Пролив Дарданеллы: история, где находится, карта

Пролив Босфор и Дарданеллы. Где находится на карте мира, фото, история, кому принадлежит

Проливы Босфор и Дарданеллы – невероятно интересное место на карте мира, которое вызывает неподдельный интерес у географов, историков, политологов, культурологов и обычных жителей планеты.

Значение проливов в современном мире

Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира – сравнительно молодые географические объекты, ранее существующие в виде речной долины. Согласно теории Черноморского потопа, их формирование началось около 7600 лет назад, когда уровень мирового океана был гораздо ниже, а водораздела полуостровов Малая Азия и Балканы не существовало.

Поднявшийся уровень моря в течение короткого промежутка времени затопил часть суши, сформировав на карте мира Мраморное море, закованное двумя появившимися проливами. Босфор стал отделять Мраморное море от Черного, а Дарданеллы стали воротами в Эгейское море.

Через Босфор проходят 2 морских течения – пресноводное верхнее проходит из Черного моря в Мраморное, а соленое нижнее течет в противоположном направлении. Подобное явление наблюдается и в Дарданеллах.

Босфор имеет длину в 29,9 км, а его ширина на разных участках варьируется от 700 м до 3,7 км при наибольшей глубине в 120 м. Дарданеллы превосходят своего северо-восточного соседа по всем параметрам. Имея длину в 120 км, ширина пролива изменяется от 1,3 км до 27 км, а максимальная глубина составляет 153 м.

Происхождение названий проливов уходят корнями в эллинскую культуру, в эпоху формирования древнегреческих мифов.

Изначально Дарданеллы называли Геллеспонтом, ведущим в море Геллы (Мраморное). Гелла же была дочерью царя Фессалии Атаманта, которая утонула в проливе, спасаясь от мачехи вместе с братом. Лишь много времени спустя пролив обрел нынешнее наименование, полученное в честь городка Дардания, основателем которого был Дардан из одноименного племени.

В Античное время главным городом, контролирующим пролив, являлся Абидос.

Босфор же переводится с греческого как «коровий брод». Коровой, окунувшейся в воды пролива, была возлюбленная Зевса девушка Ио. Так она хотела спастись от гнева Геры, жены бога-громовержца. В Античности Босфор также именовался «Боспором Фракийским».

На западном берегу пролива древними греками была основана колония Византий, позже перестроенная римлянами и переименованная в Константинополь. Император Константин Великий в 330 г перенес столицу Римской империи в город, названный в свою честь. А после падения Рима Константинополь на целую тысячу лет являлся столицей Византийской империи.

В 1453 г Византия была уничтожена войсками турок-османов, а ее столица переименована в Стамбул.

Черноморские проливы – так называют Босфор и Дарданеллы – имеют большое значение в современном мире. Они обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировому океану южным регионам России, Украине, Грузии и Абхазии, Болгарии и Румынии. Это одни из самых судоходных и труднопроходимых проливов в мире.

В осенние и зимние месяцы в проливах климат резко становится суровым, характеризуемый холодными ветрами и падением температуры до -16 градусов по Цельсию. В зимы 1621-1669 годов Босфор полностью покрывался льдом. В весенне-летний период климат здесь мягкий, субтропический. Имеют место периоды с высокой влажностью воздуха и высокой жарой.

Средние показатели составляют 71% влажности и 19-28 градусов. За год в проливах выпадает в среднем около 850 мм осадков.

Мосты

Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира – не просто ворота из Черного моря в Средиземное, но и путь из Азии в Европу. Если тысячи лет назад люди использовали для этого морской путь, то в настоящее время между берегами существует транспортное сообщение посредством мостов.

Босфорский мост

В 1973 году был открыт первый подвесной мост Стамбула – Босфорский. Второе его название – Мост мучеников 15 июля. Переименование произошло в честь людей, погибших или пострадавших 15 июля 2016 года во время турецкого военного путча, направленного на свержение президента Турции Реджела Тайипа Эрдогана.

Мост состоит из трех пролетов – пары береговых и одного центрального. Общая протяженность моста составляет 1560 м, а центральной части 1074 м. Это достаточно широкое архитектурное сооружение. Расстояние от края до края равняется 33 м, а высота опор над уровнем моря 165 м. Босфорский мост имеет 6 полос для движения автомобилей, двигающихся на высоте 64 м над водой.

Мост соединяет восточную и западную части Стамбула, обеспечивая движение через центр города.

Мост султана Мехмеда Фатиха

Севернее Босфорского расположен мост султана Мехмеда Фатиха, введенный в эксплуатацию 19 мая 1988 г. Мост длиной 1510 м имеет ширину в 39 м. Он так же соединяет восточную и западную части Стамбула, однако, проходит по северным городским окраинам.

Именно Мехмеду Фатиху удалось в 1453 г взять штурмом столицу Византии – Константинополь, после чего город на долгие годы стал столицей Османской империи. Пропускная способность моста составляет около полумиллиона человек в сутки.

Мост султана Селима Грозного

Этот мост является самым северным мостом Черноморских проливов и располагается вне городских пределов Стамбула. Открыт он был совсем недавно – 26 августа 2016 г. В годы правления Селима Грозного Османское государство активно завоевывало новые территории, росло и крепло.

Главная особенность моста в том, что он комбинированный. Часть моста поддерживается вантами, а середина подвешена на тросах. Он имеет 8 полос для автомобильного движения и 2 железнодорожных колеи. Общая длина моста составляет 2164 м при ширине в 58,4 м и рекордной высоте пилонов в 322 м.

Мост соединяет самые северные территории Босфора.

Чанаккале-1915

К 2022 году в Дарданеллах планируется завершение строительства моста Чанаккале-1915. Его возведение началось 1 марта 2017 г, и запланированная длина будет составлять 3563 м при ширине в 43,06 м и высоте в 318 м. Название моста связано с победой османского флота в годы Первой Мировой войны в ходе Галлипольской кампании.

Согласно проекту, мост будет иметь 6 полос для движения автомобилей, соединяя полуострова Малая Азия и Галлиполи.

Туннели

Черноморские проливы имеют не только наземную переправу, но и подземную. Из-за загруженности автомобильных дорог высшее руководство Турции приняло решение построить 2 подземных туннеля, соединяющих западный и восточный берега Босфора.

«Мармарай»

Впервые идея создания подобного туннеля была выдвинута в XIX в. султаном Абдул-Меджидом, которая не была реализована из-за финансовых и технологических проблем. С 2004 по 2013 годы благодаря работе японско-турецкого консорциума был разработан и воплощен в жизнь проект по развитию железнодорожного сообщения города Стамбул с использованием морского дна.

Согласно проекту, длина тоннеля составляет 13,6 км, а так же были реконструированы 63 км пригородных железнодорожных путей от Гебзе до Халкалы. Проект рассчитан на ежесуточное передвижение 1,5 млн человек. В переводе с турецкого языка, слово «мармарей» переводится как «рельсы по Мраморному морю».

«Евразия»

Строительство данного тоннеля началось 19 апреля 2014 года, а ввод в эксплуатацию произошел тремя годами позднее. Это самый глубокий и широкий тоннель на Земле, который создавался в соответствии со всеми экологическими требованиями ЮНЕСКО. Он также имеет защиту от цунами и землетрясений.

Общая длина этого архитектурного сооружения составляет 14,6 км. Туннель адаптирован для проезда автомобилей и микроавтобусов. 5,4 км автодороги пролегает на глубине более 100 м. Название тоннеля говорит и о предназначении сооружения – соединить европейский берег Босфора с азиатским.

Достопримечательности рядом с Босфором и Дарданеллами

Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира – место не только географическое, но и историческое.

На него оказали влияние множество культур:

  • Древнегреческая.
  • Древнеримская.
  • Византийская.
  • Южнославянская.
  • Культуры народов Азии.
  • Османская.

Кроме того, в разное время здесь господствовало 4 религиозных течения:

  1. Язычество.
  2. Православное христианство.
  3. Католическое христианство.
  4. Ислам.

Одной из главных достопримечательностей Босфора является бухта «Золотой рог». Это узкий залив изогнутой в виде рога формы, разделяющий Стамбул на восточную и западную части. В этом месте была основана колония Византий, выросшая в город с населением в несколько миллионов человек.

В византийские годы бухта перекрывалась ромеями — огромной железной цепью, не пускавшей флот неприятеля к Константинополю. Ныне это людное туристическое место, считающееся красивейшей частью города. На европейской части Стамбула расположился дворец Долмабахче. Он строился в 1842-1853гг для султана Абдул-Меджида I, а с 1984 г по настоящее время является музеем.

Что представляет собой дворец Долмабахче, можно узнать из этого видео:

Название дворца в переводе с турецкого языка означает «насыпной сад». Найти его можно на границе районов Кабаташ и Бешикташ.

Гордостью византийского архитектурного зодчества, сохранившегося до наших дней, является Собор Святой Софии или Айя-София. Первый собор был построен в 324 г, но был разрушен, и при Юстиниане I в 532-537 гг. здание было возведено вновь. Именно оно и сохранилось до наших дней.

До 1453 г. это был главный храм православного мира, но с падением тысячелетней империи здание было переделано турками-османами в мечеть, коей и оставалась до 1935 года, когда здание было преобразовано в музей. Находится собор в районе Фатих, недалеко от парка Султанахмет Аркеоложи, куда можно добраться на трамвае или маршрутках.

Уникальный памятник архитектуры — Султанахмет или Голубая Мечеть, построенная в 1609-1616 гг, сочетающей в себе признаки и византийского наследия – куполообразность и размах мысли. Здание строилось для того, чтобы умилостивить Аллаха после поражения Османской империи в двух войнах. Находится оно в 200 м от Собора Святой Софии.

Но главным дворцом огромной империи вплоть до середины XIX в оставался дворец Топкапы, расположенный на мысе Сарайбурну. С этого мыса можно наблюдать соединение Золотого Рога с акваторией Босфора. Его создание приходится на самое начало деятельности османов в завоеванном Константинополе. Строительство началось в 1465 г и длилось 13 лет.

До дворца можно дойти пешком от Собора Святой Софии, лежащго в 0,5 км от него.

Дарданеллы не менее богаты на достопримечательности. Например, на азиатской части пролива, если ехать на автобусе из города Канаккале 52 км на запад, можно попасть в место, где находятся развалины сразу нескольких крепостей. Одной из таких является крепость Кумкале.

Недалеко от этого места расположился знаменитый холм Гиссарлык. Известен он тем, что благодаря раскопкам этого холма Генрихом Шлиманом была найдена более знаменитая и легендарная крепость-город, о которой писал Гомер в «Иллиаде» — Троя.

В этих местах Гектор был сражен Ахиллом, царство престарелого Приама было порабощено воинственным царем Агамемноном, а Древняя Греция начала распространение своей культуры на восток. Попасть в Трою можно и с европейского берега – она находится в 7 км от побережья Дарданелл.

На крутом побережье Дарданелл прямо на поверхности земли нанесена надпись «DUR YOLCU!», увидеть которую можно, только проходя через пролив на корабле.

В переводе с турецкого она обозначает: «Остановись, странник! Эта земля, по которой ты, не задумываясь, шагаешь, является местом заката целой эпохи». На европейском берегу Дарданелл расположен небольшой городок Гелиболу, известный своей каменной башней – последний сохранившийся объект византийских укреплений.

В годы русско-турецких войн там содержали пленных казаков, а в 1921 году была гауптвахтой для солдат Русской армии барона Врангеля. На сегодняшний день в башне расположен музей турецкого морехода Пири-реиса. Добраться до Гелиболу можно на межгородских автобусах и при помощи корабля.

Отели с видом на Босфор

На туристической карте мира Черноморские проливы занимают особое место. И если Дарданеллы по большей части привлекают историков, то мечта многих туристов – посетить Босфор.

На берегу пролива имеется множество отелей с прекрасным видом на море, которые отражены в таблице:

НазваниеЗвездностьМестонахождение

в Стамбуле

Как добратьсяСтоимость проживания

(сут./чел.)

The Ritz-Carlton5Asker Ocagli Cad, 6Городской транспортОт 12500 руб.
Double Tree by Hilton4Ordu cad, 33;

Albay Faik Sozdender cad, 31

Городской и водный транспортОт 7000 руб.
Kalyon Hotel4Kennedy cad, 34Городской и железнодорожный транспортОт 5000 руб.
Nordstern5Tersane cad, 5Городской, водный и железнодорожный транспортОт 5500 руб.
Anjer Hotel Bosphorus4Findikli Meclisi Mebusan cad, 61Городской и водный транспортОт 4100 руб.

Интересные факты

Из-за уникальности своего геологического формирования и исторической важности проливов, не стоит забывать о некоторых интересных фактах, связанных с ними.

Босфор — чертово течение

Данный природный феномен особенно ярко проявляется во времена весеннего половодья, когда талая речная вода врывается в акваторию Мраморного моря через Босфор. В это время скорость течения в проливе резко возрастает, а голубые водные потоки начинают бешено нестись в сторону Дарданелл, создавая вскипание воды в наиболее узких участках пролива.

Пузырящаяся водная масса создает эффект шипения.

Древний город Канаккале

Самое древнее поселение, существовавшее в окрестностях нынешнего города, датируется 4800 г. до н.э. Потомки первых жителей, спустя сотни лет, основали в этих местах два города – Трою и Ассос. В память о них в центре города воздвигнута статуя троянского коня.

Ныне существующий город берет свое начало от османской крепости, воздвигнутой в XV в.

Извилистый рельеф Дарданелл

Проливы Босфор и Дарданеллы – 2 узких пролива на карте мира, через которые можно было попасть из Европы в Азию и наоборот. Однако, переправа через Дарданеллы осуществлялась гораздо реже, чем через Босфор, что связано с извилистым рельефом пролива.

Кроме того, что в древности это была горная долина с сохранившимися скальными образованиями, судам, идущим через пролив, требуется несколько раз менять направление движения, чтобы пройти пролив.

Автор: Михаил Пушкарев

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о проливе Босфор и Дарданеллы

Достопримечательности окрестностей Босфора:

Пролив Дарданеллы – «Море Геллы» (Пролив Босфор и Дарданеллы на карте мира)

Содержание:

Пролив Дарданеллы на карте мира.

Пролив Дарданеллы – гордость и слава всех жителей Турции. Для туристов – это уникальная возможность прикоснуться к месту боевой славы всей страны, интересная историческая достопримечательность Турции.

Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.

Дарданеллы – это пролив между северо-западной частью Малой Азии и, находящимся в европейской части Турции Галлипольским полуостровом. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина – 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Пролив Дарданеллы в паре с Босфором и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется «Чанаккале Богазы» (от имени города на азиатском берегу пролива). Длина и ширина пролива Дарданеллы в два раза больше длины и ширины Пролива Босфор.

Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)

Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».

Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери – их воспитывала злая мачеха Ино.

Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.

Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем – с тех пор прозвали «морем Геллы».

Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.

Дарданеллы – история воин за пролив со времён античного мира

Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины Трои.

Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны.

Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет, что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов.

В 334 г. до н. э. Александр Македонский, переправился из Европы через Геллеспонт (Дарданеллы) и начал свой знаменитый поход в Азию.

Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива Мехметом II Завоевателем были построены две крепости. Крепость Чименлик — на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре).

Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе «замок моря») построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя «Нусрет» который швартован рядом с крепости у музейного причала.

По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе.

После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива. В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы.

Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели.

Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть.

Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

Острова пролива Дарданеллы

В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.

Другой остров – Тюркели, рай для любителей пляжного отдыха и вина, расположен на юго-западе. Наконец, девять, так называемых, Принцевых островов, находятся в пределах 25 км от Стамбула, четыре из них открыты для посещения, один – в частной собственности и другие четыре – необитаемы. Между материком и островами работает паромное сообщение. На паром можно сесть в порту Кабаташ, это конечная остановка трамвая.

На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать. Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми. Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.

На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.

Стратегическое значение Пролива Дарданеллы

Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцати километровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями – Босфора, стоит Стамбул.

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным. Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.

Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.

Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

История. Позор России, как мы потеряли проливы Босфор и Дарданеллы

Геополитические устремления многих правителей России были направлены на получение вожделенных Черноморских проливов.

Босфор и Дарданеллы обладают уникальным местом положения, выход в средиземное море возможен только через них.

Первым среди Российских правителей проявившем стремление заполучить проливы был Петр Первый. Монарх прорубивший “окно в Европу” иницировал переговоры с Турками по теме проливов, переговоры длились 10 месяцев.

Но его попытка не увенчалась успехом, но он наметил вектор дальнейшей Российской политики в вопросе черноморских проливов.

Больше подробностей смотрите в видео.

Следующем монархом изменившим ситуацию была Екатерина Вторая. Именно при ней был подписан мирный договор с турками, по которому русские моряки могли без каких-либо препятствий проходить через Босфор и Дарданеллы.

Такая ситуация не могла длиться бесконечно и по результатам Русско-Турецкой войны Россия опять потеряла возможность использовать проливы.

Но во время Первой Мировой войны, политическая карта изменилась. Россия смогла подписать секретные соглашения с союзниками по Антанте. В частности по соглашениям России отходили и проливы, и некоторые другие земли.

Грянула Октябрьская Революция и Владимир Ильич Ленин не нашёл ничего лучше, чем расторгнуть все договорённости. Таким образом Ульянов Ленин “слил” все 300 летние усилия русской дипломатии.

Как Вы считаете, Ленин это сделал намеренно?

Дубликаты не найдены

Нельзя потерять то, чего у тебя нет.

Англо-франко-русское соглашение — оформленное 18 марта 1915 года секретное соглашение между странами Антанты, по которому Великобритания и Франция соглашались разрешить вековой Восточный вопрос путём передачи Константинополя с черноморскими проливами Российской империи в обмен на земли в азиатской части Османской империи.

Что-то я пропустил момент, когда Константинополь с проливами принадлежал Великобритании и Франции!? Так-то я тоже могу кому-нибудь, что-нибудь передать. Вот хоть тебе. Например, Апеннинский полуостров нужен? Забирай!

ну в тегеране и ялте примерно так и пилили.

Фига ты сравнил. Во первых в Тегеране всё достаточно скромно было, потому, что никто не знал как дальше ситуация развиваться станет. Ну а в Ялте уже всё было примерно понятно. У союзников выбор был небольшой; или соглашаться, или каким-то волшебным образом убрать армию СССР с занятой территории.

История знает массу примеров когда две и более стран делят что-то им не принадлежащее.

Ну так на вскидку – Мюнхенское соглашение.

Ну да. Только есть нюанс. Гитлер мог взять, то что просил, а Николай II, нет. Кстати может отчасти поэтому Великобритания с Францией и согласились, просто реально оценив что шансы у России нулевые.

Я надеюсь, то, что Николай не имел возможностей захватить проливы доказывать не надо.

Вы ролик посмотрите и кончим спор.

Так и скажите – вместо аргументов вам надо накрутить просмотров на канале с дерьмом.

Посмотрел. Этого достаточно? Или ещё есть что сказать?

Когда в 1915 русская армия терпя тяжелейшие поражения вела великое отступление на восток, не в силах остановить немцев, англичане и французы вместо того, чтоб ударить всеми силами на западном фронте (как сделала Россия в 1914, когда отступали французы), отправили свои войска на проведение дарданельской операции против турок (с которыми мы сами прекрасно справлялись) с целью захвата проливов.

Вы правда думаете, что они так торопились захватить их сами, чтобы потом отдать нам?

Особенно если посмотреть на пример Италии, которой тоже много чего обещали за войну против немцев.

Очередной вброс на тему, кляты коммуняки все просрали.

Ага, союзники полезли на Галлиполи, чтобы потом отдать его России, а революцию устроили, потому что Коле отдавать проливы не хотели, нужен был демократически избранный лидер.

Не со всем согласен, но в общих чертах дядя этот недалек от истинны

Moskalek, Российская империя вступила в Первую Мировую войну не по одной конкретной причине, а по совокупности самых разных факторов.

Говорить, что именно получение Константинополя было причиной вступления России в войну в корне неверная позиция.

я в курсе, поэтому и написал, что не со всем согласен, касаемо уничтожения России при помощи коммунистов, тоже не согласен, но то, что революция поддерживалась из вне, очень похоже на правду.

А потом и Панамский канал проебали. Хорошо хоть Волго-Донской канал не “ушел”.

Калифорнию еще вспомни. Ленина тогда, правда, еще не было.

Автор, ты хоть на карту смотрел перед тем как писать этот бред? Как ты себе представляешь передать России часть земель в центре Турции, да еще и в центре столицы? Это как передать другой стране например Фрунзенскую и Кремлевскую набережные Москва-реки в центре Москвы.

DReingard, не нашёл на политической карте мира страну под названием Укрия. Мы с вами с разных планет?

DReingard, рекомендую вам самому почитать, что же такое сарказм и чем отличается от банального хамства.

Spacemouse. спасибо за урок географии.

Константинополь по вашему центр Турции. Проверьте ваши карты, они с дефектом.

Соглашения Антанты – реальный исторический факт

Россия смогла подписать секретные соглашения с союзниками по Антанте. В частности по соглашениям России отходили и проливы, и некоторые другие земли.

И как же по мнению “аналитиков” Россия могла бы контролировать Дарданеллы? Флота нет. Баз на Мраморном и Эгейском морях нет.

Для понимания ситуации. Россия перед Первой Мировой войной обладала крупнейшим военно-морским флотом среди всех флотов Черного моря.

Так , что контролировать проливы в случае чего Российская Империя нашла бы чем.

Какие моря соединяют Дарданеллы? Где находится ближайшая к этому проливу база ВМФ РИ? Каким образом могут контролировать сразу 3 моря 2 линкора-додредноута, 4 броненосца, 2 крейсера, 17 эскадренных + 12 миноносцев, 4 подводные лодки?

Турция имея существенно более слабый флот как-то контролировала проливы?

Соотношение сил перед Первой Мировой: Русский Черноморский флот и Германо-турецкий флот

Перед войной Черноморский флот, по всем статьям, имел полное превосходство над врагом: и по количеству вымпелов, по огневой мощи, по боевой подготовке, выучке офицеров и матросов. В его состав входили: 6 линейных кораблей старого типа (т. н. броненосцы, или додредноуты) – флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст» (1904-1911 гг. постройки), «Пантелеймон» (бывший печально знаменитый «Князь Потёмкин-Таврический», 1898-1905 гг. постройки), «Ростислав» (1894-1900 гг. постройки), «Три Святителя» (построен в 1891-1895 гг.), «Синоп» (1883-1889 гг. постройки); 2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. Основной базой был Севастополь, флот имел свои верфи в Севастополе и Николаеве. Строились еще 4 мощных линейных корабля современного образца (дредноуты): «Императрица Мария» (1911-июль 1915 г.), «Императрица Екатерина Великая» (1911-октябрь 1915 г.), «Император Александр III» (1911-июнь 1917 г.), «Император Николай I» (с 1914 г., незавершен из-за резкого ухудшения политической и финансово-экономической обстановки после Февральской революции 1917 г.). Также уже в ходе войны Черноморский флот получил – 9 эсминцев, 2 авиатранспорта (прообразы авианосцев), 10 подводных лодок.

К началу столетия турецкие военно-морские силы представляли собой жалкое зрелище – сборище морально и технически устаревших кораблей. Одна из главных причин этого полное банкротство Турции, денег в казне не было. У турков было всего несколько более или менее боеспособных кораблей: 2 бронепалубных крейсера “Меджидие” (построен в США 1903 г.) и “Гамидие” (Англия 1904 г.), 2 эскадренных броненосца « Торгут Рейс» и «Хайреддин Барбаросса» (броненосцы типа «Бранденбург», куплены в Германии в 1910 г.), 4 построенных во Франции эскадренных миноносца (1907 г. типа «Дюрандаль»), 4 эсминца немецкой постройки (закуплены в Германии в 1910 г., тип “S 165”). Отличительной особенностью турецких морских сил было практически полное отсутствие боевой подготовки.

Как Сталин хотел овладеть проливами Босфор и Дарданеллы?

Босфор и Дарданеллы — проливы, соединяющие Чёрное море со Средиземным, — в течение нескольких веков были своего рода «навязчивой идеей» любого российского правительства. Овладеть проливами, покончить с зависимостью от Турции (а значит, и от любой европейской державы, могущей при поддержке той же Турции угрожать России через эти проливы) — к этому стремились целые поколения отечественных дипломатов и политиков всех мастей…

Ахиллесова пята российской обороны

Представители конкурирующих держав — в первую очередь Англии — любой ценой стремились не допустить утверждения русского господства в проливах. В критические моменты истории Британия открыто грозила войной, если русские солдаты появятся на берегах Босфора.
Пока проливы были не в наших руках, русское владычество на Чёрном море всегда было под угрозой. Более того, Чёрное море являлось своего рода «ахиллесовой пятой» — слабым местом российской обороны. При необходимости иностранные державы могли осуществить там (и только там) интервенцию — что прекрасно было показано в ходе Крымской войны 1853-1856 годов. Интервенция через Балтийское море была невозможна (форты Аландских островов и Кронштадта надёжно закрывали Финский залив). Вторгаться через Архангельск или Владивосток было далеко и сложно. А вот Чёрное море в этом плане было идеально. Также Турция могла в любой момент «запечатать» проливы — и русский Черноморский флот оказывался бы в ловушке, превращаясь в ещё одну «каспийскую флотилию» (флот замкнутого водоёма, не имеющего выхода в другие моря).

Сбросить «проклятие проливов»

Взгляд на проливы, как ключ к Чёрному морю, разделял и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Ещё в начале 1930-х годов в беседе с адмиралом Исаковым он говорил: «Что такое Чёрное море? Бутылка. А пробка не у нас…». Именно тогда — сознавая уязвимость русских позиций на Чёрном море (и на Балтике) — Сталин решил создавать Северный флот. Чтобы хотя бы через арктические трассы иметь свободный выход в Мировой океан.
Правда, в 1936 году была Заключена международная конвенция в Монтре (действующая до сих пор). Эта конвенция устанавливала ограничения для прохода военных судов нечерноморских держав через проливы. Нечерноморским государствам (Англии или, к примеру, США) было разрешено отправлять в Чёрное море только лёгкие надводные корабли. Причём общий тоннаж этих кораблей, единовременно находящихся в Чёрном море, не должен был превышать 30 тысяч тонн (а судов одной из держав — 20 тысяч тонн). Военные суда Турции, СССР и других стран, имеющих выход к Чёрному морю, — могли передвигаться через проливы без всяких ограничений.
Но все же и в таком виде статус проливов не устраивал Сталина. Потому что конвенция сохраняла исключительный суверенитет Турции над проливами. То есть Турция в любой момент могла закрыть проливы — как бы это было неудобно и как бы это ни нравилось Советскому Союзу. Кроме того, контроль за тоннажем чужестранных судов, входящих в Босфор, опять же был делом «доброй воли» турок. Стоило туркам рассориться с Советами — как они могли позвать к себе на подмогу сколько угодно вражеских кораблей, наплевав на все конвенции. Сталину такая ситуация не нравилась. Но пока приходилось терпеть, ожидая подходящего случая, чтобы сбросить с себя это «проклятие проливов». Подходящий случай, как казалось, представился в конце Второй мировой войны — в 1945 году…

Турция должна «заплатить высокую цену»

Во время войны Турция формально оставалась нейтральной, но фактически подыгрывала гитлеровской Германии — особенно в первые годы, когда победа немцев казалось весьма вероятной. Так, в 1942 и 1943 годах турки — невзирая ни на какие конвенции — пропустили через проливы в Чёрное море германские десантные баржи, которые затем использовались в операциях на советском черноморском побережье.
Советскому Союзу приходилось держать значительные силы на черноморском направлении и в Закавказье, так как резонно нужно было опасаться открытого выступления Турции на стороне Гитлера. Турки уже давно зарились на советскую Армению и Грузию, так что их вступление в войну на стороне стран «Оси» было вполне вероятным.
Правда, великая победа в Сталинграде охладила авантюрные настроения турецкой верхушки. Но в Москве не забыли коварного поведения турок. И когда окончательная победа уже была близка — решили призвать Стамбул к ответу. Турки — по мнению советского руководства — должны были «заплатить высокую цену» за своё двурушничество. И этой «ценой» должны были стать именно проливы…

«Аппетит приходит во время еды…»

19 марта 1945 года СССР денонсировал советско-турецкий договор о дружбе от 25 декабря 1925 года. Это был такой «толстый намёк» на то, что раз дружбы уже нет, то может начаться и война. Турки, конечно, испугались — Красная армия в 1945 года находилась на пике своей мощи, и связываться с ней никто не хотел. Поэтому турки дрогнули и уже в мае предложили Сталину проект соглашения, по которому — в случае войны — Турция гарантировала Красной армии свободный проход через турецкую территорию, а советскому военному флоту — свободу плавания через турецкие территориальные воды.
Однако уступка со стороны Стамбула была воспринята в Кремле как слабость. Как говорится, аппетит приходит во время еды, и у советских вождей возникло желание «дожать» Турцию до полного удовлетворения своих требований.
Требования Кремля были озвучены Наркомом иностранных дел Молотовым в беседе с турецким послом Сарпером (7 июня 1945 года). Москва предлагала установить режим совместного советско-турецкого контроля в черноморских проливах. А гарантией такого совместного контроля должно было стать размещение на Босфоре советской военно-морской базы.

«Великодержавный мираж» Сталина

Турки не на шутку перепугались — размещение советской военной базы на Босфоре (то есть фактически в Стамбуле) ставило крест на турецком суверенитете, превращая Турцию в вассала Кремля. Ответ официального Стамбула на это предложение Молотова был резко отрицательный. Смелости туркам придавал и тот факт, что между недавними союзниками (СССР с одной стороны, а Англией и США — с другой) уже начался разлад, который в скором времени превратит бывших друзей в заклятых врагов. То, что позднее назовут «холодной войной», уже маячило на горизонте. Ни Лондону, ни Вашингтону было совсем не по душе такое усиление Советского Союза в черноморском регионе. Поэтому сначала тайно и втихомолку, а потом все более открыто — они стали поощрять турок на сопротивление. А Сталин упорно гнул свою линию, хотя более осторожный Молотов понимал, что «продавить» нужное решение в этом вопросе Советскому Союзу вряд ли удастся. Но вождь страны-победительницы тогда был одержим идеей собирания растраченного наследия Российской империи. Сталин хотел войти в историю России как лидер, который собрал всё, что растеряли цари. Тот же мотив двигал генсеком и в вопросе проливов. Мол, цари бились-бились за то, чтоб получить доступ к проливам, — и ничего не добились. А вот Сталин смог достичь того, о чём до него безуспешно мечтали веками!

Неприемлемые предложения

Исходя из этой бескомпромиссной линии вождя, 7 августа 1946 года советское правительство обратилось к Стамбулу с официальной нотой, в которой предлагало изменить режим проливов следующим образом:
— для военных судов черноморских держав проливы открыты всегда;
— для военных судов нечерноморских держав проливы всегда закрыты.
Против этих пунктов турецкое правительство, в принципе, не возражало. Неприятие вызвали следующие два пункта советской ноты, а именно:
— пункт о том, что всякое изменение режима проливов должно решаться не самими турками, а Турцией совместно с СССР;
— пункт о совместной советско-турецкой обороне проливов (то есть фактически возвращались к всё той же идее советской военной базы на Босфоре).
На эти два пункта турецкое правительство вполне резонно заявило, что они подрывают саму идею национального суверенитета Турции.
Стамбул — при полной поддержке Англии и США — ответил на советские предложения отказом.

Кремль даёт «задний ход»

Желая непременно добиться своего, Сталин решил турок немного попугать — чтобы сделать их более сговорчивыми. На Кавказ прибывают дополнительные воинские контингенты, усиливается советский Черноморский флот. Однако шантаж Турции возможным открытием военных действий встретил жёсткую и консолидированную позицию Запада. Американцы дали понять, что не остановятся перед нападением на СССР в случае, если русские попытаются захватить проливы силой. Тогда же начинают разрабатываться самые первые американские планы ядерной войны с Советским Союзом. Поняв, что шантаж не сработал и что угроза третьей мировой войны становится вполне реальной, Сталин дал задний ход. В данной ситуации это было единственно разумное решение. «Хорошо, что вовремя отступили», — вспоминал впоследствии Молотов. В общем, в вопросе проливов великодержавные стремления Сталина привели совершенно к обратному результату: не к усилению советской позиции на Чёрном море, а к её ослаблению. Напуганные «захватническими планами русских», турки бросились в объятия НАТО (в феврале 1952 года Турция вступила в альянс) и даже разместили на своей территории американские ракеты (их убрали лишь после знаменитого Карибского кризиса 1962 года).

Подвёл «фактор времени»?

Почему же у Сталина ничего не получилось в вопросе проливов? Роковое значение имел фактор времени. Захват проливов был бы вполне реальным, если бы Советский Союз объявил войну Турции году так в 1944-м — когда западные союзники ещё крайне нуждались в русских. Но тогда Сталин не решился — не завершив войны с Германией — открывать ещё один фронт боевых действий. А после краха Германии и Японии в 1945 году было уже поздно. Западные союзники в тот момент думали уже не о дружбе с Россией, а об её «сдерживании». В таких условиях всякое давление на Турцию было обречено на провал.
Вскоре после смерти Сталина, 30 мая 1953 года, МИД СССР официально отказался от каких-либо требований к Турции касательно проливов. Вековая мечта российских и советских политиков об овладении черноморскими проливами так и осталась мечтой…

Журнал: Война и Отечество №4, февраль 2020 года
Рубрика: Политика
Автор: Дмитрий Петров

Где находилась Троя — на территории современного государства? В какой стране в наше время? Где находится город сейчас?

Древний город Троя расположен на северо-западе Анатолии, рядом с известным проливом Дарданеллы и горой Ида. Архитектурные памятники истории на территории, где находится город Троя, охраняются ЮНЕСКО.

Положение Трои в древнем мире

Свою всемирную известность эта местность получила благодаря, так называемой, Троянской войне и ее символу – Троянскому коню. Эта легендарная история описана в ряде произведений античной литературы, самыми известными из которых являются поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада».

Древние истории дали Трое еще одно название Илион. Этот величественный город был расположен на территории Малой Азии прямо на входе из Эгейского моря в пролив Дарданеллы. Через Трою проходил старинный морской торговый путь, соединяющий Эгейское, Мраморное, а также Черное море.

Троянское государство в период бронзовой эпохи контролировало Дарданеллы и благодаря этому считалось одним из главных звеньев торговли, соединяющих Запад с Востоком. Как известно из произведений Гомера вблизи Трои протекали воды рек Симоис и Скамандр.

Исток реки Скамандр находился на горе Ида, которая в нынешнее время носит название Каз-Даг. В те дни, когда основали город Троя, его местом расположения было побережье вблизи залива с таким же названием. То место, где находится Троя в наши дни, на залив не похоже.

Это огромная равнинная местность, образованная благодаря аллювиальным осадкам рек Симоис и Скамандр, период накопления которых составил много тысячелетий. Со временем река нанесла столько материала, что его хватило для заполнения всей бухты.

Там, где находится город Троя в наши дни, остались одни древние развалины. Это территория современной Турции. От города Чанаккале до Трои расстояние составляет всего лишь 30 километров. Рядом с древним городом находится поселок Тевфикие.

Троянский конь и другие достопримечательности

Прямо на входе в город расположена копия Троянского коня, изготовленная из дерева. Посетители даже могут попасть внутрь этой величественной конструкции. Вблизи коня находится Музей раскопок, напротив которого расположен сад Питос, где протянут древний водопровод, и можно посмотреть на старинные изделия из глины.

Желающие посетить город должны купить билет, стоимость которого составляет 15 лир. Лучше всего посещать эту местность с организованной экскурсией и квалифицированным гидом. Все дело в том, что развалины очень похожи друг на друга и вам быстро надоест их рассматривать, а вот рассказ экскурсовода придаст внешней непритязательности весомую историческую ценность.

Разрушение и восстановление Трои происходило девять раз. После каждой «перестройки» оставались некоторые архитектурные детали, которые сохранились до наших дней.

Круговая дорога

Чтобы лучше осмотреть местность, где находится Троя, следует объехать ее по круговой дороге. В правой стороне от входа можно лицезреть башню и стены, которые остались после седьмой реконструкции города.

Именно о том периоде идет речь в знаменитой поэме Гомера «Илиада». В этом месте есть лестница. Спуститесь по ней и пройдите вдоль кирпичных стен, половина из которых сохранилась до нашего времени в нетронутом виде.

Вверху находится алтарь храма Афины, а через дорогу жилища состоятельных горожан. Далее на вашем пути встретятся траншеи, которые сохранились после раскопок Шлимана.

В итоге вы выйдите к величественному дворцу, который, по мнению археологов, тоже относится к историческому периоду времен Гомера. В правой стороне от дворца находятся развалины места, где жители Трои молились древним богам.

kucheryavchik

кучерявый гид

хочется быть серьёзным, но ты кучерявый

Иногда, глядя на карту мира, кажется, что все войны, сражения, территориальные распри и этнические конфликты можно объяснить с точки зрения одной географии. Есть места на глобусе, стратегическая выгода от владения которыми вынуждала армии сражаться за них, невзирая на потери солдатской крови. Одно из таких сражений произошло в 1915 году, длилось 9 месяцев, унесло жизни ста тысяч солдат. Речь идёт о Битве за Дарданеллы.

Пляж на берегу Эгейского моря скрывает тёмное прошлое.

Пролив Дарданеллы разделяет Европу и Азию. Не Босфор, а Дарданеллы – самый узкий перешеек между двумя континентами. Расположенный к югу от Стамбула, на южной оконечности Мраморного моря, пролив много раз на протяжении истории становился ареной битв.

Пролив Дарданеллы – самый узкий переход между Европой и Азией. Ширина пролива колеблется от 1,2 до 6 км.
Александр Македонский начинал азиатский поход переходом через Дарданеллы. Царь Ксеркс соорудил здесь наводной мост из кораблей, чтобы персидская армия перешла на европейский берег и завоевала Грецию. Из школьных уроков истории и голливудского блокбастера «300 спартанцев» мы знаем, что ему это не удалось. На спор пролив пересёк вплавь 22-летний лорд Байрон.

Крепость Килитбахыр находится в самой узкой точке пролива Дарданеллы.
1200-метровая полоса воды не только разделяет континенты, но и таит загадку, как добраться из Эгейского моря в Чёрное. Основное время течение направлено с севера на юг, но иногда течение разворачивается, позволяя кораблям доиндустриального века пройти в Мраморное, а оттуда – в Чёрное море. Веками тайну переменчивого течения хранили жители города Троя, расположенного ныне в нескольких километрах от берега. Раньше троянская крепость возвышалась над самым берегом пролива, который лишь иногда позволял подняться в Чёрное море.

Вид на пролив Дарданеллы из Трои. Раньше вода доходила до основания Трои.
Император Константин (впоследствии прозванный Великим) в поисках подходящей площадки для строительства новой столицы Римской империи рассматривал два варианта. Константинополь должен был бы возникнуть на месте Трои, здесь существовала развитая инфраструктура, но из-за болотистой местности (и неразлучно связанной с ней малярии) Новый Рим был построен в 250 километрах к северо-востоку отсюда, на западном берегу пролива Босфор.

Пролив Босфор в Стамбуле и Первый Босфорский мост.
Сегодня пролив Дарданеллы – одна из самых загруженных водных магистралей мира. Один корабль проходит здесь, в среднем, раз в десять минут, что за год составляет нешуточный трафик в 50 000 суден. Важная экономическая магистраль была тем важнее в годы Первой мировой войны.

Дарданеллы – важный транспортный путь для кораблей.
В 1915 году политическая карта Европы выглядела иначе, чем сегодня. Османская империя, в прошлом могущественное объединение на востоке Европы, постепенно теряла земли на Балканском полуострове. Один за другим народы на подъёме патриотизма (и национализма, их трудно отличить друг от друга) отделялись и создавали собственные государства. Греция стала независимой от Османского султана в 1832 году, Сербия – в 1835, Болгария – в 1908, Албания – в 1912 году. Европейские владения Османской империи сократились до тех 3% европейской территории современно Турции, которые позволяют ей участвовать в европейских соревнования и претендовать на членство в Евросоюзе. Контроль над проходом кораблей между Чёрным и Средиземным морями всё ещё находился в руках Османской империи. Это осложняло ведение общих военных действий армиями Антанты. Напомню, в Антанту входили Англия, Франция и Россия. В противоположном углу ринга собрались страны-участницы Тройственного (впоследствии Четвертного) Союза: Германская, Австрийская и Османская империи, а также Италия, в 1915 году сменившая лагерь.

Западное побережье полуострова Галлиполи выходит к Эгейскому морю.
Российская армия с большими потерями сражалась против Германского Рейха на восточном фронте, Франция боролась за честь Третьей Республики на западном фронте. Османская империя вела боевые действия на Ближнем Востоке и Кавказе. Стратегическое сообщение между английским, французским и русским флотами усложнял факт контроля Турции над проливами Босфор и Дарданеллы.

Английское военное главнокомандование рассматривало варианты получения контроля над обоими проливами. Автором высадки в районе пролива Дарданеллы был Первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Его идея заключалась в выталкивании слабой Османской империи из войны и облегчении морского прохода из Средиземного в Чёрное море, что требовало захвата контроля над проливом Дарданеллы.

Первая попытка морского сражения провалилась, 4 британских и французских судна были потоплены, ещё столько же были повреждены подводными минами, заложенными турецким миноносцем за 10 дней до начала операции. Тогда было решено в пользу высадки солдат на полуострове Галлиполи и захвата контроля над проливом Дарданеллы со стороны суши.

Туристы фотографируют места, где 98 лет тому назад велась ожесточённая битва.
Пока немецкие суда охраняли устье Босфора со стороны Чёрного моря, ожидая атаки российского флота с севера, силы объединённой британской и французской армий высадились в апреле 1915 года на необитаемом пляже на гористом полуострове Галлиполи, с вершины которого открывался вид на пролив Дарданеллы. Военные стратеги планировали захватить единственное укрепление на полуострове за несколько дней, после чего установить пушки на вершине горы и подвергнуть все проходящие по проливу турецкие и немецкие суда обстрелу.

С вершины Чунук Баир можно было контроллировать пролив Дарданеллы.

Укрепление Чунук Баир – самая высокая точка полуострова Галлиполи.
После победы в морском сражении в проливе Дарданеллы турецкие военачальники рассматривали возможную высадку войск союзников на полуострове Галлиполи. Наиболее вероятным им казалась высадка на южной оконечности полуострова. Было принято решение следить за побережьем из единого укреплённого пункта на самой высокой точке полуострова, крепости Чунук Баир. Именно за эту высоту будет вестись девятимесячная битва.

На длинной береговой дуге вдоль Эгейского побережья должны были высадиться австалйиские и новозеландские войска, ...
. но по ошибке солдаты оказались на вот этом клочке суши, с которого было намного труднее завовевать горную вершину.

И теперь здесь музей.
Высадка союзников началась на рассвете 25 апреля. Французские войска высадились на хорошо укреплённой южной оконечности Галлиполи. Британские войска также встретили готовое сопротивление. Из каждых 100 солдат лишь 12 достигли берега. Большинство солдат гибло в воде, даже не достигнув пляжа. Австралийские солдаты высадились в самой северной бухте и встретили здесь малочисленное сопротивление. За несколько часов были убиты все турецкие солдаты 57-го полка, которым был дан приказ стоять насмерть. В знак уважения к падшим товарищам в турецкой армии до сих пор нет 57-го полка.

Самая южная точка полуострова Галлиполи, пляж Хеллес, стал местом высадки французских солдат.
Несколько грубых стратегических ошибок и сложные, непроработанные планы атаки союзников расстроили операцию и сыграли на руку оборонявшимся. Пока первые австралийские солдаты ждали сигнал от командования к взятию высоты, турки выиграли время и успели позвать на помощь.

Такой вид открылся австралийским солдатам, высадившимся на пляже ANZAC. Небольшое расстояние до вершины Чунук Баир солдаты так никогда и не предолели, встретив отпор турецких солдат, стоявших по приказу Ататюрка насмерть.
Сражение за Чунук Баир затянулось на целых девять месяцев. У солдат не хватало еды, даже питьевая вода была в недостатке. Галлиполи – крайне неблагоприятное место для того, чтобы провести здесь жаркое лето, но и зима оказалась не менее суровой. К 9 января 1916 года последний живой солдат Антанты был эвакуирован. В турецкой земле остались лежать 53 000 солдат союзников, и ещё столько же солдат османской армии.

Кладбище на пляже ANZAC.
На стороне Антанты в битве за Галлиполи сражались армии двух европейских империй, включая подданных короны из колоний. На стороне британской армии отдельным полком сражались контингенты добровольцев из Австралии и Новой Зеландии, известные под общим названием ANZAC (Australian and New Zealand Army Corps). Сражение Галлиполи, унесшее десятки тысяч жизней молодых ребят, считается в Австралии датой рождения национальной идентичности.

Одно из кладбищ бойцов ANZAC на берегу Эгейского моря. Высокая скала слева на фото – скала Сфинкс.
Молодые европейцы и австралийцы, вступившие на путь войны из собственных убеждений, верили, что Первая мировая война, поглотившая все основные мировые страны, была битвой за честь государства. Уверенные в позитивном исходе войны, австралийские и новозеландские подростки записывались в ряды британской армии, нередко искажая для этого свой возраст.

Одно из береговых кладбищ.
В Дарданелльской операции погибло 8709 австралийских и 2721 новозеландский солдат. 25-ое апреля (день начала Дарданелльской операции) является днём государственного траура в Австралии. Память о сражении девяностовосьмилетней давности живёт в памяти австралийцев. Многие австралийцы настолько патриотичны, что приезжают в Турцию исключительно ради того, чтобы посетить место боевой славы. На церемонию 95-летия памяти сражения в Галлиполи собралось 4 тысячи гостей из Австралии. Неблизкий путь для тех, у кого ни один родственник не погиб в сражении!

В непосредственной близости от пляжа ANZAC находится мемориал, куда каждый год в день памяти съезжаются австралийцы, чтобы почтить память погибших солдат в битве, которую они считают этапом рождения национальной идентичности.
С 1920-х годов полуостров Галлиполи находится под охраной государства, здесь запрещены строительство и другая экономическая деятельность. Весь полуостров – это мемориал памяти погибшим солдатам с обеих сторон. На памятной стеле, установленной рядом с пляжем, на котором высадились солдаты ANZAC, написаны слова Ататюрка, которыми он примиряет воинов, сражавшихся друг с другом, и принимает останки австралийских солдат, павших на турецкой земле, под опеку государства. Турецкая сторона следит за соблюдением мира и порядка на территории заповедника, а специальная организация стран Британского Содружества (Commonwealth War Graves Commission) ухаживает за могилами солдат.

Мемориал Lone Pine. На стенах из белого мрамора написаны имена всех погибших австралийских и новозеландских солдат.
Мемориалы Галлиполи посвящены как австралийским, так и турецким солдатам. Многие кладбища находятся совсем близко друг к другу – совсем так, как и тогдашние окопы, некоторые из которых тоже сохранились до сих пор. Места памяти разбросаны по всему полуострову. Всего в музее под открытым небом насчитывается 31 кладбище союзников и 1 турецкий мемориал Чунук Баир.

Турецкий мемориал Галлиполийской операции. В Турции это сражение называется битвой при Чанаккале, по названию ближайшего крупного города.
На самой высокой точке Галлиполи, Чунук Баир, в месте, которое армия Антанты так и не смогла завоевать, установлена башня, напоминающая по форме китайскую пагоду. Рядом с ней расположено турецкой захоронение. Неподалёку установлен огромный памятник Ататюрку, а всего в сотне метров отсюда находятся могилы австралийских солдат.

Часть окопов сохранилась до сих пор. Вдалеке виднеется памятник Ататюрку, прославившемуся в этом сражении.
Месяцами вражеские окопы находились в сотне метров друг от друга. Легенды рассказывают, что в перерывах между сражениями солдаты перебрасывались между вражескими окопами табаком и шоколадом, турецкие солдаты пели, а австралийские – аплодировали. Насколько ладно дружили солдаты в мирное время, судить трудно, но как только начиналась война, пощады не было. С обеих сторон пострадало полмиллиона солдат. Далеко не все погибшие были идентифицированы, лишь некоторые из них удостоились таблички на одном из кладбищ с именем и годами жизни.

На обоих берегах пролива Дарданеллы находятся мемориалы в форме гигантских турецких флагов, символизирующих победу в сражении за пролив Дарданеллы и защиту национальной чести.
Для Антанты и главного планировщика операции Уинстона Черчилля сражение на полуострове Галлиполи стало политическим фиаско, для Османской империи, жить которой оставалось считанные месяцы, эта битва стали последним триумфом. В защите чести султана прославился Мустафа Кемаль, будущий лидер новой Турции, отец всех турок Ататюрк. Он показал себя толковым военачальником и внимательным к солдатам командиром, чем завоевал расположение армии. В 1919 году он возглавил войну за независимость Турции от британско-французской оккупации, а в 1922 году пришёл к власти и запустил длинный ряд реформ. Реформы Ататюрка модернизировали Турцию, приблизив её к Европе, дали толчок промышленному и научному развитию, при этом сохранив турецкую идентичность. Портрет Ататюрка висит на стене в каждой гостинице, офисе, кассе и будке охранника. Беспрекословное уважение к Отцу Нации в Турции граничит с культом личности. О плохих чертах Ататюрка говорить не принято, помнят только хорошее. История может сказать о нём как о примере удачного диктатора, способного в нужное время спасти страну и вывести её из кризиса.

Политическая карьера Ататюрка началась именно здесь, на полуострове Галлиполи, в сражении, исход которого казался стратегам Антанты заранее предопределённым. То, что стало поражением и глубокой психологической травмой для Черчилля, трагедией – для десятков тысяч семей, потерявших сыновей в этом неблагоприятном песчаном ландшафте, для Ататюрка стало пусковой площадкой для яркой политической карьеры, ареной для защиты чести страны и в каком-то смысле изменения хода истории.

Больше репортажей о Турции – по ссылке!

Читайте также:  Пляж Панва на Пхукете: описание, какрта, как добраться
Ссылка на основную публикацию