году Екатерининская церковь обращается в обыкновенную приходскую, а в 1844 году приобретает статус городского собора.

    В 1812 году во время французской оккупации храм был превращён неприятелем в лазарет, а всё церковное имущество и утварь были разграблены или испорчены. Нанесённый ущерб оказался таким большим, что богослужения нельзя было проводить до марта 1814 года.

    В 1870–1871 годах на средства, предоставленные казной, было осуществлено обновление собора. Над храмом воздвигли большой купол, полностью переделали иконостас и расписали стены. После ремонта правый придел собора был переосвящён во имя святителя Николая Чудотворца.

    В 1933 году собор был закрыт властями, а имущество его подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Внутреннее пространство храма разбили на три этажа. В первом из них было отведено место для хранения сельди.

    Минский Петропавловский собор. Фото нач. XX в.

    Петропавловский собор

    На 1885 год кафедральным собором Минской епархии служил Петропавловский, в котором хранилась чудотворная Минская икона Божией Матери. Собор был взорван летом 1936 года, а икона отправлена в краеведческий музей, где находилась в запасниках до начала Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 года с разрешения немецких оккупационных властей богослужения в Екатерининском храме были возобновлены. При этом архиепископом Филофеем (Нарко) главный престол храма был переосвящён во имя апостолов Петра и Павла, а несколько позднее был освящен правый придел во имя великомученицы Екатерины. Вскоре в Петропавловский собор был внесен и чудотворный Минский образ Божией Матери. Службы в храме совершались до конца 1944 года, но были малолюдны по причине проходившей рядом с церковью границы еврейского гетто.

    В июле 1944 года, вскоре после освобождения Минска, был арестован и осуждён на 10 лет настоятель храма протоиерей Николай Ясинский. Подобная участь постигла и его преемника протоиерея Александра Верниковского, который был арестован 3 января 1945 года. Собор был вновь закрыт, в его здании разместили архив.

    Само здание в 1970-е годы подверглось реставрации: разрушен притвор, восстановлена снесенная в войну снарядом северная башня. В процессе реставрации храм обрёл по замыслу реставраторов предположительно первоначальный облик.

    Возрождение собора

    В 1991 году собор был возвращен Церкви, и 7 декабря 1991 года в нем был совершён первый за 46 лет молебен. Стараниями прихожан и добровольных жертвователей начались реставрация и капитальный ремонт храма и приходского дома.

    В 1997 году над центральной алтарной частью собора установлен позолоченный кованый крест, а в 1999 году такие же кресты увенчали две башни храма.

    6 апреля 1999 года, на Страстной седмице, были освящены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов.

    5 декабря 1999 года, накануне престольного праздника в честь вмц. Екатерины, состоялось торжественное освящение собора и всех трёх храмовых престолов, совершённое митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.

    В январе 2001 года число колоколов дополнилось ещё одним, самым большим колоколом.

    При соборе действует 3 православных братства: во имя святых Виленских мучеников, образовавшиеся в 1992 году, братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца и спортивно-исторический клуб св. Довмонта Псковского, образовавшиеся в 1998 году.

    В соборе продолжаются работы по раскрытию и закреплению древних живописных слоев, в немалом количестве сохранившихся в его интерьерах, создается концепция их восстановления. Осуществляется большой проект благоустройства прилегающей к храму территории, восстановлена в своем историческом виде кованая ограда, построено и сдано в эксплуатацию здание нового приходского дома, где в перспективе разместятся иконописные мастерские, книжный магазин, и где уже работает приходская библиотека.

    Святыни

    • Икона святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, с частицами их мощей
    • Икона святителя Феодосия, архиепископа Черниговского с частицей мощей
    • Икона святого благоверного князя Довмонта Псковского с частицей мощей

    Церковь св. Петра и Павла (Минск)

    Координаты: широта 53.90468, долгота 27.551738
    Дата постройки (перестройки или реконструкции): 1612-20 гг. (1795, 1870-71, 1972-79 гг.)
    Местоположение: Минск, ул. Раковская, 4
    Категория: Религиозные здания: Церкви

    Старые фотографии

    Церковь св. Петра и Павла возглавляет список самых древних сохранившихся до наших дней строений Минска. Даты постройки храма несколько отличаются в разных источниках. Указывается промежуток 1611-1620 гг. Связано это, скорее, с тем, что основное строительство было закончено к 1613 г. и в храме уже могли начать вести богослужения, но окончательно все работы были завершены в 1620 г. Участок земли для строительства был подарен православному братству княжной Авдотьей Григорьевной Друцкой-Горской. От 52 богатых горожан поступили денежные пожертвования. Руководил строительством игумен Павел Домжава. В то время адресов не существовало, люди ориентировались на цвета, в которые были выкрашены стены зданий, поэтому в народе за церковью закрепилось название «желтой». Собственно храм являлся центром мужского монастыря, в который входили также православная школа, типография и больница для бедных.

    Церковь, построенная в стиле барокко, одновременно являлась надежной крепостью, об этом можно судить по толстым стенам и высоко расположенным окнам-бойницам. Несколько раз за свою историю ей действительно пришлось служить оборонительным сооружением. Причем не только от захватчиков, но и от нападений других конфессий в неспокойные для религии времена.

    К концу XVIII в. церковь сильно обветшала, и встал вопрос о серьезном ремонте. Деньги для этого были выделены императрицей Екатериной II. Мужской монастырь был упразднен, и с 1795 г., после восстановительных работ, церковь некоторое время была Минским кафедральным собором, называвшимся Екатерининским в честь русской императрицы. Через несколько лет кафедра была перенесена в другое место, а храм стал называться Екатерининской церковью. Это название закрепилось до 1941 г.

    Во время войны с Наполеоном в 1812 г. в здании находился лазарет французской армии.

    К 70-м годам XIX в. церкви снова понадобился капитальный ремонт. Тогда же она была сильно перестроена: над храмом построили большой купол, был полностью переделан иконостас, расписаны стены.

    В 1933 г., во время активной борьбы с религией в СССР, храм был закрыт, внутри появилось разделение на три этажа, и здание использовалось как склад.

    Во время Великой Отечественной войны, службы в храме были возобновлены и проходили с декабря 1941 г. по июль 1944 г., пока церковь вновь не была закрыта. Здание сильно пострадало во время налетов авиации, после войны было восстановлено, но свой первоначальный вид обрело во время следующей реставрации в 1972-79 гг. (арх. А.И. Курто). После войны, в течение 46 лет, в нем находился государственный архив.

    С декабря 1991 г. в Петропавловской церкви вновь начали проводиться службы.

    В церкви находится икона Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия с частицами их мощей.

    Церковь Святых Петра и Павла

    Церковь Святых Петра и Павла в Минске была возведена в 1613 году по инициативе православного братства на пожертвования православных минчан. Строительными работами руководил игумен Павел Домжава. При церкви был открыт мужской монастырь. Однако монахи, впрочем, как и все православные жители столицы, подвергались постоянному гнёту со стороны католиков и униатов, которых тогда было большинство в Минске. Поэтому к 1787 году в монастыре осталось всего пять православных монахов.

    Несколько лет назад зданию храма исполнилось ни много, ни мало 400 лет. История собора начинается еще в 1611 году, когда княгиня Авдотья Друцкая-Горская, вдова королевского маршалка Богдана Стеткевича, особой грамотой подарила православным верующим земельный участок под застройку на улице Юрьевской. А Юрьевская, ныне Раковская – это же одна из самых престижных улиц старого Менска! Имена остальных 52-х горожан — основателей и жертвователей Свято-Петропавловского собора и одноименного мужского монастыря, также дошли до нашего времени. Их полный список хранится в алтаре собора.

    Надо отметить, что к тому моменту в Минске сложилась уникальная ситуация: после подписания в 1596 году Брестской унии, в нашем городе не осталось ни одной православной церкви или монастыря. Разъехались и православные священники. А вот люди, верные православию, остались. И чтобы исправить возникшую несправедливость, было решено построить храм и при нем мужской монастырь святых Петра и Павла. Тот вид, который мы можем видеть и сегодня, храм приобрел к 1630 году. Именно такой вид зданию вернули во время реставрации в 1979-1984 годах.

    К моменту присоединения Минска к Российской империи монастырь пришел в упадок — здесь осталось всего пять монахов. И это при том, что Петропавловский был единственным православным храмом в Минске и Минской области. Бедственным положением монахов озаботилась Екатерина II, после чего храм был снова обустроен. Тогда же, в честь императрицы, храм переосвятили в Свято-Екатерининскую церковь.

    Несколько лет назад нга входе у собора установили крест в честь знаменитого князя Константина (Василия) Острожского. Прихожане всегда останавливаются у него, чтобы перекреститься.

    Во время войны с Наполеоном Минск был занят французскими войсками, которые приспособили храм под лазарет и склады. А затем вновь наступило время «тучных лет». Виленский губернатор Муравьев, известный в истории прозвищем «Вешатель», в 1870 году затеял ремонт Екатерининского собора и придал ему черты ярославльско-суздальского зодчества, полностью изменившего вид старинного храма.

    После Октябрьской революции и установления советской власти храм был закрыт и перестроен под склад. В основном, здесь хранили бочки с сельдью. И только во время Второй Мировой войны богослужения здесь возобновились и те были малолюдны по причине соседства с еврейским гетто. После войны храм опять закрыли, священников и церковных служек осудили и дали им различные сроки заключения, а в здании разместили Государственный архив. В 1972-1977 годах здание было вновь реконструировано.

    В начале 1990-х годов здание церкви было возвращено верующим. И уже 7 декабря 1991 года в церкви Святых Петра и Павла в Минске был совершён молебен – первый за 46 лет. В июне 1993 года церкви была подарена икона трёх виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. В 1997 году над алтарной частью установлен позолоченный крест, в 1999 году такие же кресты были размещены на башнях храма. В том же году на звонницу подняли 8 колоколов, а в 2001 году их дополнили ещё одним – самым большим.

    В соборе есть икона “Неупиваемая чаша”, у которой молятся об избавлении от пристрастия к алкоголю. Есть и традиция оставлять у иконы фигурки ангелочков.

    Храм имеет в основании прямоугольник, близкий к квадрату, расчлененному на три нефа. Средний из нефов завершается граненой апсидой. Основной фасад фланкируется башнями по углам. В настоящее время храм отреставрирован, его башни получили шатровые завершения, а фасады освобождены от позднейших пристроек.

    Церковь Петра и Павла в Минске – описание, фото, как добраться

    Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Иконы Божией Матери «Державная»:

    Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?” ( Евр., 304 зач., I, 10 – II,) – проповедь на Литургии

    8 марта 2020 года. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

    Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи:

    “Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования…” (Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 – XII, 2.) – проповедь после Литургии

    6 марта 2020 года. В пятницу первой седмицы Великого Поста был совершен молебный канон святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива

    Молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и освящение колива совершили в пятницу первой седмицы Великого Поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Свято-Петро-Павловском соборе города Минска. Коливо (рис, сваренный с медом) после канона было роздано всем молящимся.

    1 марта 2020 года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

    Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Священномученика Ермогена, патриарха Московского:

    “Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали” (Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4) – проповедь на Литургии

    23 февраля 2020 года. Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

    Неделя мясопустная (заговенье на мясо), о Страшном Суде. Священномученика Харалампия, мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц:

    “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1 Кор., 140 зач., VIII, 8 – IX, 2) – проповедь на Литургии

    Поиск по сайту

    Каталог книг библиотеки Свято-Петро-Павловского собора

    Виртуальный тур по собору

    Православный календарь

    Выданні ў продажы

    Уклад. Л.Я. Кулажанка, Т.А. Матрунчык — Мінск. Прыход Свята-Петра-Паўлаўскага сабора. 2012. — 184 с.: іл.

    Выданне склалі жыццеапісанні святых, якія ў розныя часы праславіліся падзвіжніцкім служэннем Царкве і Бацькаўшчыне і былі ўключаны ў Сабор Беларускіх святых. Падаюцца звесткі пра жыццё, служэнне і подзвіг святых, прыводзяцца сведчанні іх гістарычнага і сучаснага ўшанавання. У пачатку кожнага артыкула размешчаны трапар — галоўнае песнапенне ў гонар святога на царкоўнаславянскай і беларускай мовах.” alt=”Святыя зямлі беларускай. Жыццеапісанні.” src=”http://sppsobor.by/wp-content/gallery/vitryna/1.jpg” width=”134″ height=”200″/>

    304 стар., 4 каляровыя ўклейкі, цвёрдая вокладка, паўнаколерная. Мінск, Свята-Петра-Паўлаўскі сабор, 2007. Тыраж 2500 экз.2-е выданне: Гайнаўка, Bratczyk, 2008.

    Чатырохевангелле надрукавана ў форме, прызначанай для выкарыстання пры богаслужэннях: тэкст падзелены на зачалы. У дадатковым раздзеле прыведзены ўказанні Евангельскіх чытанняў на працягу года і пры пэўных нагодах. Пераклад на беларускую мову Біблейскай камісіі Беларускай Праваслаўнай Царквы.

    ” alt=”Свяшчэннае Евангелле” src=”http://sppsobor.by/wp-content/gallery/vitryna/evang.jpg” width=”150″ height=”195″/>

    Уклад. протаіерэй Сергій Гардун, прадм. і пер. з царкоўнаслав. і грэч. протаіерэя Сергія Гардуна. 2-е выд., дап. — Мінск, 2012. — 144 с. 1000 экз.

    “Праваслаўны малітваслоў” мае раздзелы: Малітвы ранішнія, Малітвы вячэрнія, Паследаванне да Святого Прычашчэння, Малітвы падзякі, Малітвы розныя. 2-е выданне Малітваслова (1-е выйшла ў 2004 г.) дапоўнена трыма канонамі, неабходнымі пры падрыхтоўцы да прычашчэння, а таксамі Пасхальным канонам. Пераклад с царкоўнаславянскай і грэчаскай моў на беларускую ажыццявіў кандыдат багаслоўя, прафесар Мінскіх духоўных школ протаіерэй Сергій Гардун.” alt=”Праваслаўны малітваслоў” src=”http://sppsobor.by/wp-content/gallery/vitryna/prayerbook.jpg” width=”141″ height=”200″/>

    Буклет-альбом. Минск, Свято-Петро-Павловский собор, 2011 г.

    Читайте также:  Достопримечательности Гомеля: фото, описание, что посмотреть
Ссылка на основную публикацию